Организация реинжиниринга бизнес-процессов основного производства

К.С. Кривякин,
канд. экон. наук, доцент
Воронежский государственный технический университет
Экономинфо
№22 2014

В статье рассматриваются актуальность, особенности, сущность и содержание процесса организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства на предприятиях. Рассматриваются способы организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства

Российская экономика уже длительное время находится в состоянии «стресса». Большинство отечественных предприятий сумели адаптироваться к жестким рыночным условиям хозяйствования, используя при этом западные стандарты управления. Однако, существуют предприятия, которые не смогли вовремя перейти на капиталистические рельсы, и в настоящее время вынуждены бороться с кризисом. Отечественный бизнес отличается тем, что сам создал большое количество предпосылок для коренной смены экономического курса в сторону развитого капитализма.

Руководителям производства необходимо знать, что процессы реорганизации и реформирования предприятий, сегодня проходящие в народном хозяйстве России, процессы передела собственности и реструктуризация целых отраслей экономики - уже пройденный этап для всех без исключения наших новых партнеров по мировому экономическому сообществу.

Современное производство представляет собой сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям общества [1].

Бизнес-процесс - это система логически выстроенных жестко регламентированных действий, у которой на входе находятся необходимые ресурсы, а на выходе результаты, представляющие ценность для всех заинтересованных сторон.

Бизнес-процессы основного производства обеспечивают производство продукции определенного объема и необходимого уровня качества требуемого рынком.

Результатами этих процессов в машиностроении является выпуск машин, аппаратов и приборов, составляющих производственную программу предприятия и соответствующих его специализации, а также изготовление запасных частей к ним для поставки потребителю [2].

В наукоемком производстве выделяют отдельные подпроцессы, к которым можно отнести процессы основного, вспомогательного и обслуживающего производства.

Ключевыми этапами такого рода бизнес-процесса являются:

  1. Анализ и планирование;
  2. Организация;
  3. Технологические работы;
  4. Учет состояния бизнес-процессов.

Содержание этого бизнес-процесса существенно раскрывает схемы материальных и информационных потоков. Организационно-логическая схема реализации бизнес- процессов существенно зависит также от масштаба производства и сложности производимой продукции [3].

Мощным инструментом конструирования и перестройки деятельности предприятий является реинжиниринг, т.е. целенаправленное изменение концептуальных основ бизнеса, в результате которого достигается значительное повышение эффективности, производительности и рентабельности деятельности предприятия. Стремительное развитие реинжиниринга обусловлено необходимостью использования наукоемких инновационных технологий как средств повышения эффективности деятельности предприятия.

Практика показывает, что в современных рыночных условиях основополагающим фактором устойчивого функционирования предприятия является использование техники бизнес-инжиниринга.

В процессе реинжиниринга, вся деятельность предприятия разбивается на повторяющиеся операции, каждая из которых является частью общего процесса.

Сущность реинжиниринга состоит в переходе от операционного управления, к управлению бизнес-процессами, результаты которых должны в полной мере обеспечивать удовлетворение всех стекхолдеров.

Объектом реинжиниринга являются предприятия, либо бизнес-процессы протекающие в подразделениях предприятия.

Процесс идентификации бизнес-процессов на предприятии не является основополагающим для их реорганизации. Реинжинирингу подвергаются бизнес-процессы, являющиеся устаревшими, т.е. осуществляемые без применения современных инженерных методов и автоматизированных программно-прикладных продуктов позволяющих моделировать бизнес-процессы.

Бизнес-процесс, возникший в результате реинжиниринга, сильно отличается от традиционного, принимая самые различные формы.

Бизнес-процесс можно изобразить как ряд логически взаимосвязанных заданий, нацеленных на достижение результата. При этом бизнес-процесс характеризуется двумя важными особенностями [4]:

  • он имеет своих заказчиков внутри предприятия, т.е. должностных лиц заинтересованных в его реализации;
  • он протекает между различными подразделениями предприятия, а также между абсолютно разными хозяйствующими субъектами на основании договорных отношений. Как правило, бизнес-процессы не зависят от формальных отношений различных подразделений (отделов) предприятий.

Для успешного функционирования предприятия необходимо минимум 5-7 основных бизнес-процессов. Их идентификация обычно происходит при помощи инсайта, т.е. интуиции. Основными бизнес-процессами является:

  1. Разработка стратегии;
  2. Разработка новых видов продукции (услуг);
  3. Исполнение договорных обязательств предприятия.

Процедура реинжиниринга прежде всего зависит от количества основных бизнес-процессов, которые будут претерпевать изменения. Результаты реинжиниринга могут носить, как положительный, так и отрицательный характер.

Цель реинжиниринга бизнес-процессов заключается в реорганизации информационных, материальных и финансовых ресурсов предприятия, их систематизации и централизации для оптимального использования в процессе производства продукции, оказании услуг требуемого качества и количества, соответствующих рыночным потребностям.

Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальная модификация бизнес-процессов для достижения перелома в работе по совершенствованию в критических текущих показателях, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость [5].

Реинжиниринг бизнес-процессов основного производства представляет собой перепроектирование существующих производственных процессов, основанное на применении наукоемких инновационных технологиях и позволяющее в значительной степени улучшить функционирования всего предприятия.

Реинжиниринг бизнес-процессов, осуществляемый на предприятии каждые пять лет на протяжении длительного периода функционирования предприятия, направлен на постоянное изменение бизнес-процессов и их адаптацию к постоянно меняющимся факторам внешней среды.

Сущность процесса организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства состоит в эффективной интеграции всех элементов реинжиниринга, установлении необходимых взаимосвязей между факторами производства, а также создании необходимых условий для удовлетворения всех заинтересованных сторон в период проведения реинжиниринга. Существует два основных способа организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства (рисунок).

Способы организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства

1. Непрерывный реинжиниринг - постоянный процесс внесения изменений, направленный на разработку новых и совершенствование имеющихся бизнес-процессов.

Этот вид реинжиниринга проводится, опираясь на правила ESIA (erase, simplify, integrate, automate), и предполагает выполнение четырех основных действий, предназначенных для непрерывного изменения бизнес-процессов: уничтожить, упростить, интегрировать, автоматизировать.

  • 1-й этап. Уничтожить. Ликвидация операций, несвязанных с повышение ценности, что несомненно является актуальным в современных экономических условиях. Например, в компании «Тойота» исходя из большего количества производственных процессов, следует, что 85% работников заняты непродуктивной работой.
  • 2-й этап. Упростить. После определения лишних подпроцессов не оказывающих прямого влияния на конечный результат, необходимо упростить бизнес-процесс путем ликвидации не нужных действий. Процедура упрощения обычно используется применительно к сложным участкам.
  • 3-й этап. Интегрировать. Подразумевается объединение поставщиков комплектующих и их потребителей в единый процесс. Тем самым обеспечивается более тесное взаимодействие поставщиков и потребителей продукции. Предприятия, где процесс интеграции между поставщиками и потребителями продукции (услуг) организован на более высоком уровне, отличаются повышенной эффективностью деятельности.
  • 4-й этап. Автоматизировать. Автоматизация бизнес-процессов за счет современных программно-прикладных продуктов и корпоративных информационных систем позволит осуществлять большое количество операций в единицу времени, с высокими количественными и качественными результатами. Например, в сфере управления качеством значение имеет автоматизация анализа данных, собранных статистическими методами.

2. Реинжиниринг «с чистого листа» — действующий бизнес-процесс претерпевает коренную перестройку, путем фундаментального переосмысления его сущности, содержания и цели.

Трудность реализации данного подхода заключается в осуществлении кардинальной перестройки бизнес-процесса. Результат применения данного метода зависит от творческих возможностей, знаний, умений, навыков и опыта исполнителей, а также применяемых инженерных технологий. Каждый проект по реинжинирингу бизнес-процессов является уникальным.

Решающим фактором перестройки является творческая активность исполнителей, их изобретательские возможности. В процессе перестройке необходимо найти ответы на два основных вопроса:

  • как создать образ конкурента собственному производству?
  • как должен выглядеть идеальный производственный процесс?

Последнее, что нужно сделать на этапе выдвижения содержательных предложений вне зависимости от выбранного способа организации, — разработать перечень рекомендуемых изменений в результате перестройки бизнес-процесса [3].

Использование одного из вышеописанных способов организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства определяется составом проектной группы в согласовании с высшим руководством предприятия. Результатом организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства является регламент выполнения реинжиниринга, реализуемый на предприятии, за счет имеющихся материальных, финансовых и информационных ресурсов, выделенных в программе по организации реинжиниринга.

Литература

1. Туровец, О.Г. Организация производства и управление предприятием [Текст]: учебник / О.Г. Туровец. - М.: Инфра-М, 2010. - 506 с.

2. Туровец, О.Г. Организация реинжиниринга производственных процессов на промышленном предприятии [Текст]: монография / О.Г. Туровец, И.В. Маслова. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГТУ», 2007. - 235с.

3. http://www.ikasteko.ru/page/osnovnoj-sostav-biznes-processov-predprijatija

4. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса [Текст] / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. — М.: Финансы и статистика, 2006.

5. http://www.grandars.ru/college/biznes/reinzhiniring.html

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ