В законе о банкротстве предусматривается упрощённая процедура признания должника банкротом.
Статьи 177 и 180 Закона о банкротстве определяют признаки, по которым возможно применение к должнику упрощенной процедуры банкротства. Это, во-первых, фактическое прекращение деятельности должника — юридического лица.
Во-вторых, отсутствие и невозможность установления местонахождения руководителя должника — юридического лица.
В-третьих, даже если руководитель должника — юридического лица присутствует, то необходимо, чтобы у юридического лица отсутствовало имущество либо оно было столь незначительно, что не позволяло покрыть судебные расходы по делу о банкротстве.
Независимо от наличия руководителя, если предпринимательская либо иная деятельность должника не проводилась должником в течение длительного времени, к такому должнику может быть применен упрощенный порядок признания отсутствующего должника банкротом.
В Законе о банкротстве не определены конкретные признаки, позволяющие сделать вывод об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, а также срок, в течение которого эти признаки должны быть в наличии. В каждом конкретном случае наличие таких признаков определяет арбитражный суд. В качестве примера отсутствия деятельности должника Закон о банкротстве приводит отсутствие операций по счетам должника в течение 12 месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании несостоятельности должника.
Особенностью процедуры банкротства отсутствующего должника по сравнению с обычной процедурой банкротства является обязанность арбитражного суда принять заявление о признании юридического лица несостоятельным независимо от суммы его задолженности, даже если эта сумма меньше минимальной суммы, установленной в Законе о банкротстве (500 минимальных размеров оплаты труда). Однако при этом обязательно должны присутствовать все остальные признаки несостоятельности (например, срок, в течение которого должник не удовлетворял требования кредиторов, не может быть менее трех месяцев).
Арбитражный суд при проведении данной процедуры банкротства может вынести только решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Таким образом, по отношению к отсутствующему должнику не применяются процедуры наблюдения и внешнего управления. Арбитражный суд принимает решение о признании несостоятельности отсутствующего должника в ускоренные сроки — в течение двух недель с момента принятия к производству заявления о признании его несостоятельным (в отличие от установленного для общего порядка трехмесячного срока, который может быть продлен еще на два месяца).
Решение арбитражного суда о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства направляется в государственный орган но делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок со дня получения решения представляет арбитражному суду кандидатуру конкурсного управляющего. В этом проявляется еще одна особенность данной процедуры банкротства — арбитражный управляющий назначается без участия кредиторов.
Следующей особенностью данной процедуры является то, что кредиторы могут предъявлять свои претензии в месячный срок после получения извещения арбитражного управляющего о принятии арбитражным судом решения о признании отсутствующего должника банкротом (при проведении обычной процедуры банкротства срок для предъявления требований к должнику не может быть менее двух месяцев).
Конкурсное производство проводится в том же порядке, что и конкурсное производство при обычной процедуре банкротства. То есть конкурсный управляющий собирает требования всех кредиторов, определяет очередность их удовлетворения, а также принимает меры для выявления имущества должника.
В случае обнаружения имущества у отсутствующего должника по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общей процедуре. Данное решение отнесено к исключительной компетенции арбитражного суда и принимается без учета мнения кредиторов.
В случае, если у отсутствующего должника есть определенное имущество и арбитражный суд не вынес определение о переходе к общей процедуре банкротства, конкурсный управляющий проводит оценку и реализацию имеющегося имущества Очередность удовлетворения требование кредиторов установлена в ст. 106 Закона о банкротстве и одинакова при проведении любой процедуры банкротства.
После окончания расчетов с кредиторами конкурсный управляющий составляет ликвидационный баланс и представляет его на утверждение арбитражному суду. Арбитражный суд утверждает ликвидационный баланс и выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий представляет данное определение арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц в течение десяти дней со дня его вынесения.
Далее: