Александр Борисов
консультант B&G Group Ltd.
Екатерина Лисицына,
директор департамента программ МВА
Московской международной высшей
школы бизнеса «МИРБИС», д. э. н.
ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР
№ 9 (97) сентябрь 2010 года
Избежать кассовых разрывов, вовремя платить налоги и рассчитываться с кредиторами, поставщиками и персоналом можно, если создать эффективную систему планирования и контроля движения денежных средств. Большинству компаний для этого достаточно нескольких таблиц, составленных в Excel.
Минимально необходимый набор отчетов и планов, который позволит эффективно управлять деньгами финансовому директору, примерно следующий:
бюджет движения денежных средств (БДДС) и отчет о его исполнении, составленный на год в разбивке по месяцам;
оперативный план движения денежных средств, формируемый на ближайшую неделю или декаду;
реестр заявок на платеж.
По большому счету, этого достаточно. Хотя, если у компании много кредитов, идет масштабное строительство и т. д., возможно, будут нелишними дополнительные отчеты и планы. Теперь все по порядку.
Есть два принципиально разных подхода к составлению бюджета движения денежных средств на год. Бюджет может формироваться как прямым, так и косвенным методом. В первом случае последовательно планируются ожидаемые результаты по статьям поступления и расходования денег. Во втором план строят исходя из ожидаемой прибыли, которая корректируется на денежные потоки, вызванные изменением активов и обязательств, а также исключается влияние неденежных статей (например, амортизации)*.
* Как составить БДДС косвенным методом, см. статью «Как узнать, что происходит с живыми деньгами у вашего контрагента, из его баланса» («Финансовый директор» № 4, 2009). - Прим. ред.
Стоит сказать, что чаще всего при составлении БДДС на год с разбивкой по месяцам используют первый подход. Дело в том, что он позволяет увидеть, с чем связан приток или отток денег, отвечает на вопрос, почему у прибыльной компании может не оказаться средств на счетах, и т. д. Однако для повседневного управления деньгами такой БДДС не слишком подходит. В нем нет лимитов по статьям расходования и поступления средств, без которых нельзя контролировать заявки на платежи от подразделений.
Классическая форма БДДС по структуре статей близка к привычному отчету о движении денежных средств (форма № 4). В бюджете движения денежных средств все денежные потоки делятся на три группы: операционная деятельность, финансовая и инвестиционная.
Операционная деятельность . Сложнее всего спланировать поступления и выплаты по операционной деятельности. Чтобы определить, сколько средств поступит от покупателей и какие платежи уйдут в адрес поставщиков, можно воспользоваться формулами, приведенными в таблице 1 на стр. 62.
Пример
В компании за прошлый год поступления от продаж с НДС и акцизами составили 20 млн рублей. В новом году планируемые денежные поступления составляют 22 млн рублей. Авансы с НДС составляют 10 процентов от общей суммы продаж. Показатели из баланса за прошлый отчетный период следующие:
дебиторская задолженность покупателей на начало и конец года - 2 и 3 млн рублей соответственно;
авансы покупателей - ОД млн рублей как на начало, так и на конец года.
Средний срок погашения дебиторской задолженности составит 51 дн. ([(2 + 3): (2 X (20 - 10% X 20))] X 365). А средний срок, на который поступает предоплата от покупателей, - 18 дн. ([(0,1 + 0,1): (2 X (10% X 20))] X 365).
В планируемом периоде компания планирует сократить средний срок погашения дебиторской задолженности на четыре дня и средний срок предоплаты - на два дня. Тогда дебиторская задолженность на конец планируемого периода - 2,1 млн руб. (2 X (51 - 4) X (22 - 10% X 22): 365 -3), а полученные авансы на конец года - 0,1 млн руб. (2 X (18 - 2) X 10% X 22 : 365 - 0,1).
Соответственно, за планируемый период в компанию поступят средства от операционной деятельности в сумме 22,9 млн руб. (22 + (3,0 - 2,1) - (0,1 - 0,1)).
Припланирований выплат заработной платы можно использовать существующие в компании графики платежей. А для планирования налоговых отчислений придется составить вспомогательную таблицу, в которой отразить планируемый размер налоговой базы, планируемые суммы начислений и выплат. Например, если уже составлен бюджет доходов и расходов, в котором указывается планируемая прибыль компании, спрогнозировать начисления по налогу на прибыль и построить график перечисления средств в государственный бюджет не составит труда.
Инвестиционная деятельность . Если компания собирается приобретать основные средства или инвестировать деньги в ценные бумаги (другими словами, у предприятия есть инвестиционная деятельность), денежные потоки, связанные с этим, придется планировать отдельно и только потом переносить в общий бюджет движения денежных средств на год. Для подготовки подобных вспомогательных планов их стоит разделить на две группы: капитальные вложения и инвестиции.
План капитальных вложений (график оплат) строится исходя из условий договоров с подрядчиками, смет и т. д. Чтобы не запутаться в денежных потоках, связанных с капитальными вложениями, лучше планировать движение денег отдельно по каждому проекту или инвестиционному активу.
Финансовая деятельность . Потоки от финансовой деятельности обычно возникают у компании, если она пользуется заемными средствами или сама предоставляет займы. Последнее в практике российских компаний встречается достаточно редко. Поэтому чаще всего прогноз денежных потоков от финансовой деятельности - не что иное, как график привлечения и обслуживания полученных средств. В идеале желательно составлять такой план в разрезе источников финансирования, будь то эмиссия акций, облигаций или банковские кредиты.
Для эффективного управления денежными средствами компании бюджета движения денежных средств, составленного на год, пусть даже с разбивкой по месяцам, недостаточно. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения кассовых разрывов, спланировать повседневные платежи, необходим оперативный план движения денежных средств (платежный календарь). Универсального шаблона платежного календаря нет. Например, он может выглядеть так, как показано в таблице 2 на стр. 64. Тем не менее есть несколько простых шагов, которые помогут разработать платежный календарь.
Шаг 1. Разработать структуру статей платежного календаря . Проще всего это сделать, если взять за основу бюджет движения денежных средств на год и детализировать укрупненные статьи. Например, для «остатка средств на начало периода на расчетном счете» ввести детализацию по расчетным счетам, используемым компанией. Или «выплаты поставщикам сырья и материалов» поделить на подстатьи: «оплата сырья для основного производства», «оплата материалов для хозяйственных нужд» и т. д.
Шаг 2. Создать унифицированную форму заявки на платеж . В заявке стоит предусмотреть использование следующих обязательных полей:
реквизиты платежа: № счета, № договора, наименование контрагента, сумма платежа;
реквизиты составителя: наименование подразделения, составившего заявку; Ф.И.О. инициатора платежа;
бюджетные данные: вид деятельности, статья платежного календаря, срок оплаты по договору, приоритет платежа. Если в заявке есть срок платежа и приоритет, то эти сведения позволяют при планировании движения денежных средств при необходимости переносить незначительные выплаты на более поздние даты.
Таблица 2. Пример платежного календаря (извлечение), тыс. руб.
Статьи | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Итого |
Остаток денежных средств на начало периода в целом по компании | 52 | 108 | 85 | 103 | 117 | - |
Касса | ||||||
Остаток денежных средств в кассе на начало периода | 2 | 1 | 11 | 15 | 12 | - |
Поступления, итого в том числе: | 43 | 71 | 51 | 50 | 62 | 277 |
- поступление от покупателей | 40 | 30 | 40 | 35 | 20 | 165 |
- поступление с расчетного счета | 40 | 30 | 70 | |||
- возврат подотчетных средств | 1 | 1 | ||||
- прочие поступления | ||||||
Выплаты, итого в том числе: | (44) | (61) | (47) | (53) | (69) | (274) |
- выдано подотчетных средств, в т. ч.: | (2) | (8) | (5) | (2) | (17) | |
- на оплату сырья, материалов | (1) | (1) | ||||
- оплата сырья и материалов из кассы | (30) | (10) | (20) | (10) | (70) | |
- оплата хозрасходов из кассы | (2) | (3) | (5) | |||
- выплаты персоналу | (30) | (30) | ||||
- перевод на расчетный счет | (10) | (40) | (22) | (41) | (39) | (152) |
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Чистый денежный поток по кассе | (1) | 10 | 4 | (3) | (7) | 3 |
Остаток денежных средств в кассе на конец периода | 1 | 11 | 15 | 12 | 5 | - |
Расчетный счет | ||||||
Остаток денежных средств на р/с на начало периода | 50 | 107 | 74 | 88 | 105 | - |
Поступления, итого в том числе: | 120 | 207 | 566 | 179 | 174 | 1246 |
- поступление от покупателей | 60 | 60 | 70 | 50 | 30 | 270 |
- поступление из кассы | 10 | 40 | 22 | 41 | 39 | 152 |
- поступление кредитов и займов | 400 | 400 | ||||
Выплаты, итого в том числе: | (63) | (240) | (552) | (162) | (90) | (1107) |
- оплата сырья и материалов | (50) | (160) | (50) | (260) | ||
- оплата хозрасходов | (10) | (2) | (2) | (5) | (19) | |
- оплата приобретений основных средств и прочих внеоборотных активов | (200) | (450) | (650) | |||
- возврат кредитных средств и процентов по ним - | (3) | (3) | ||||
- перевод в кассу | (40) | (30) | (70) | |||
... | ... | ... | ... | ... | ... | ... |
Чистый денежный поток по расчетному счету | 57 | (33) | 14 | 17 | 84 | 139 |
Остаток денежных средств на р/с на конец периода | 107 | 74 | 88 | 105 | 189 | - |
Чистый денежный поток в целом по компании | 56 | (23) | 18 | 14 | 77 | 142 |
Остаток денежных средств на конец периода в целом по компании | 108 | 85 | 103 | 117 | 194 | - |
Шаг 3. Разработать реестр платежей . Реестр платежей - это сводная таблица, в которой в сжатой форме аккумулируются данные по поступившим заявкам на платежи от подразделений. Очевидно, что в ней должны присутствовать те же разделы (графы), которые предусмотрены для заявки на платеж. Также стоит добавить еще несколько аналитических признаков:
статус заявки - принята к исполнению или отклонена;
статус платежа -исполнен или находится в режиме ожидания;
планируемая дата оплаты - срок, в который заявка будет исполнена;
источник платежа - ссылка на расчетный счет (кассу).
Шаг 4. Внести в платежный календарь лимиты . Чтобы, работая с отдельными заявками, жестко контролировать исполнение БДДС, будет совсем не лишним отдельной графой в платежный календарь перенести лимиты по укрупненным статьям. Это позволит всегда видеть, насколько исчерпан бюджет и можно ли акцептовать очередную заявку от того или иного подразделения без дополнительного ее согласования, например, с генеральным директором.