Стратегические цели - это ориентиры долгосрочного развития предприятия, согласно которым разрабатывается финансовая стратегия и формируется политика по основным аспектам финансовой деятельности.
Стратегическая цель №1 финансовой деятельности - максимизация рыночной стоимости предприятия. К числу стратегических целей отнесены также:
Система стратегических целей формирует стратегическую модель финансового развития предприятия.
Процесс стратегического планирования включает этапы:
1. Определение миссии предприятия состоит в установлении смысла существования предприятия, предназначения, роли и места в рыночной экономике. Миссия характеризует направление в бизнесе, на которое предприятие ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
2. Формулирование целей и задач функционирования предприятия.
3. Анализ внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды – процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к предприятию, с целью определения возможностей и опасностей. Анализ внешней среды предполагает исследование двух компонентов: макросреды и непосредственного окружения.
Анализ внутренней среды определяет внутренние возможности и потенциал, на которые опирается предприятие в конкурентной борьбе, достигая своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
4. Разработка и анализ стратегических альтернатив. Вырабатывают стратегию на высшем уровне управления на основе поставленных предприятием задач. На этой стадии высшее руководство оценивает альтернативные пути деятельности фирмы и выбирает варианты для достижения поставленных целей.
5. Выбор стратегии. Решения по стратегическим вопросам принимают в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями.
Все стратегии объединяются в четыре группы: роста, ограниченного роста, сокращения и комбинирования.
Стратегия роста преследует цель увеличения объемов продаж, расширения ассортимента продукции и производственной мощности.
Стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутых результатов, скорректированных с учетом дополнительных факторов.
При стратегии сокращения уровень последующих целей устанавливается ниже достигнутого. К стратегиям сокращения прибегают когда показатели деятельности предприятия продолжают ухудшаться и никакие мероприятия не изменят этой тенденции.