О реформировании кассовой дисциплины и правил организации наличного денежного обращения при ведении предпринимательской деятельности

Малышева Н.П.,
доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях
лесного комплекса и природопользования», кандидат экономических наук
Моисеенко С.Л.,
доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях
лесного комплекса и природопользования», кандидат экономических наук
Брянская государственная инженерно-технологическая академия
г. Брянск
Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд
№27 2014

Статья посвящена анализу направлений и эффективности реформирования кассовой дисциплины и наличных расчетов между предпринимательскими структурами в связи с изменениями нормативно-правовых актов последнего периода.

Гражданский кодекс РФ как основополагающий нормативный документ регламентирует правила ведения наличных и безналичных расчетов (ст. 861 ГК РФ), одновременно и Центральный банк РФ не остается в стороне от данного процесса. Расширение безналичных расчетов способствует укреплению финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов, выводу из тени заработной платы, сокращению количества случаев уклонения от налогов и повышению прозрачности экономики. Учитывая неоспоримую важность данной проблемы для экономики, данный аспект деятельности предпринимательских структур всегда был и будет зоной повышенного внимания со стороны налоговых и законодательных органов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей всегда существовал строгий порядок, регламентирующий наличный денежный оборот.

С 2012 года по 1 июня 2014 года действовало Положение 373-П «О порядке ведения кассовых операций» [1]. Для этого документа были характерны поистине революционные изменения порядка наличных денежных расчетов:

  • предприятия стали самостоятельно устанавливать лимит кассы -объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения [1]);
  • участие банков в данном процессе было практически сведено к нулю: предприятия перестали уведомлять банки о размере лимита, а обслуживающие банки были лишены полномочий не только в установлении лимита, но и в процессе контроля соблюдения кассовой дисциплины. Контроль процесса оборота денежной наличности стала осуществлять налоговая служба - впервые за всю новейшую историю бухгалтерского учета в России. Отметим, что, контролируя полноту учета выручки, инспекторы руководствуются Регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н. Согласно этому документу, ограничена только максимальная продолжительность ревизии - не больше 20 рабочих дней. Поскольку периодичность ревизий никак не обозначена, то проводить такие проверки можно было с любой периодичностью;
  • в документе имеется формула расчета лимита остатка кассы;
  • предпринимателям наравне с организациями вменили в обязанность вести кассовый учет в полном объеме. Это стало средством серьезного дополнительного давления на малый бизнес, учитывая, что штрафные санкции одинаковы как для средних и крупных организаций, так и для малого бизнеса.

Согласно Указания ЦБ РФ № 1843-У, установлена максимальная сумма при расчетах между предпринимательскими структурами в рамках одного договора - 100,0 тысяч рублей (п. 1 документа [2]). Значительной новацией (в большей степени негативного характера) стало уравнивание в обязанностях организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению данной предельной суммы расчетов. Это стало вторым серьезным шагом, ужесточающим наличные расчеты при ведении предпринимательской деятельности. В п. 2. указанного документа строго регламентированы цели расходования наличных денежных средств: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц».

Данные требования «прижились» в российском налоговом законодательстве: в документе [3] сохраняется как предельный размер наличных расчетов по одному договору (100,0 тыс.рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную данной по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов), так и перечень целей расходования наличной выручки. В отношении предельного размера наличных расчетов уточняется, что максимальный размер расчетов наличными распространяется также на обязательства, предусмотренные договором (вытекающие из него) и исполняемые не только в период действия договора, но и после окончания срока его действия (абз. 2 п. 6 [3]). К ним относятся, например, обязательства по возмещению убытков по договору.

Перечень целей расходования наличной денежной выручки в документе уточнен: разрешена выдача наличных денег работникам под отчет и расходование средств предпринимателями на свои личные (потребительские) нужды. При этом в отношении названных затрат, а также зарплат сотрудникам и выплат социального характера установленный лимит наличных расчетов не применяется. Однако когда работник от имени предприятия приобретает на подотчетные деньги товары, работы, услуги у организаций, то лимит должен соблюдаться. Исключение - оплата командированным работником за счет подотчетных денег своих расходов на проезд, проживание. Такие разъяснения ЦБ давал к ранее действовавшим правилам [5], но они вполне применимы и сейчас.

Необходимо обратить внимание еще на одно нововведение: наличные расчеты по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче или возврату займов (процентов по ним) возможны, только если деньги поступили в кассу организации или предпринимателя с их банковского счета.

С 1 июня 2014 г. вводится новый порядок учета кассовых операций, соблюдения кассовой дисциплины и правильного учета денежных средств в кассе, устанавливаются новые правила ведения кассовых операций [4]. Основные различия между ранее действовавшим и новым порядком мы свели в табл. 1.

Таблица 1. Основные различия в регламентации ведения кассового учета и соблюдения кассовой дисциплины до и после принятия Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У

Наименование условия Положение ЦБ России № 373-П [1] Указание ЦБ России № 3210-У [4]
Кто устанавливает лимит остатка кассы Лимит кассы устанавливали все, в том числе Индивидуальные предприниматели (ИП) и малые предприятия ИП и малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы
Кто должен вести кассовую книгу Все организации и ИП, ведущие наличные денежные расчеты, обязаны были вести кассовую книгу, выписывать кассовые документы ИП могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу, если они ведут в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности
Срок хранения кассовых документов Требовалось хранить кассовые документы и кассовую книгу в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле (5 лет) Данное требование исключено из текста. Порядок хранения кассовых документов определяет руководитель организации
Как приходовать в кассу дневную выручку При использовании контрольно-кассовой техники (ККТ) выручка вносится одним приходным ордером на всю дневную сумму выручки Данный порядок включает применение вместо ККТ бланков строгой отчетности (БСО) при оказании услуг населению, а также товарных чеков и иных аналогичных документов, подтверждающих оплату при применении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) или патентной системы налогообложения (ПСН)

Если организация имеет обособленное подразделение (или несколько), и такие подразделения сдают деньги в кассу головной компании, тогда лимит остатка должен быть единым. В него включаются максимальные суммы наличных, которые могут храниться в кассах каждого из обособленных подразделений. Прежний порядок в целом был таким же (п. 1.3 [1]). Отличие в том, что по новым правилам организация должна передать обособленному подразделению приказ, в котором установлен лимит кассы именно для этого подразделения. Значит, логичный алгоритм действий может быть таким: сначала надо определить общую сумму лимита наличных денежных средств, после этого сумма лимита распределяется между головным офисом и подразделениями.

Нарушение указанных регламентов ведения кассовых операций влечет за собой ответственность налогоплательщиков.

По общему правилу, правонарушением признается виновное действие (бездействие) организации или должностного лица (ст. 2.1 КоАП РФ). Следовательно, ответственность за нарушение лимита кассового остатка наступает только в том случае, если будет доказана вина организации и (или) ее руководителя (ст. 15.1 КоАП РФ).

Другим распространенным нарушением является неоприходование денежных средств в кассу организации (ст. 15.1 КоАП РФ). Под оприходованием понимается отражение в кассовой книге всех наличных денежных поступлений в размере, подтвержденном кассовыми документами (п. 4.6 [4]). Для проверки полноты оприходования наличных денег в кассу налоговые инспекции сверяют данные кассовой книги с данными первичных документов. Основным признаком неоприходования наличных денег в кассу является расхождение между этими данными. Если при проверке такое расхождение выявлено, то привлечение организации к ответственности правомерно. Также неоприходованием суд может признать несвоевременное внесение в кассовую книгу записей о полученных денежных средствах (записи в кассовой книге сделаны не в день поступления наличных денег) (например, постановление ФАС Поволжского округа от 19 июня 2009 г. № А12-20715/2008).

Контролировать правильное ведение кассовой книги должен главный бухгалтер, а при его отсутствии - руководитель (абз. 8 п. 4.6 [4]). Это означает, что при наличии вины они могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка ведения кассовой книги по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За неоприходование наличных денег в кассу могут быть наказаны организация и (или) ее должностные лица. Размер штрафа составляет до 50 000 рублей для организаций и до 5000 рублей для предпринимателя; главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера - для руководителя организации.

Необходимо учитывать, что дела, связанные с нарушением лимита кассового остатка, рассматривают налоговые инспекции (ст. 23.5 КоАП РФ). Поскольку такое нарушение не является длящимся, привлечь организацию к ответственности инспекторы вправе только в течение двух месяцев со дня его совершения. Такой вывод следует из положений части 1 статьи 4.5 и подпункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ и подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 июня 2006 г. № А56-49021/2005).

Таким образом, законодательная база последнего периода совершенствуется в сторону усложнения и детальной регламентации кассовых процессов. Нормативные акты, усложнившие положение индивидуальных предпринимателей, вызвали жесткую реакцию со стороны представителей малого бизнеса. Требования индивидуальных предпринимателей об отмене или частичном упрощении порядка ведения кассовых расчетов решили поддержать Минфин, Минэкономразвития и ФНС. В частности, Минфин публично сообщил о том, что в целом поддерживая Положение Центробанка [1], ведомство считает невозможным разграничить личные средства и кассу индивидуального предпринимателя. В Заключении Федеральной налоговой службы по данному вопросу отмечалась необходимость исключить предпринимателей без работников из состава лиц, на которых распространяется Положение [1], а для остальных существенно упростить кассовую дисциплину. Поэтому одним из важнейшим достижений в 2014 году, по нашему мнению, следует считать снижение требований по ведению кассовых операций для индивидуальных предпринимателей и организаций малого бизнеса, что должно стать основой последовательной и ясной политики поддержки предпринимательства на обозримую перспективу. Одновременно мы считаем необходимым ужесточение контроля со стороны налоговых органов за правильностью ведения учета в рамках действующих налоговых режимов.

Список литературы:

1. «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П).

2. Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008) «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

3. Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов».

4. Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

5. Письмо Банка России от 04.12.2007 N 190-Т «О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У».

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ