Финансовое состояние - это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота, и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Финансовое состояние предприятия характеризуется:
Анализ финансового состояния предприятия производится в программе ФинЭкАнализ.
Финансовое состояние предприятия характеризуется показателями, отражающими формирование и использование финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние отражает конечные результаты работы предприятия. Эти результаты представляют интерес для менеджеров и собственников предприятия и для партнеров по бизнесу, государственных, финансовых, налоговых органов и т.п.:
Как инструментарий для финансового анализа широко используются относительные показатели финансового состояния предприятия, или финансовые коэффициенты, которые выражают отношения одних абсолютных показателей к другим. На предприятии рассчитывают следующие финансовые коэффициенты:
Коэффициенты ликвидности определяют способность предприятия оплатить краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важные среди них для финансового менеджмента:
Коэффициенты деловой активности определяют, насколько эффективно предприятие использует ресурсы. В финансовом менеджменте из этой группы рассчитываются коэффициенты оборачиваемости. Наиболее важные из них:
Коэффициенты рентабельности отражают, прибыльность предприятия. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в производство или иные финансовые операции. В финансовом менеджменте в качестве основных коэффициентов рентабельности рассматриваются:
Коэффициенты структуры капитала, или платежеспособности характеризуют степень защищенности кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в предприятие. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Среди коэффициентов этой группы выделяют:
Коэффициенты рыночной активности предприятия включают в себя показатели, характеризующие стоимость и доходность акций предприятия. Среди показателей этой группы рассчитывают:
Финансовая стратегия предприятия заключается в улучшении финансового состояния предприятия, росте ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия:
1. Оптимизация или уменьшение затрат предполагает действия с целью остановить снижение прибылей. Очень эффективным механизмом является создание системы по эффективному контролю затрат. Иногда расходы можно сократить, просто начав учитывать.
Замечено например, что когда предприятие начинает регистрацию исходящих междугородных и международных звонков сотрудников по дате, времени и цели, количество звонков снижается за счет уменьшения звонков по личным делам сотрудников. При этом обязательное условие -поддержка сотрудниками системы учета затрат. Важный момент здесь - анализ причин возникновения затрат.
Так, например, если растут представительские расходы, полезно определить, почему сотрудники тратят деньги предприятия в дорогих ресторанах: потому, что предприятие активно расширяет клиентскую базу и растет число подписанных контрактов, или потому, что просто ослаблен контроль за использованием представительских средств. Целесообразно также проанализировать оргструктуру с целью устранить излишние уровни управления и сократить затраты на оплату труда.
2. Проведение реорганизации инвентарных запасов предполагает, что запасы разносятся по категориям по степени важности. Объемы тех видов запасов, которые не критичны для функционирования бизнеса, уменьшают. Одновременно внедряют контрольные процедуры в области заказов на снабжение:
Залежавшиеся запасы целесообразно продать со скидками для получения дополнительных денежных средств.
3. Получение дополнительных денежных средств от использования основных фондов путем продажи или сдачи в аренду. Имущество, которое не удалось сдать в аренду, консервируют и составляют акт о консервации с представлением в налоговую инспекцию. Это позволит исключить имущество из расчета налогооблагаемой базы.
4. Взыскание задолженностей с целью ускорения оборачиваемости денежных средств. Возврат задолженностей клиентами стимулируют путем предоставления специальных скидок. Также создают систему оценки клиентов, которая бы суммировала риски, связанные с ними как с деловыми партнерами. Досье клиента будет включать:
Устанавливают так же формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться:
Наблюдение за клиентами и изменение их статуса целесообразно возложить на менеджеров по продажам, а оплату труда привязать к поступлению денежных средств от клиентов, с которыми они работают. Наконец, можно продать банку, обслуживающему фирму, ее дебиторскую задолженность.
5. Изменение структуры долговых обязательств предполагает подробный анализ этих обязательств и возможные варианты погашения для роста ликвидности в будущем.
В случае невозможности погашения этих обязательств рассматриваются варианты изменения структуры (перевод долгосрочных обязательств в краткосрочные или наоборот).
6. Разграничение выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств предполагает ранжирование поставщиков по степени важности. Критически важные поставщики должны быть в центре внимания. Целесообразно интенсифицировать контакты с ними, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудничеству.
7. Пересмотр планов капитальных вложений как средство увеличения поступления денежных средств. Направлен на минимизацию расходов.
В условиях угрозы кризиса разумно отказаться от инвестиций в капитальное строительство, приобретение новой техники, расширение сбытовой сети и т.д., кроме безотлагательных случаев. Важно оценить, какие потребности в капитальных инвестициях безотлагательны. Надо также отказаться от тех капитальных расходов, которые не дадут немедленную отдачу для предприятия.
8. Увеличение поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей, предполагает помощь основных групп поддержки - банком, акционерами или владельцами.
9. Увеличение объема производства и продаж для увеличения денежных средств, получаемых от реализации продукции, т.е. увеличение абсолютно ликвидных активов.
Для этого выделяют группы товаров, приносящие наибольшую прибыль, проводят анализ цены и объема реализуемой продукции для определения разумного компромисса.
10. Совершенствование методов управления оборотными средствами предприятия.
11. Прогнозирование финансового состояния предприятия делают после комплексного анализа с целью определения перспективного финансового состояния в ближайшем будущем и, как следствие, проведение соответствующих мероприятий.
12. Введение эффективной системы прогнозирования движения денежных средств как составляющей прогнозирования финансового состояния.
Далее: