Стоимость фирмы - это величина ее собственного капитала. Если взять за основу баланс российской фирмы, то речь идет о стоимостной оценке раздела «Капитал и резервы».
Оценку делают как по учетным, так и по рыночным ценам; в последнем случае получают достаточно достоверную (с позиции рынка) оценку стоимости фирмы, называемую также рыночной капитализацией.
Для фирмы, котирующей акции на бирже, оценка стоимости делается рынком и проявляется в текущей рыночной цене акций. Для любой другой фирмы ее стоимость получают путем оценки чистых активов, сделанной в условиях фиктивной ликвидации и с использованием рыночных оценок имеющихся на балансе фирмы активов.
Стоимость фирмы не смешивают с оценкой (учетной или рыночной) активов фирмы - в первом случае оценивается капитал (т.е. часть пассива баланса) или чистые активы и гудвилл, а во втором - актив баланса.
Оценку бизнеса осуществляют с помощью трех подходов: сравнительного, доходного и затратного. Каждый подход подчеркивает особые характеристики объекта. Каждый из подходов содержит в себе несколько методов.
1. Сравнительный подход эффективен, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя этот подход, оценщик собирает достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включает:
Действительность такого подхода снижается, если:
Сравнительный поход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.
Аналог объекта оценки - сходный по экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту оценки другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.
Сравнительный подход включает в себя три метода:
Метод рынка капитала - основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний. Инвестор действует по принципу замещения, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции свободно продаются, при соответствующих корректировках служат ориентиром для расчета цены компании. Этот метод используется для оценки миноритарных (неконтрольных) пакетов акций.
Метод сделок - анализируются цены приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний.
Метод отраслевых коэффициентов - рассчет ориентировочной стоимости бизнеса по формулам, выведенным на базе отраслевой статистики.
2. Затратный подход приемлем для оценки предприятий, имеющих разнородные активы, в том числе финансовые, а также когда бизнес не приносит устойчивый доход. Методы затратного подхода целесообразно использовать и при оценки специальных видов бизнеса (гостиниц, мотелей и т.п.), страховании. Собираемая информация включает данные:
Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Затратный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками, или устаревших объектов.
Затратный подход включает в себя два метода:
Метод чистых активов - рыночная стоимость бизнеса определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами обязательств.
Метод ликвидационной стоимости - расчет ликвидационной стоимости предприятия, как разности между суммарной стоимостью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.
При доходном подходе во главу угла ставится доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях.
Здесь значимы продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих этот процесс. Доходный подход - это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей продажи. В этом случае применяется принцип ожидания.
3. Методы доходного подхода:
Метод капитализации доходов - согласно этому методу, рыночная стоимость бизнеса определяется как частное от деления чистого дохода бизнеса за год на ставку капитализации;
Метод дисконтирования денежных потоков - основан на прогнозировании этих потоков от этого бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.
Определение стоимости бизнеса этим методом основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за этот бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущего дохода от этого бизнеса. Метод дисконтирования денежного потока используется для оценки действующих компаний.
Применение метода обосновано для оценки компаний, с историей финансово-хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития.