Изменения в порядке расчета стоимости чистых активов

Колесникова Алла Петровна
К.э.н., доцент
ООО «Аудиторская фирма «Канон плюс»
Управление экономическими системами
№3 (75) 2015

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы расчета стоимости чистых активов в свете последних изменений законодательства, юридические последствия несоблюдения нормативных требований к размеру стоимости чистых активов.

Тема расчета чистых активов особенно актуально в период подготовки годовой бухгалтерской отчетности.

Приказ Минфина России от 28.08.2014 № 8, который вступил в силу с 04 ноября 2014 года, утвердил новый порядок определения чистых активов для акционерный обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В общем случае порядок расчета стоимости чистых активов определяется как разность между стоимостью принимаемых к расчету активов организации и стоимостью принимаемых к расчету обязательств организации. Расчет стоимости чистых активов производится на основании данных бухгалтерского учета.

Для расчета стоимости чистых активов составляется отдельный расчет. Отдельная форма «Расчет стоимости чистых активов» к отчетности не прикладывается. Данные о размере чистых активов отражаются в разделе 3 «Чистые активы» «Отчета об изменениях капитала», который утвержден приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Стоимость чистых активов организации на основании составленного расчета отражается по строке 3600 "Чистые активы" раздела 3 Отчета об изменениях капитала и должна соответствовать строке 1300 Бухгалтерского баланса раздела III «Капитал и резервы».

Начиная с 04.11.2014, чтобы определить стоимость чистых активов, необходимо строку 1300 «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса уменьшить на сумму «Задолженности участников по вкладам в уставный капитал», которая отражается в составе дебиторской задолженности по строке 1230 «Дебиторская задолженность» и увеличить на сумму безвозмездного получения имущества и государственной помощи, которая отражается по строке 1530«Доходов будущих периодов» бухгалтерского баланса.

В связи с вышеизложенным, целесообразно организациям предусмотреть в своей учетной политике отдельное выделение данных о безвозмездных поступлениях и государственной помощи, а также о задолженности по вкладам учредителей в балансе, для облегчения расчета стоимости чистых активов.

При этом активы и обязательства для определения стоимости чистых активов принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса. Это касается начисленных резервов, а именно: резерва под снижение стоимости материальных ценностей, резерва по сомнительным долгам и резерва под обесценение ценных бумаг.

Необходимо помнить, что строка 1230 бухгалтерского баланса отражается за минусом резерва по сомнительным долгам (п. 35 ПБУ 4/99), строка 1210 отражается за минусом резерва под снижение материальных ценностей (Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год" (письмо Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01), строка 1240 отражается за минусом образованного резерва под обесценение финансовых вложений (приказ Минфина России от 10.12.2002 N 126н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" (п. п. 24, 38 ПБУ 19/02; п. 35 ПБУ 4/99). На практике часто приходится сталкиваться с тем, что бухгалтеры забывают об этом правиле и отражают резервы отдельно по строке 1260 «Прочие оборотные активы».

Отражение существенных сумм по строке 1260 «Прочие оборотные активы» не рекомендуется согласно рекомендациям аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год.

Интересным, на наш взгляд, вопросом являются исключение из расчета стоимости чистых активов безвозмездно полученного имущества, которое отражается в доходах будущих периодов. По нашему мнению, это исключение относится только к основным средствам и неотделимым улучшениям арендованного имущества, полученным безвозмездно, согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств и отмене п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Денежные средства и иное имущество, полученные от учредителей, в качестве безвозмездной помощи отражаются в составе добавочного капитала по счету 83 «Добавочный капитал» и не имеют отношения к доходам будущих периодов и не уменьшают расчет стоимости чистых активов (ПБУ 9/99; Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 9; Письмо Минфина РФ от 27.01.2012 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год"; Письмо Минфина РФ от 29.01.2008 N 07-05-06/18 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год").

Пример 1. Расчет величины чистых активов

Уставный капитал организации в размере 10000-00 руб. оплачен полностью.

Со дня создания организации и по 31.12.2014 у нее не было безвозмездных поступлений и она не получала государственную помощь. Показатели бухгалтерского баланса на 31.12.2014 составляют:

  • актив (строка 1600) - 100 000 руб.;
  • долгосрочные обязательства (строка 1400) - 20 000 руб.;
  • краткосрочные обязательства (строка 1500) - 60 000 руб.;
  • капитал и резервы (строка 1300) - 20 000 руб. (100 000 руб. - 20000 руб. - 60 000 руб.).

Величина чистых активов организации на 31.12.2014 составляет 20 000 руб. (20 000 руб. - 0 руб. + 0 руб.).

Пример 2. Расчет величины чистых активов

Уставный капитал организации зарегистрирован в размере 10000-00 руб., но оплачено только 50% то есть 5 000-00 руб.

По состоянию на 31.12.2014 в организации имеются безвозмездные поступления в качестве неотделимых улучшений ОС в размере 10 000-00 руб.

Остальные данные баланса останутся без изменений.

Тогда величина чистых активов организации на 31.12.2014 составит 25 000-00 руб. (20 000-00 руб. - 5 000-00 руб.+10 000-00 руб.)

При составлении расчета стоимости необходимо помнить, что чистые активы компании не должны быть меньше ее уставного капитала (п. 4 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 "Об акционерных обществах") и резервного фонда для ООО (ст. 29, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

В том случае если стоимость чистых активов, оказалась меньше размера уставного капитала, то по окончании второго и каждого последующего финансового года уставный капитал нужно уменьшить до величины стоимости чистых активов.

Необходимо помнить о минимальных размерах уставного капитала для ООО и непубличных акционерных обществ. Поскольку уставный капитал не может быть меньше 10 тыс. руб., то ниже этих показателей уменьшать его величину нельзя. Результаты проведенных исследований показывают, что на практике уставный капитал организации по сути представляет собой минимальную величину, и вопрос о его уменьшении рассматриваться не может. В такой ситуации следует уже говорить не об уменьшении уставного капитала, а о начале процедуры банкротства.

О том, что в таком случае необходимо ликвидировать организацию, прямо написано в п.4 ст.90 ГК РФ.

Инициировать процедуру банкротства может налоговый орган. Такое право ему предоставлено положениями п.11 ст.7 Закона РФ от 21.03.1991 N943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Однако, в том случае, если у организации, у которой стоимость чистых активов меньше ее уставного капитала, то в бухгалтерском балансе появится задолженность перед бюджетом. От такой опасной ситуации ни один экономический субъект не застрахован.

Хотелось отметить, что ликвидация общества по инициативе налогового органа производится на основании решения суда и такие решения имеются. (Например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2009 N А19-2697/09).

Аудиторы, в случае обнаружения факта того, что стоимость чистых активов меньше уставного капитала, должны оценить угрозу непрерывности деятельности аудируемого лица и модифицировать аудиторское заключение, как «наличие угрозы непрерывности деятельности» экономического субъекта в соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении", который утвержден Приказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н.

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ

2. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ

3. Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N943-1

4. Приказ Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" от 06.05.1999 N 32н 5.Приказ Минфина России "Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов" от 28.08.2014 N 8.

6. Приказ Минфина России "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 02.07.2010 №66н

7. Приказ Минфина "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" РФ от 06.07.1999 N 43н

8. Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02" от 10.12.2002 N 126н

9. Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" от 06.05.1999 N 32н

10. Приказ Минфина РФ "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" от 31.10.2000 N 9

11. Письмо Минфина РФ "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2007 год" от 29.01.2008 N 07-05-06/18

12. Приказ Минфина РФ "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении", "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010) Дополнительная информация в аудиторском заключении") от 20.05.2010 N 46н от 20.05.2010

13. "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год" (приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ