Предпринимательский риск - это риск, генерируемый коммерческой деятельностью предприятия - выбором сегмента товарного рынка, конъюнктурой товарного рынка, маркетинговой активностью и т.п.
Предпринимательский (коммерческий) риск прямо не зависит от финансовой деятельности предприятия (которой присущ финансовый риск).
Оценка уровня предпринимательского риска производится в программе ФинЭкАнализ с помощью коэффициента капитализации.
Риск предпринимательской деятельности делят на следующие виды:
Концептуальный подход к управлению хозяйственным риском заключается в:
Методы управления предпринимательскими рисками:
1. Устранение, предотвращение риска. Применительно к рискам, связанным со стихийным действием природных сил (землетрясения, засухи, вымерзание посевов и т.д.), это невозможно. Трудно загодя определить изменения в поведении конкурентов на рынке. Нельзя предвидеть все обстоятельства и в собственно инновационной деятельности. Можно, конечно, не принимать рискованных решений, но тогда субъект хозяйствования лишится шанса реализовать себя как истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход. Он обрекается на застой, применение рутинных методов хозяйствования, чем, естественно, повышает вероятность потери конкурентоспособности и банкротства.
2. Уменьшение неблагоприятного влияния тех или иных факторов на результаты производства и предпринимательской деятельности. Он предполагает принятие превентивных мер:
3. Передача, перевод риска путем формирования системы страхования риска, создания акционерных обществ (как обществ с ограниченной имущественной ответственностью) и иных аналогичных действий.
4. Овладение риском. Применение этого метода целесообразно и даже необходимо, когда потенциальные потери незначительны и делается все возможное для предупреждения или снижения ущерба от воздействия непредвиденных обстоятельств, когда четко выявлены шансы на получение высокого предпринимательского дохода. Чтобы сознательно идти на риск, предприниматель должен опираться на:
Далее:
коммерческий риск