Политика управления дебиторской задолженностью

Политика управления дебиторской задолженностью - это составная часть общей политики управления оборотными активами, заключающаяся в оптимизации общего ее размера и обеспечении своевременной ее инкассации. Разработка на предприятии политики управления дебиторской задолженностью предполагает:

1. Анализ динамики и состава дебиторской задолженности, а также периода ее инкассации в предшествующем периоде. В процессе этого анализа используется обширная система показателей ее оценки.

2. Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять два основных направления:

  • формирование приемлемых для предприятия сроков платежей;
  • формирование приемлемых форм расчета с контрагентами.

При формировании приемлемых сроков платежей с поставщиками продукции следует иметь в виду, что наиболее эффективной является ее оплата по факту поставки или с отсрочкой платежа, а с покупателями продукции - полная или частичная ее предоплата. Однако при этом должна быть учтена сложившаяся практика их осуществления в отношениях с коммерческими партнерами. При формировании приемлемых форм расчета следует иметь в виду, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции - расчеты посредством аккредитива (при предоплате форма расчетов может быть избрана любая).

3. Выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого)или потребительского кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств.

4. Определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы основывается на:

  • объеме закупки и продажи продукции;
  • сложившейся практики кредитования контрагентов;
  • сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств;
  • формировании необходимого минимального уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия;
  • правовых условиях обеспечения взыскания дебиторской задолженности и других.

При определении возможной суммы средств, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарным операциям, следует иметь в виду, что ограничение практики предоставления товарного кредита отрицательно влияет на рост объема деятельности и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как слишком либеральная политика его предоставления может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить платежеспособность предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном счете снизить рентабельность используемого капитала.

5. Определение состава и оценка предстоящих дебиторов по товарным операциям. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим пяти критериям:

  • репутация партнера в деловом мире;
  • объем хозяйственных операций с партнером, их стабильность;
  • платежеспособность партнера;
  • результативность его хозяйственной деятельности;
  • конъюнктурная стадия (подъем, спад и т.п.) в отрасли, в которой партнер осуществляет свою деятельность.

Состав предстоящих дебиторов по товарному кредиту формируется прежде всего из числа хозяйственных контрагентов, с которыми у предприятия сложились длительные коммерческие связи.

По потребительскому кредиту определяется перечень групп товаров, по которым предоставляется этот кредит. При этом следует исходить из:

  • состояния конъюнктуры товарного рынка, размеров и оборачиваемости товарных запасов;
  • уровня реальных денежных доходов покупателей соответствующих товаров;
  • практики предоставления потребительского кредита предприятиями-конкурентами и других условий.

Перечень товаров, по которому торговое предприятие предоставляет потребительский кредит, должен периодически обновляться с учетом изменений перечисленных условий на потребительском рынке. Результатом оценки является формирование состава оцениваемых дебиторов по следующим категориям:

  • партнеры, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме ("первоклассные заемщики");
  • партнеры, которым кредит предоставляется в ограниченном размере;
  • партнеры, которым кредит не предоставляется.

6. Лимитирование размеров предоставляемого кредита. Определение предельных размеров предоставляемого кредита должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности ("кредитный лимит") может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов.

7. Оценка размера финансовых потерь от отвлечения оборотных активов и возможностей их компенсации. Основу такой оценки составляют методы наращения или дисконтирования настоящей или будущей стоимости долга. Используемая для расчетов ставка процента должна учитывать инфляционную составляющую. Рассчитанная таким образом сумма возможных финансовых потерь от отвлечения оборотных активов должна быть предусмотрена к компенсации путем их включения в цену реализуемой продукции (в размер скидки по реализуемой продукции при осуществлении наличного платежа) или в сумму векселя.

8. Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий определяется система мер, гарантирующих получение суммы долга. К таким мерам относятся:

  • оформление товарного кредита обеспеченным векселем;
  • требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и другие.

9. Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. При формировании системы штрафных санкций к дебиторам должны предусматриваться соответствующие пени, штрафы, неустойки, размеры которых должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). Санкции по потребительскому кредиту могут быть дифференцированы в зависимости от сроков погашения кредита и групп покупателей.

10. Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминаний контрагентом о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долга и другие действия.

11. Использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

Далее:

Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН

Еще найдено про политика управления дебиторской задолженностью

  1. Некоторые аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности компании А3 П3 выполняется за 2012-2014 гг Дебиторской задолженности ОАО ХХХ за 2012-2014 гг не хватает для покрытия краткосрочных кредитов и займов ... ОАО ХХХ за 2011-2013 гг можно охарактеризовать как не эффективное т.к наблюдается превышение краткосрочной задолженности кредиторов над краткосрочной задолженностью дебиторам снижение денежных средств Для этого необходимо сокращение дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов сокращение ... Влияние выбора политики управления оборотными активами и текущими пассивами на финансовые результаты деятельности ОАО ХХХ за 2012-2014
  2. Управление кредитным портфелем организации При реализации политики управления дебиторской задолженностью необходимо определять кредитный лимит как по каждому отдельно взятому покупателю так
  3. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью Они же предлагают механизмы позволяющие влиять на ее величину через кредитную политику Несмотря на общее понимание цели управления дебиторской задолженностью в научной литературе нет единства взглядов
  4. Анализ дебиторском задолженности коммерческой организации Особое внимание в статье уделяется анализу как первому этапу формирования политики управления дебиторской задолженностью Теоретический материал подкреплен практическими выкладками В балансовом отчете почти каждой организации
  5. Современное информационно-методическое обеспечение системы управления дебиторской задолженностью в коммерческих организациях Предложенные методы и организационные подходы для разработки рациональной политики управления дебиторской задолженностью имеющие практическую направленность и учитывающие специфику производственного бизнеса позволят создать условия
  6. Совершенствование кредитной политики предприятия Исаченко М.Б Управление дебиторской задолженностью и разработка кредитной политики компании Ж Успехи современного естествознания Экономические науки М
  7. Финансовый анализ для арбитражного управляющего Анализ инвестиционной привлекательности показал что для того чтобы организация стала конкурентоспособной в борьбе с другими организациями требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления чем те на которые руководители ориентировались в прошлом И прежде всего новые подходы нужны ... И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике при проведении на предприятии технической реконструкции в процессе внедрения новой техники и технологии В ... ОАО Арсенал ПРИМЕР в основном формируются за счет запасов дебиторской задолженности Незначительную величину в составе оборотных средств составляют также НДС по приобретенным ценностям краткосрочные
  8. Некоторые аспекты управления денежными потоками в малом бизнесе Осуществив анализ в разрезе дебиторской задолженности вы увидите какие клиенты являются плохими плательщиками Следующий шаг в рамках управления денежными ... Предоставление скидки клиентам которые оперативно оплачивают счета к примеру если политика фирмы предусматривает 30-дневный срок оплаты счетов то клиенты которые производят оплату в течение 14
  9. Кредитная политика предприятия переход к системному управлению Проблеме формирования кредитной политики управлению дебиторской задолженностью в современной экономической литературе уделяется достаточное внимание В частности можно отметить
  10. Современные проблемы управления финансовыми активами и пути их решения Так в политике управления дебиторской задолженностью на предприятии используются следующие основные мероприятия уменьшение доли числа контрагентов с
  11. Анализ и оценка эффективности финансовой политики организации Также повышается значение инструментов контроля контроль состояние спроса движения дебиторской задолженности складских запасов во избежание избыточного их уровня Необходимо проанализировать целесообразность более гибких подходов ... Механика которые следует рассмотреть в рамках финансовой политики предприятия взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных направлений Таким образом среди основных проблем финансового управления
  12. Управление задолженностью предприятия железнодорожного транспорта Для эффективного управления долгами на предприятиях должна формироваться и осуществляться особая система администрирования кредиторской задолженностью и дебиторской задолженностью то есть его кредитная политика Формирование политики администрирования задолженности предприятия должно реализовываться по
  13. Анализ арбитражного управляющего Анализ инвестиционной привлекательности показал что для того чтобы организация стала конкурентоспособной в борьбе с другими организациями требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления чем те на которые руководители ориентировались в прошлом И прежде всего новые подходы нужны ... И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике при проведении на предприятии технической реконструкции в процессе внедрения новой техники и технологии В ... ОАО Арсенал ПРИМЕР в основном формируются за счет запасов дебиторской задолженности Незначительную величину в составе оборотных средств составляют также НДС по приобретенным ценностям краткосрочные
  14. Финансовый анализ финансовые показатели - Статьи по финансовому анализу Специфика оценки дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия Специфические особенности дивидендной политики российских компаний Создание резерва по сомнительным долгам как элемент
  15. Формирование кредитного рейтинга покупателей в целях дифференциации условий коммерческого кредита Эффективно разработанная кредитная политика применительно к разным группам покупателей и заказчиков позволит компании улучшить свое финансовое состояние за счет управления возникающей дебиторской задолженности и приведения ее к оптимальному для предприятия значению Политика управления дебиторской задолженностью заключается в определении направлений по расширению объема реализации продукции и оптимизации
  16. Финансовая устойчивость компании проблемы и решения Для оптимального управления дебиторской задолженностью необходимо выполнять следующие рекомендации анализ и ранжирование клиентов контроль состояния расчетов с клиентами и своевременное предъявление исковых заявлений отслеживание соответствия кредиторской и дебиторской задолженностей определение критического уровня дебиторской задолженности прогнозирование поступлений денежных средств от дебиторов использование методов уменьшения доли безнадежной дебиторской задолженности Управление кредиторской задолженностью также представляет собой важную часть краткосрочной финансовой политики Большой уровень
  17. Финансовые и генеральные директора о своих действиях в условиях кризиса Управление бизнесом в кризисных условиях предполагает управление причинами а не следствием поэтому придется менять и форматы управленческих отчетов и учетную политику Александр Николаев Все мероприятия в области дебиторской и кредиторской задолженности
  18. Факторы влияющие на оборачиваемость дебиторской задолженности В данной работе в качестве зависимого показателя будет использоваться коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности поскольку согласно изученной литературе данный показатель является одним из наиболее релевантных - он определяет эффективность управления дебиторской задолженностью Оборачиваемость дебиторской задолженности Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает сколько раз за период ... Показатель измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит Данный показатель может
  19. Управление оборотным капиталом хозяйствующего субъекта как важное направление его краткосрочной финансовой политики Показатели характеризующие агрессивную политику управления оборотным капиталом Показатель Значение 2015 год 2016 год Доля оборотных активов в имуществе
  20. Что поможет держать дебиторскую задолженность под контролем Неким критерием достаточности можно считать такой уровень детализации при котором группы клиентов внутри однородны с точки зрения соблюдения правил игры по поставкам и оплатам продукции сравнимые одноразовые объемы поставок периодичность заказов сравнимые отсрочки платежей требования к оформлению товаросопроводительных документов форма оплаты за поставленную продукцию особенности юридической организации компаний и т п и соответственно выстраивать кредитную политику и политику управления дебиторской задолженностью компании учитывающую особенности бизнеса тех или иных покупателей Таблица 1 Отчет
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ