Татьяна Юрьевна Дружиловская
доктор экономических наук,
профессор кафедры бухгалтерского учета
Института экономики и предпринимательства,
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Национальный исследовательский университет,
Нижний Новгород, Российская Федерация
Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях
№23 2017
Аннотация
Предмет.В статье исследована регламентация концептуальных основ учета и отчетности организаций, относящихся и не относящихся к государственному сектору.
Цели. Сопоставление концептуальных основ учета и отчетности организаций, относящихся и не относящихся к государственному сектору, и выявление проблемных аспектов в данной сфере.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены исследования регламентаций принципов ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности организаций, относящихся и не относящихся к государственному сектору, на основе исследования регламентаций Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. На основе осуществленного исследования приведены результаты сопоставления трактовки цели отчетности, ее пользователей, допущений при ведении учета и формирований отчетности, качественных характеристик отчетности, трактовки объектов учета, критериев их признания и методик их оценки для организаций, относящихся и не относящихся к государственному сектору.
Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. В отличие от Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, в Концептуальных основах бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора представлены как общие принципы учета и отчетности, так и конкретные требования к технологии их осуществления. Трактовки цели отчетности, ее пользователей, допущений при ведении учета и формирований отчетности, качественных характеристик отчетности, трактовки объектов учета, критериев их признания и методик их оценки для организаций, относящихся и не относящихся к государственному сектору, имеют как сходства, так и ряд различий.
С 01.01.2018 организации государственного сектора при ведении бухгалтерского учета и формировании отчетности должны применять новые Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности (далее -Концептуальные основы для организаций государственного сектора), которые были приняты приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
В связи с этим представляется актуальным проанализировать регламентации этого нового документа, а также сопоставить данные Концептуальные основы с концептуальными основами бухгалтерского учета для негосударственных организаций. В отношении принципов бухгалтерского учета и отчетности отсутствует единство научных мнений [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и др.], что усиливает важность анализа тех нормативных документов, которые регламентируют данные принципы в деятельности российских организаций.
В системе бухгалтерских стандартов для организаций, не относящихся к государственному сектору нет документа, который носил бы название, идентичное названию рассматриваемого документа для организаций данного сектора. Однако в 1997 г. была принята и никем еще не отменена Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция). Полагаем, что данную Концепцию можно расценивать именно как концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности российских организаций.
Обратим внимание, что в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России не конкретизируется, применяется ли она организациями, не относящимися к государственному сектору, или любыми российскими организациями. Но судя по тому, что в ряде положений Концепции говорится об информации о капитале, прибылях и убытках организаций, то можно считать, что данная концепция относятся к коммерческим, а значит и не государственным организациям. Следует отметить и то, что Концепция бухгалтерского уче та в рыночной экономике России была в значительной степени основана на положениях Концептуальных основ подготовки и представления финансовой отчетности в системе МСФО, которые действовали в тот период, когда разрабатывалась данная отечественная Концепция [1, 3].
При сопоставлении Концептуальных основ для организаций государственного сектора и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России сразу же становится очевидным, что Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России содержит более общие положения и нацелена на характеристику тех базовых принципов, на которых должна строиться отчетность организаций. Концептуальные основы для организаций государственного сектора содержат более детальную информацию, характеризующую технологию учета, например такую, как:
По сути, Концептуальные основы для организаций государственного сектора совмещаю т в себе как общие концептуальные вопросы ведения учета с целью формирования достоверной отчетной информации, так и общие положения о порядке и технологии ведения учета. В этом отношении содержание Концептуальных основ для организаций государственного сектора содержит информацию, аналогичную той, которая для коммерческих организаций размещена в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В таком случае данный документ целесообразнее было бы назвать: «Концептуальные основы и базовые положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций государственного сектора». Ведь под концептуальными основами обычно понимаются принципы, а не технология чего-либо.
Сопоставим основные положения Концептуальных основ для организаций госсектора с основными положениями Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России.
Целью бухгалтерского учета согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России является формирование информации для внешних и внутренних пользователей. При этом выделяются следующие группы пользователей информации о деятельности организации:
Согласно Концептуальным основам для организаций государственного сектора к пользователям бухгалтерской отчетности специального назначения относятся:
Очевидно, что различие в перечне пользователей отчетности в рассматриваемых концепциях обусловлено спецификой деятельности организаций государственного сектора и особенностями отчетности специального назначения.
При характеристике принципов ведения бухгалтерского учета Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России выделяет 4 допущения:
В Концептуальных основах для организаций государственного сектора выделены следующие допущения (в составе Правил ведения бухгалтерского учета, ст. 16):
Анализируя перечень допущений, представленный в Концептуальных основах для организаций государственного сектора, обратим внимание, что в нем фигурируют отдельно метод начисления (допущение 1) и допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни (допущение 2 в ст. 16). Вместе с тем в той же ст. 16 Концептуальных основ указывается, что «допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций». Полагаем, что формулировки допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни и метода начисления практически полностью совпадают. В таком случае не ясно, почему эти допущения заявлены в Концептуальных основах для организаций государственного сектора как два разных допущения.
Еще один вопрос вызывает принцип равномерности признания доходов и расходов: как он соотносится с допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни? Ведь признание объектов бухгалтерского учета в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни (что требует допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни), может привести к необходимости отнюдь не равномерного признания доходов и расходов.
Сравнивая перечень допущений в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и в Концептуальных основах для организаций государственного сектора следует признать совпадение в них допущений временной определенности фактов хозяйственной жизни, имущественной обособленности и непрерывности деятельности организации.
Допущение последовательности применения учетной политики, присутствующее в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, отсутствует в Концептуальных основах для организаций государственного сектора.
Вместе с тем в Концептуальных основах для организаций государственного сектора приведен в перечне принципов учета метод двойной записи. Полагаем, что следует отметить недостаточную урегулированность использования в Концептуальных основах таких понятий, как:
Двойная запись относится к элементам метода бухгалтерского учета, то есть к приемам, способам ведения учета, а не к его принципам.
Полагаем, что введение в Концептуальных основах для организаций государственного сектора двойной записи в состав принципов и допущений при ведении учета нарушается общую логику использования категорий «принципы» и «методы».
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России представлены характеристики информации, формируемой в бухгалтерском учете, которая является полезной пользователям.
К ним относятся:
В Концептуальных основах для организаций государственного сектора также выделяются качественные характеристики полезной информации.
К ним относятся:
Сопоставление данных перечней указывает на практически одинаковый подход обеих концепций к трактовке качественных характеристик отчетной информации. Наличие в Концептуальных основах для организаций государственного сектора дополнительной характеристики возможности проверки отчетной информации, на наш взгляд, сближает их с новыми Концептуальными основами финансовой отчетности МСФО, в которых введена такая характеристика.
Как в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, так и в Концептуальных основах для организаций государственного сектора вводится перечень объектов бухгалтерского учета.
С огласно Концептуальным основам для организаций государственного сектора в этот перечень входят:
Обратим внимание, что из приведенного перечня определение дается только следующим понятиям:
Такие объекты учета приведенного перечня, как «источники финансирования деятельности субъекта учета» и «иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности», Концептуальные основы для организаций государственного сектора не характеризуют.
Полагаем, что это может затруднить понимание как пользователя, так и составителя отчетности организаций государственного сектора и вызвать разночтение в трактовке объектов учета. Если в отношении указанных объектов учета в Концептуальных основах для организаций государственного сектора не представлено раскрытие их экономического содержания, то такое экономическое содержание раскрывается для ряда других показателей, которые в перечне объектов учета не фигурируют. К ним относятся:
Полагаем, что в Концепции следовало бы уточнить, являются ли данные показатели объектами учета, и если являются, то почему они не представлены в перечне объектов учета в ст. 35.
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России характеризуются элементы формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении и результатах деятельности организации.
Элементами информации о финансовом положении организации являются активы, обязательства и капитал Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации являются доходы и расходы организации.
Сравнение трактовок активов и обязательств в Концептуальных основах для организаций государственного сектора и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России указывает как на имеющееся в них сходство, так и на ряд отличий.
В обеих концепциях от актива должна ожидаться экономическая выгода, а погашение обязательств приведет к выбытию активов, содержащих экономическую выгоду. Обе концепции приводят перечень ситуаций, в которых может быть получена выгода от актива. Вместе с тем в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России вводится элемент отчетности - «капитал», который в перечне объектов учета, представленных в Концептуальных основах для организаций государственного сектора, не фигурирует.
Согласно Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за все время деятельности организации. При определении финансового положения организации величина капитала рассчитывается как разница между активами и обязательствами.
Обратим внимание, что несмотря на отсутствие показателя капитала в перечне объектов учета, регламентированных Концептуальными основами для организаций государственного сектора, в них характеризуется такой объект, как «чистые активы субъекта учета», которые рассчитываются как раз как разница между активами и обязательствами субъекта учета на определенную дату.
Трактовка доходов и расходов является идентичной в Концептуальных основах для организаций государственного сектора и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. В обеих концепциях доход трактуется как увеличение экономических выгод, а расход - как их уменьшение.
Финансовый результат за отчетный период характеризуется как разница между доходами и расходами.
В отличие от Концептуальных основ для организаций государственного сектора в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России в составе объектов учета не фигурируют, например, такие, как источники финансирования деятельности субъекта учета и иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аналогично Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России в Концептуальных основах для организаций государственного сектора регламентированы критерии признания объектов учета. В обеих концепциях данные критерии включают условия вероятности увеличения или уменьшения экономических выгод, связанных с объектом, и его надежной оценки.
Говоря об оценке объектов учета, следует обратить внимание, что в Концептуальных основах для организаций государственного сектора вводится оценка по справедливой стоимости. Данный вид оценки уже многие годы является предметом дискуссий в научном мире [12, 13, 14] и до сих пор еще не введен в учет для коммерческих организаций. Отметим, что определение справедливой стоимости в Концептуальных основах для организаций государственного сектора в некоторой степени близко к ее определению в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
Данное определение в Концептуальных основах для организаций государственного сектора звучит как «оценка, соответствующая цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить». Отличием от определения справедливой стоимости по МСФО (IFRS) 13 является то, что в Концептуальных основах для организаций государственного сектора условием определения справедливой стоимости объекта является переход права собственности на него, а в международном стандарте такое условие отсутствует. Отличается от МСФО (IFRS) 13 и регламентация в Концептуальных основах для организаций государственного сектора методов определения величины справедливой стоимости.
В Концептуальных о с нов ах для организаций государственного сектора указывается, что основными методами определения справедливой стоимости являются:
В МСФО (IFRS) 13 регламентируется три наиболее широко используемых метода оценки величины справедливой стоимости:
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России не фигурирует понятие «справедливая стоимость). Перечень видов оценки объектов учета в ней близок к такому перечню в Концептуальных основ подготовки и представления финансовой отчетности в системе МСФО, действовавших в системе международных стандартов до 2010 г. К таким видам оценки относятся:
Систематизируем соотношение регламентаций новых Концептуальных основ для организаций государственного сектора и действующей Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций госсектора и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России
Признак сравнения | Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций госсектора | Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России |
Содержание | Содержит не только общие принципы учета и отчета, но конкретные требования к технологии ведения учета | Содержит только общие принципы учета с целью формирования достоверной отчетности |
Формулировка цели учета | Формирование информации для пользователей. | Формирование информация для внешних и внутренних пользователей. |
Характеристика пользователей отчетной информации | Президент РФ, Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы муниципальных образований, законодательные и исполнительные органы государственной власти, представительные органы муниципальных образований, финансовые, контролирующие, налоговые органы, органы государственной статистики, руководители субъекта отчетности, иные пользователи | Инвесторы и их представители, работники и их представители (профсоюзы и др.), заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти, общественность в целом |
Регламентация основных допущений | Метод начисления, принцип равномерности признания доходов и расходов, допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни, метод двойной записи, допущение имущественной обособленности, допущение непрерывности деятельности | Допущения имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности |
Перечень качественных характеристик отчетности |
1) отсутствие существенных ошибок и искажений; 2) достоверность; 3) существенность; 4) уместность; 5) сопоставимость; 6) возможность проверки; 7) своевременность; 8) понятность; 9) приоритет содержания перед формой; 10) полнота; 11) нейтральность; 12) соотношение пользы от информации и затрат на ее формирование |
1) уместность; 2) надежность; 3) сравнимость; 4) существенность; 5) объективность; 6) приоритет содержания перед формой; 7) нейтральность; 8) осмотрительность; 9) полнота; 10) своевременность; 11) соотношение пользы от информации и затрат на ее формирование |
Регламентация объектов учета и элементов отчетности | Активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты | Активы, обязательства, капитал, доходы и расходы |
Критерии признания объектов учета, элементов отчетности | Условия вероятности увеличения или уменьшения экономических выгод, связанных с объектом, и его надежной оценки | Условия вероятности увеличения или уменьшения экономических выгод, связанных с объектом, и его надежной оценки |
Оценка объектов учета, элементов отчетности | Справедливая стоимость |
ФаФактическая (первоначальная) стоимость (себестоимость). Текущая (восстановительная) стоимость (себестоимость). Текущая рыночная стоимость (стоимость реализации), дисконтированная стоимость |
Источник: составлено автором
Данные табл. 1 показывают как сходство, так и различие концептуальных основ бухгалтерского учета (финансового) и бухгалтерской (финансовой) отчетности для организаций государственного сектора и организаций, не относящихся к таковым. Одной из причин данных различий является специфика деятельности организаций государственного сектора. Другой причиной является различающееся время принятия Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора и Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Время накладывает свой отпечаток, и в основу Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора положены принципы, которые сложились в международной практике в последние годы. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России в значительной степени приближена к тем Концептуальным основам, которые действовали в системе МСФО до 2010 г. Вместе с тем несмотря на большую современность Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора, полагаем, что в данном документе есть и некоторые дискуссионные аспекты, нарушающие общую логику основополагающих принципов бухгалтерского учета и отчетности.
Список литературы
1. Дружиловская Т.Ю. Проблемы гармонизации концептуальных основ формирования финансовой отчетности в системах российских и международных стандартов: монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2008.
2. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетныстандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4.С. 18-26.
3. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Сопоставление принципов бухгалтерской отчетности в российских и международных стандартах // Аудиторские ведомости. 1999. № 8.С. 24-33.
4. Плотников В.С., Пахомов А.С. Современный взгляд на оценочный капитал в соответствии с концепцией поддержания капитала // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 41. С. 29-40.
5. Мизиковский Е.А., Граница Ю.В. Уровень существенности и оценка значимости учетных объектов // Аудиторские ведомости. 2010. № 7.С. 11-19.
6. Приображенская В.В. Отдельные вопросы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности // Бухгалтерский учет. 2014. № 9.С. 75-81.
7. Дружиловская Т.Ю. Новые регламентации по формированию отчета о прибылях и убытках в РСБУ и В МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 5.С. 2-9.
8. Дружиловская Т.Ю. Отчеты о прибылях и убытках и о совокупном доходе в российских и международных стандартах: вопросы соотношения и формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 3-1. С. 235-242.
9. Мягкова С.В. Порядок представления отчетности общественной некоммерческой организацией // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 15. С. 21-26.
10. Рожнова О.В. Актуальные проблемы финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 15. С. 2-8.
11. Луговской Д.В., Абросимова Ю.А. Модели оценки собственного капитала в статической, динамической и актуарной учетной концепции // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 6.С. 11-19.
12. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С. Аудит бухгалтерской оценки отчетных показателей // Аудиторские ведомости. 2010. № 6.С. 25-32.
13. Дружиловская Э.С. Справедливая стоимость: проблемы и перспективы использования в бухгалтерском учете // Системное управление. 2013. № 4.С. 14.
14. Пятов М.Л. Оценка справедливой стоимости: эволюция и современность // Бухгалтерский учет. 2014. № 7.С. 84-93.