Финансовое оздоровление предприятия

Фёдорова Г.В.
Фрагмент книги "Учет и анализ банкротств", 2008
(скачать книгу)

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для финансового оздоровления предприятия.

5.1. Последствия введения финансового оздоровления

Финансовое оздоровление вводится судом на срок не более двух лет с назначением административного управляющего. В этом случае, как и при процедуре наблюдения, органы управления предприятия-должника продолжают осуществлять свои функции (ст. 80 Закона о банкротстве).

На стадии финансового оздоровления кредиторы, арбитражный управляющий и руководство предприятия разрабатывают план, предусматривающий способы получения предприятием-должником средств, необходимых для расчета по обязательствам. Кроме того, на этапе оздоровления должнику следует представить суду график погашения задолженности, в соответствии с которым предприятие будет вести расчеты со всеми кредиторами, включенными в реестр.

График должен предусматривать погашение всех обязательств не позднее чем за месяц до даты окончания этапа финансового оздоровления (ст. 84 Закона о банкротстве). На этой стадии банкротства (в отличие от процедуры наблюдения) прекращается начисление штрафов, пеней, процентов по неисполненным предприятием обязательствам, возникшим до введения процедуры оздоровления.

Финансовое оздоровление - новая процедура, ранее неизвестная российскому конкурсному праву. Финансовое оздоровление может быть определено как пассивная оздоровительная процедура, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно.

Сущность финансового оздоровления состоит в том, что должник под контролем кредиторов и суда на основании особых документов - плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности - осуществляет расчет с кредиторами. Очевидно, что для введения этой процедуры необходимо наличие доверия должнику со стороны кредиторов.

Вопрос о введении финансового оздоровления решается на первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом по окончании наблюдения. Рассматриваемая процедура вводится определением арбитражного суда при наличии следующих оснований:

ходатайства собрания кредиторов. При этом предоставление обеспечения необязательно и суд не имеет права пойти против воли кредиторов;

ходатайства любого лица, готового предоставить обеспечение исполнения должником графика погашения задолженности. Способ обеспечения может быть любым (кроме удержания, задатка, неустойки). Размер обеспечения должен превышать размер реестровых требований не менее чем на 20 %;

ходатайства любого лица, готового представить в качестве обеспечения исполнения должником графика погашения задолженности банковскую гарантию. Сумма банковской гарантии должна не менее чем на 20 % превышать размер реестровых требований.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего. Введение финансового оздоровления влечет за собой определенные последствия:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве;

отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Срок начисления процента определяется с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - если такое погашение не произошло до открытия конкурсного производства.

Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, 178 удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено законодательством.

Важная особенность процедуры финансового оздоровления заключается в том, что руководитель и органы управления должника не отстраняются от управления, но функционируют с некоторыми ограничениями. К таковым относится необходимость для должника получать согласие на определенные действия административного управляющего, собрания кредиторов, лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.

В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.

В некоторых случаях для того, чтобы провести ту или иную сделку, необходимо получить согласие административного управляющего. Это относится к сделкам с имуществом должника, к получению займов, к уступке прав требования и к переводу долга, а также к тем сделкам, которые увеличивают кредиторскую задолженность организации-должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов.

В то же время предметы залога должник может продавать, передавать в аренду или безвозмездное пользование и т. д.

Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, необходимо для принятия решений о реорганизации в любой из пяти форм (преобразование, слияние, присоединение, выделение, разделение).

Если руководитель должника плохо справляется со своими обязанностями, то он может быть отстранен от ведения дел по определению арбитражного суда. Для этого собрание кредиторов, административный управляющий или лица, предоставившие обеспечение, должны представить в суд ходатайство. Руководитель отстраняется определением суда, которое может быть обжаловано.

Еще одним важным последствием введения финансового оздоровления считаются назначение и деятельность административного управляющего. Полномочия административного управляющего определяются его статусом. Он не ведет хозяйственную деятельность должника, его цель - контролировать соблюдение должником взятых на себя обязательств.

Административный управляющий исполняет следующие функции:

проводит работу с кредиторами (ведет реестр, рассматривает требования, созывает собрания, информирует о ходе финансового оздоровления, контролирует исполнение должником текущих требований и своевременность платежей в соответствии с графиком погашения задолженности); S осуществляет действия с имуществом должника (принимает участие в инвентаризации, следит за сохранностью, может настаивать на применении обеспечительных мер); S контролирует деятельность руководителя (согласовывает сделки должника, рассматривает отчеты об исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, может потребовать отстранения руководителя, может обратиться в суд с требованиями, связанными с недействительностью сделок должника); J предъявляет необходимые требования к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств. Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего. При введении другой процедуры банкротства административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения соответственно внешнего или конкурсного управляющего.

5.2. План финансового оздоровления и график погашения задолженности

Основные документы, на основании которых должник действует в рамках финансового оздоровления, - план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Эти документы разрабатываются учредителями (участниками) должника либо собственником имущества - унитарного предприятия и утверждаются собранием кредиторов.

План финансового оздоровления предусматривает источники получения средств должником и мероприятия, результатом осуществления которых будет появление у должника средств, достаточных для исполнения графика погашения задолженности.

Мероприятия могут состоять как в осуществлении экономическихдействий (перепрофилирование производства, ликвидация убыточных производств, повышение конкурентоспособности про-180 дукиии и т. п.), так и в получении дополнительных средств от кредиторов либо контрагентов.

План финансового оздоровления представляет собой своего рода бизнес-план деятельности организации-должника в условиях процедур судебной санации. Данный тип бизнес-плана имеет особый статус, поскольку разрабатывается предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности. Типовая структура и методические рекомендации по составлению плана финансового оздоровления предприятия были утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) № 98-р от 5 декабря 1994 г.

Структура плана финансового оздоровления включает следующие разделы.

1. Общая характеристика предприятия.

1.1. Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОК.ПО.

1.2. Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие.

1.3. Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т. д., код СОАТО.

1.4. Подчиненность предприятия - вышестоящий орган, код СООГУ.

1.5. Вид деятельности (основной), код ОКОНХ.

1.6. Организационно-правовая форма предприятия.

1.7. Форма собственности, код СКФС, доля государства (субъекта Российской Федерации) в капитале, процент.

1.8. Включено в Государственный реестр РФ предприятий монополистов: федеральный, местный.

1.9. Банковские реквизиты.

1.10. Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие.

1.11. Организационная структура предприятия, дочерние предприятия.

1.12. Ф.И.О., телефоны, факсы администрации предприятия.

1.13. Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия (возраст, образование и квалификация, предыдущие три должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы на предприятии).

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

2.1. Срок реализации плана.

2.2. Сумма необходимых финансовых средств.

2.3. Срок погашения государственной финансовой помощи.

2.4. Финансовые результаты реализации плана (чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, дисконтный (динамический) срок окупаемости проекта).

2.5. Агент правительства, через которого осуществляется финансирование (наименование, реквизиты).

3. Анализ финансового состояния предприятия.

3.1. Характеристика учетной политики предприятия (способы ведения бухгалтерского учета - способы погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»).

3.2. Сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности.

4.1. Перечень мероприятий, анализ, выводы.

5. Рынок и конкуренция.

5.1. Описание отрасли и перспективы ее развития (с указанием основных групп потребителей).

5.2. Рынки, на которые ориентирован бизнес.

5.2.1.Отличительные характеристики основных рынков и их сегментов.

5.2.2.Размеры основных рынков.

5.2.3.Проникновение на рынок.

5.2.4.Ориентиры для цен и балансовой прибыли.

5.2.5. Средства коммуникации.

5.2.6.Цикл покупок потенциальных потребителей.

5.2.7. Важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на основных рынках.

5.2.8. Второстепенные рынки и их основные характеристики.

5.3. Конкуренция.

5.3.1. Характеристика предприятий по их участию на товарном рынке.

5.3.2. Анализ, выводы.

5.4. Законодательные ограничения.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

6.1. Стратегия маркетинга.

6.1.1 Стратегия проникновения на рынок.

6.1.2. Стратегия роста.

6.1.3. Каналы распределения.

6.1.4. Коммуникации.

6.2. Стратегия осуществления продаж.

6.2.1. Характеристика и анализ каналов сбыта.

6.2.2. Объем сбыта продукции по каждому каналу.

6.3. Продукты и услуги.

6.3.1. Подробное описание продукта (услуги).

6.3.2. Жизненный цикл продукта.

6.3.3. Исследования и разработки.

7. План производства.

7.1. Производственная программа предприятия.

7.2. Планируемый объем продаж продукции.

7.3. Потребность в основных фондах.

7.4. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу.

7.5. Расчет потребности в персонале и заработной плате.

7.6. Смета расходов и калькуляция себестоимости (сводная).

7.7. Потребность в дополнительных инвестициях.

8. Финансовый план.

8.1. Прогноз финансовых результатов.

8.2. Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования.

8.3. Модель дисконтированных денежных потоков.

8.4. Расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR (ставки дисконта, при которой NPV принимает нулевое значение).

8.5. Определение дисконтного (динамического) срока окупаемости проекта.

8.6. График погашения кредиторской задолженности, процентов и штрафов.

8.7. Расчет точки безубыточности (порога рентабельности).

8.8. Агрегированная форма прогнозного баланса.

8.9. Расчет коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами на основе агрегированной формы баланса.

Остановимся подробнее на содержании некоторых разделов плана финансового оздоровления. Так, в первом разделе «Общаяхарактеристика предприятия» п. J.1, 1.3, 1.5, 1.6 заполняются в соответствии с учредительными документами предприятия, зарегистрированными в установленном порядке. В данных пунктах, а также в п. 1.4 и 1.7 указываются коды ОКПО, СОАТО, ОКОНХ, СООГУ, СКФС, присвоенные предприятию соответствующим органом государственной статистики.

Пункт 1.2 заполняется в соответствии со свидетельством о регистрации, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий. Пункт 1.11 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних предприятий. Организационная структура предприятия приводится в виде схемы.

Второй раздел содержит краткие сведения по плану финансового оздоровления. В п. 2.1 указывается срок реализации плана в месяцах.Пункт 2.2 содержит как общую сумму необходимых предприятию финансовых средств, так и требуемую государственную финансовую помощь. В п. 2.3 указываются срок погашения государственной помощи в месяцах и дата ее окончательного погашения.

В третьем разделе проводится анализ финансового состояния предприятия. Пункт 3.1 содержит характеристику учетной политики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества предприятия. Особое внимание уделяется методам определения выручки исчисления амортизации основных средств и т. п. Пункт 3.2 содержит сводную таблицу финансовых показателей предприятия, прилагаемую к плану финансового оздоровления, анализ финансово-хозяйственной деятельности и выводы о причинах, приведших предприятие к неплатежеспособности.

В сводной таблице финансовые показатели приводятся за три года, предшествующих наступлению неплатежеспособности предприятия. Финансовые показатели сгруппированы в следующем порядке:

показатели платежеспособности и ликвидности; S показатели финансовой устойчивости; J показатели деловой активности; S показатели рентабельности.

Приведем в качестве примера значения финансовых показателей для условного промышленного предприятия ООО «Пекарь» за последние три года, предшествующие наступлению неплатежеспособности предприятия (табл. 5.1).

В гл. 2 мы подробно рассмотрели показатели платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, представленные в табл. 5.1. Как видим, в течение последних трех лет эти показатели существенно ухудшились.

Динамика показателей деловой активности свидетельствует об увеличении средних сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, снижении скорости оборачиваемости активов предприятия в целом.

Группа показателей рентабельности показывает нам низкий уровень рентабельности активов и нормы чистой прибыли в течение последних трех лет, кроме того, динамика этих показателей ухудшается.

В четвертом разделе плана финансового оздоровления определяются мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия-должника. Пункт 4.1 содержит таблицу с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, являющуюся приложением к плану финансового оздоровления, анализ предлагаемых мероприятий и выводы об эффективности предложенных мероприятий.

В таблице с перечнем мероприятий приводятся сроки проведения данных мероприятий и показывается внутренний финансовый резерв предприятия, получаемый от предлагаемых мероприятий, который может быть направлен на восстановление платежеспособности.

В качестве мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия, рекомендуется использовать следующие:

совершенствование системы управления;

инвентаризация;

оптимизация дебиторской задолженности;

снижение издержек производства;

продажа дочерних предприятий и долей в капитале других предприятий;

продажа незавершенного строительства;

оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот для уволенных;

продажа излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;

конверсия долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;

прогрессивные технологии, механизация, автоматизация, производства;

совершенствование организации труда;

капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.

Раздел 5 «Рынок и конкуренция» содержит сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие: история развития, современное положение, перспективы развития. В описании отрасли обязательно указываются группы потребителей (население, промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия и т. п.) и их доля в процентном выражении.

Здесь же дается характеристика основных и вспомогательных рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Кроме того, сообщаются средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок.

Характеристика рынков и сегментов рынков содержит информацию о наименовании рынка и его сегментов (например, сегмент рынка электронной аппаратуры: видеомагнитофоны, плееры, телевизоры и т. п.), сведения о предприятиях-производителях, рабо-186 тающих на данном рынке, количестве потребителей, объемах, приходящихся на отдельных потребителей, географической концентрации потребителей, спросе на продукцию и изменениях на него. Кроме того, сообщается о емкости рынка.

Емкость рынка - максимально возможный объем данной продукции. Это величина определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) продаваемых на нем товаров в течение года. При оценке емкости принимают во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данной продукции и вычитают ее экспорт.

Размер рынка (сферы обмена) - это территория, на которой происходит обмен интересующей нас продукции. Если сфера обмена охватывает территорию области, края, города, то это местный товарный рынок. Если сфера обмена охватывает всю национальную территорию, то это «рынок страны». Мировой рынок - это совокупность национальных рынков государств, связи между которыми опосредованы международной торговлей, в том числе торговлей лицензиями и услугами, межнациональным перемещением капиталов и т. д.

Описание проникновения на рынок включает информацию о принципах такого проникновения и о состоянии предприятия на данном рынке (устойчивое, неустойчивое).

При описании цен и валовой прибыли предприятие указывает как цены, существующие на рынке данной продукции (услуги), так и предполагаемую цену на свою продукцию. Следует учитывать, что цена товара оказывает значительное влияние на объем продаж и величину поступлений от продаж.

Основу любой политики в области цен составляют издержки производства и структура рынка для данного товара. С точки зрения изготовителя, наилучшая цена на его товар - это цена, которая приносит максимальный доход с учетом уровня производства. Монополистическое предприятие-изготовитель может продавать свой товар по максимально возможным ценам с учетом регулирующей деятельности соответствующих правительственных органов, но предприятие-изготовитель, испытывающее сильную конкуренцию, вынуждено проводить постоянную корректировку цен, исходя при этом из максимально возможных цен и производственных издержек.

В плане финансового оздоровления (бизнес-плане) следует проводить анализ ценообразования товара, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход от продаж. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.

Шестой раздел посвящен деятельности в сфере маркетинга предприятия. В нем описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие ситуации на рынке. Предприятие подробно характеризует следующие положения: стратегия проникновения на рынок; стратегия роста предприятия; каналы распространения продукции, коммуникации.

В стратегии проникновения на рынок предприятие описывает последовательность своих действий: по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок, проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.

Описание стратегии роста (стратегии развития) предприятие осуществляет в соответствии со схемой, представленной на рис. 5.1.

Описание стратегии роста (стратегии развития) предприятие осуществляет в соответствии со схемой

Предприятие, описывая стратегию маркетинга, дает характеристику каналов распределения. Канал распределения - совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Затем описывается система маркетинговых коммуникаций, т. е. комплекс мер по воздействию предприятия на покупателя. Система маркетинговых коммуникаций включает следующий набор элементов:

реклама;

стимулирование сбыта:

паблик рилейшен (связь с общественностью);

решения, принимаемые службой маркетинга.

В качестве средства распространения рекламы может быть указана:

пресса (газеты, журналы, книги, справочники);

печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т. п.):

наружная реклама (крупногабаритные плакаты, пространственные конструкции, световые панно и т. п.);

реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, вокзалах, портах и т. п.);

кино- и телереклама:

радиореклама.

При характеристике такого элемента системы маркетинговых коммуникаций, как стимулирование сбыта, предприятие описывает используемые им средства стимулирующего воздействия на покупателей, продавцов и посредников.

В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик рилейшен - создание общественного мнения. Основная задача паблик рилейшен состоит в создании и сохранении имиджа предприятия, его фирменного стиля.

Фирменный стиль - это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой - противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам. В фирменный стиль включают: товарный знак, логотип, фирменный цвет, гимн, фирменную одежду и т. п.

В заключительной части характеристики коммуникаций приводится описание решений, принимаемых службой маркетинга. Все решения службы маркетинга, воздействующие на внешнюю среду предприятия, можно разделить:

на открытые, которые доводятся до сведения клиентов. Это могут быть решения относительно товарной, целевой, сбытовой политики, о целях маркетинга предприятия;

закрытые, которые некоторое время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга и т. п.).

Затем необходимо дать характеристику и анализ каналов сбыта, а также таблицу объемов сбыта продукции по каждому каналу, прилагаемую в виде приложения к плану финансового оздоровления. Далее приводятся подробное описание продукта (услуги), жизненного цикла продукта, а также исследования и разработки по совершенствованию (модернизации) старого продукта и (или) созданию и внедрению нового.

Седьмой раздел представляет собой план производства. Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг, для которых определен режим наибольшего благоприятствования на рынке данного вида продукции и услуг, а также определен объем продукции, который способен «поглотить» соответствующий сегмент рынка, определенный в пятом и шестом разделах. Исходя из потребностей рынка в объеме продукции, определяется необходимый потенциал предприятия. Увеличение производственных мощностей предприятия может осуществляться как за счет использования внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных основных фондов.

Объем продаж продукции на установленную потребность рынка определяется путем маркетинговых исследований с целью прогнозирования цены продукции, спрос на которую реализуется увеличением мощности предприятия. Расчет объема продаж производится исходя из количества выпускаемой продукции и ее цены, сложившейся на рынке спроса.

Далее проводится расчет потребности в материальных ресурсах и производственных запасах, расчет численности работников и фонда заработной платы, исходя из прогнозируемых объемов выпуска продукции и услуг.

Смета расходов на выпускаемую продукцию представляет собой расчет затрат по калькуляционным статьям раздельно по видам продукции, работ, услуг. Калькуляция затрат может осуществляться укрупненно на основе принятых на предприятии норм затрат на единицу производимой продукции или путем прямой калькуляции расчетов, исходя из норм ресурсов.

На этапе разработки производственной программы рассчитываетсяпотребность в первоначальных инвестициях, определяются направления, по которым требуются вложения средств и величина потребности в дополнительных инвестициях.

Раздел восьмой содержит финансовый план. Исходные данные для расчета финансового плана формируются на основе следующих разделов плана финансового оздоровления:

пятый и шестой разделы определяют потребность рынка в том или ином виде продукции и его объеме по цене, сложившейся на рынке;

седьмой раздел характеризует возможности предприятия по выпуску продукции в соответствии с производственной мощностью предприятия и ее увеличением или уменьшением с учетом потребностей рынка.

На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов. Затем формируется модель дисконтированных денежных потоков, при этом обший результат от инвестиций рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года реализации данного проекта и текущей (дисконтированной) стоимости остаточной стоимости за пределами планируемого периода.

Сопоставление размера вложенных средств и прогнозируемых отданного вложения результатов осуществляется посредством специальных методов и инструментов, включающих: дисконтирование и начисление сложных процентов; расчет показателей чистой приведенной стоимости проекта и внутренней нормы прибыли, динамического (дисконтированного) срока окупаемости проекта. Построение модели денежных потоков базируется на применении техники дисконтированных денежных потоков.

Оценка эффективности плана финансового оздоровления проводится на основе показателей чистой текущей стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и дисконтированного срока окупаемости. При оценке эффективности вложений в функционирующее предприятие следует учитывать, что получаемые денежные потоки представляют собой результат функционирования не только выделенных средств государственной финансовой поддержки, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу предприятия на последнюю отчетную дату.

На базе данных производственной программы и финансового плана заполняется агрегированная форма прогнозного баланса по годам планируемого периода. По агрегированному прогнозному балансу рассчитываются коэффициенты: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности.

На основании разработанного плана финансового оздоровления составляется график погашения задолженности. Если финансовое оздоровление вводилось по решению собрания кредиторов, то график должен предусматривать погашение всех реестровых требований не позднее чем за месяц до даты окончания финансового оздоровления. При этом требования первой и второй очередей должны погашаться не позднее чем за шесть месяцев до даты окончания финансового оздоровления.

Если финансовое оздоровление вводится при отсутствии решения собрания кредиторов, т. е. по ходатайству определенных лиц, предоставивших обеспечение исполнения обязательств должника, то к графику погашения задолженности предъявляются более строгие требования. В этом случае погашение задолженности должно быть осуществлено в течение года, приступить к выплатам необходимо не позднее чем через месяц после вынесения судом определения о введении финансового оздоровления. График должен предусматривать ежемесячное пропорциональное удовлетворение требований равными долями.

График погашения задолженности вступает в силу с момента утверждения его арбитражным судом. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. В этом случае на основании отчета должника о досрочном окончании финансового оздоровления арбитражный суд может вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

В случае неисполнения должником графика учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график погашения задолженности изменений.

Собрание кредиторов может принять решение о внесении изменений в график, после чего эти изменения утверждаются арбитражным судом. Также собрание кредиторов может отказать в утверждении изменений в графике погашения задолженности и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражным судом вводится процедура внешнего управления или конкурсного производства.

5.3. Бухгалтерский учет операций, связанных с процедурой финансового оздоровления

Для реализации плана финансового оздоровления организации-должнику потребуется и может быть оказана финансовая помошь в виде:

кредитов и займов;

выпуска и размещения облигаций, векселей;

государственной помощи;

безвозмездно полученных ценностей;

увеличения уставного капитала за счет увеличения номинальной стоимости акций или дополнительного выпуска акций и др.

Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указываются объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставления соответствующих документов и т. п.

Для учета операций по получению и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Долгосрочные кредиты и займы в зависимости от учетной политики могут учитываться либо все время на счете 67, либо сначала на счете 67, а затем, когда до погашения долга остается меньше 365 дней, переводиться в краткосрочную задолженность следующей записью: «Дебет счета 67 Кредит счета 66 - на оставшуюся сумму задолженности».

Зачисление на расчетный счет полученного кредита оформляется бухгалтерской записью по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 66, 67, а погашение с расчетного счета - обратной записью.

На сумму начисленных процентов по полученным кредитам дебетуются счета издержек производства и обращения и использованной прибыли и кредитуются счета 66 и 67. При этом в аналитическом учете по счетам 66 и 67 суммы кредита и процент по нему учитываются обособленно. Задолженность по кредитам и займам отражается в отчетности с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов к уплате.

Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков (производителей работ, услуг) за приобретенные материальные ценности или выполненные работы и оказанные услуги относятся на себестоимость материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), могут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Организации могут получать краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций организации, а также под векселя и другие обязательства (ГК РФ). Учет займов осуществляют на счетах 66 и 67.

Поступление средств от продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций организаций, а также по другим обязательствам отражают по дебету денежных средств или счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 66 и 67. Если ценные бумаги проданы организацией по цене, превышающей их номинальную стоимость, то разницу между ценой продажи и номинальной стоимостью отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно на протяжении всего срока займа списывают с дебета счета 98 в кредит счета 91. Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью доначисляется равномерно в течение срока их обращения. На сумму доначислений дебетуют счет 91 и кредитуют счета 66 и 67.

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
51 67 Получены денежные средства за проданные облигации (номинальная стоимость)
51 98 Получены денежные средства за проданные облигации (разница между суммой продажи и номиналом)
98 91-1 Списана часть разницы между продажной' и номинальной стоимостью облигаций (ежемесячно)
97 67 Начислены проценты по облигациям (ежегодно)
91-2 97 Списаны на операционные расходы проценты по облигациям (ежемесячно)
67 51 Погашены облигации
67 51 Погашена задолженность по процентам

Причитающиеся проценты по полученным займам отражают по кредиту счета 66 или 67 и дебету счетов учета источников выплат 10, 11, 08 и других счетов, если полученные займы связаны с приобретением производственных запасов, внеоборотных активов и другого имущества (до момента оприходования этих активов).

Расходы, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг, учитывают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных, денежных и материальных счетов. При погашении и возврате ценных бумаг они списываются в дебет счета 66 или 67 с кредита денежных счетов.

Поступившие денежные средства и иное имущество по договору займа денежных средств или вещей отражают по дебету счетов учета денежных средств или соответствующего имущества с кредита счетов 66 и 67. Возврат денежных средств или иного имущества оформляют по дебету счетов 66 и 67 с кредита счетов 50, 51, 52, 07, 10 и др.

Полученные заимодавцем проценты представляют собой его операционный доход и подлежат обложению налогами на прибыль и НДС. Начисленный НДС по процентам отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 68.

Передача и поступление денежных средств по договору займа отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:

Ооганизация-займодавец
Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
58 50, 51 Отражена сумма выданного займа
76 91 Начислены проценты по договору займа
91 68 Начислен НДС по процентам
76 58 Отражена задолженность по займу с наступлением срока платежа
51 76 Отряжена сумма возвращенного займа с процентами
Организация-заемщик
Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
50, 51 66. 67 Получена сумма займа
08, 10, 91 и др. 66, 67 Начислены проценты по договору займа
66, 67 76 Отражена задолженность на сумму займа и проценты
76 51 Перечислена сумма займа с процентами

Прекращение обязательств по договору займа может быть оформлено в виде отступного или новации (ст. 409 и 414 ГК РФ). В этом случае поступление денежных средств к заемщику рассматривается в качестве не подлежащих налогообложению. С момента заключения соглашения об отступном взаимоотношения сторон регулируются правилами договоров купли-продажи или возмездного оказания услуг.

Передача продукции или услуг в качестве отступного отражается на счетах реализации:

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
50, 51 66 Получена сумма займа
91 66 Начислены проценты на сумму займа
62 90 Передана продукция или оказаны услуги в виде отступного
90 68 Начислен НДС на продукцию, услуги
90 40, 20 Списана себестоимость продукции, услуг
66 62 Зачтена задолженность по договору займа

При поступлении материалов, полученных по договору займа вещей, оформляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
10 91 66. 67 66, 67 66, 67 10 Получены материалы по договору займа Начислены проценты по договору займа Возвращен заем

При возврате займов, полученных в натуральной форме, могут возникнуть стоимостные разницы в оценке имущества, полученного в качестве займа, и имущества, передаваемого для погашения. Возникающие разницы отражаются у заемщика в качестве операционных расходов (Дебет счета 91 Кредит счетов 66, 67) или операционных доходов (Дебет счетов 66, 67 Кредит счета 91).

При задержке погашения займа и просрочке по уплате процентов по займу к заемщику применяются штрафные санкции, которые отражаются у должника в составе операционных расходов (по дебету счета 91).

При получении кредитов и займов в иностранной валюте могут возникать курсовые разницы в связи с текущим изменением ее курса. Курсовые разницы отражаются на счетах 91 и 66, 67 в зависимости от их значения.

Организация, получившая заем, может по соглашению сторон выдать в обеспечение долга вексель, что оформляется в учете следующим образом:

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
51 66 Получен заем
009 Отражена выдача векселя
97 66 Отражен дисконт по векселю
91-2 97 Отражена сумма затрат по займу
66 51 Оплачен вексель
66 51 Оплачен дисконт по векселю
009 Списан погашенный вексель

Государственная помошь, оказываемая государством коммерческим организациям, относится к средствам целевого финансирования. Порядок учета государственной помоши определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Источниками целевого финансирования служат ассигнования из государственного, регионального или местного бюджетов. Для учета средств целевого назначения используют пассивный счет 86 «Целевое финансирование». Поступление средств отражают по 196 кредиту данного счета, а расходование - по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

В соответствии с ПБУ 13/2000 государственной помощью признается увеличение экономических выгод организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества.

Государственная помощь предоставляется в виде субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество). Под субвенцией понимают бюджетные средства, предоставляемые коммерческой организации на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе, а под субсидией - бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Поступающие бюджетные средства в учете подразделяют на две категории:

направляемые на финансирование капитальных вложений:

используемые для оплаты текущих расходов. Операции, связанные с учетом государственной помощи, отражают следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
76 86 Отражена задолженность по целевым бюджетным средствам
51, 55, 08, 10 и др. 76 Поступили бюджетные средства
86 98 Израсходованы бюджетные средства на финансирование капитальных вложений
98 91 Отражены внереализационные доходы в размере начисленной амортизации по активам, приобретенным за счет средств бюджетного финансирования
86 98 Учтены текущие расходы организации за счет бюджетных средств
98 91 Списаны суммы учтенных текущих расходов по мере отпуска материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и др.

Использование средств целевого финансирования отражают по дебету счета 86 и кредиту счетов:

20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» - при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;

83 «Добавочный капитал» - при использовании средств целевого финансирования, полученных как инвестиции;

98 «Доходы будущих периодов» — при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т. п.

Финансовая помощь организации-должнику может быть оказана любыми заинтересованными в ее финансировании лицами в виде безвозмездно переданных ценностей.

Оценка безвозмездно полученных ценностей осуществляется по рыночной стоимости на дату принятия к учету. Они отражаются в составе внереализационных доходов.

При безвозмездной передаче имущества дохода у передающего лица не возникает, поэтому остаточная стоимость имущества и расходы по его передаче не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 270 НК РФ). Однако НДС необходимо начислять, за исключением случаев, когда происходит передача основных средств органам государственной власти, передаются товары (кроме подакцизных) в рамках благотворительности, ввозится имущество на территорию Российской Федерации в рамках оказания безвозмездной помощи РФ и др.

Организация-получатель не возмещает указанную в счете-фактуре стоимость НДС, а включает ее в первоначальную стоимость материальных ценностей.

Списание стоимости имущества производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей стороны организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта. 198

План финансового оздоровления может содержать такой источник финансирования, как вклады учредителей (участников), направленные и не направленные на увеличение уставного капитала.

Организация-должник имеет право осуществить дополнительную эмиссию любых акций (не только обыкновенных) любым законным образом. Поскольку п. 3 ст. 100 ГК РФ запрещает увеличение уставного капитала АО для покрытия убытков, то необходимо указать, что эмиссия осуществляется не для покрытия убытков, а для достижения целей финансового оздоровления, исполнения требований кредиторов и т. п. Увеличение уставного капитала АО разрешается осуществлять по решению правления не более чем на треть, изменение в большем размере проводится собранием акционеров.

При увеличении уставного капитала АО за счет выпуска дополнительных акций в бухгалтерском учете организации-должника делаются записи:

Дебет счета Кредит счета Хозяйственная операция
75 51 80 75 Отражено увеличение уставного капитана
Увеличен уставный капитал общества за счет размещения дополнительных акций

Увеличение уставного капитала ООО может быть произведено за счет вкладов участников. При этом соотношение дополнительных вкладов участников аналогично соотношению номинальной стоимости их долей. После принятия решения об увеличении уставного капитала участники в течение двух месяцев обязаны внести дополнительные вклады. Не позднее месяца после истечения срока внесения вкладов собрание должно рассмотреть итоги и утвердить изменения в уставном капитале.

Пример 4

Принято решение об увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью «Пекарь» с 10 000 до 50 000 руб. за счет дополнительных вкладов участников. Номинальные доли участников составляют:

участник А - 4000 руб: участник Б - 5000 руб; участник В - 1000 руб.

Произведем расчет суммы дополнительного вклада участников при увеличении размера уставного капитала общества:

Участник Размер доли, %

Номинальная стоимость доли при величине уставного капитала, руб. Сумма дополнительного вклада, руб.
10 000 50 000
А 40 4000 20 000 16 000
Б 50 5000 25 000 20 000
В 10 1000 5000 4000
Итого 100 10 000 50 000 40 000

Если участник внесет сумму, превышающую рассчитанную сумму дополнительного вклада, то она не увеличит номинальную стоимость доли участника. Сумма превышения должна быть возвращена ему обществом либо зачтена в состав прибылей и убытков как безвозмездно полученная.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. По итогам рассмотрения результатов, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов:

определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для финансового оздоровления предприятия.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ