Савчук Анна Викторовна,
Научный руководитель:
Киевич Александр Владимирович
Полесский государственный университет,
г. Пинск, Беларусь
Финансы и учетная политика
№1 (3) 2018
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного долга. Проведён анализ внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, а так же источники его погашения. Рассмотрены основные теоретические подходы к управлению государственным долгом. Определены основные меры, направленные на оптимизацию государственного долга Республики Беларусь.
В современной экономике государственный долг уже довольно давно рассматривается как объективное явление в функционировании государства. При этом данному явлению подвержены не только развивающиеся, но и высокоразвитые страны, среди которых США, Германия, Италия Япония, Канада, Испания.
В соответствии с Бюджетным Кодексом Республики Беларусь, государственный долг определяется как совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени [1].
Республика Беларусь так же использует государственные заимствования. Согласно данным Министерства финансов Республики Беларусь, государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2016 г. составил 32 855,9 млн. руб. или 39,4 % к ВВП при пороговом значении, установленном на уровне 45%. По состоянию на 1 января 2017 г.
Государственный долг увеличился на 13,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 36 958,0 млн. руб. или 32,5% к ВВП (таблица 1).
Таблица 1. Динамика государственного долга Республики Беларусь за 2016-2018 гг.
Государственный долг, всего | Внешний государственный долг | Внутренний государственный долг | ||||
млн. руб. | % к ВВП | млн. долл.млн. долл. США | % к ВВП | млн. руб. | % к ВВП | |
01.01.2016 | 32 855,9 | 32,5 | 12 446,3 | 22,7 | 9 744,3 | 9,8 |
01.01.2017 | 36 958,0 | 39,4 | 13 645,1 | 28,5 | 10 234,2 | 10,9 |
01.01.2018 | 42 172,5 | 39,3 | 16 726,8 | 30,7 | 9 175,6 | 8,6 |
Примечание: Источник [2]
Общий объем привлеченных внешних государственных займов с января по декабрь 2016 года составляет 1934,9 млн. долларов США, в том числе: 800,0 млн. долларов США заимствовано у Евразийского фонда стабилизации и развития; 552,0 млн. долларов США получено от Правительства и банков Российской Федерации; 446,9 млн. долларов США было получено от банков КНР; 134,2 млн. долларов США заимствовано в Международном банке реконструкции и развития; 1,8 млн. долларов США - средства Европейского банка реконструкции и развития и Северного Инвестиционного Банка.
Внешние государственные займы в 2017 году увеличились на 2105,8 млн. долларов США или на 108 % по сравнению с предыдущим годом. В 2017 году суммарный объём привлечённых внешних государственных займов составил 4 040,7 млн. долларов США, из которых: 1 400,0 млн. долларов США представлено еврооблигациями; 1 309,5 млн. долларов США - займы Правительства и банков Российской Федерации; 800,0 млн. долларов США -Евразийского фонда стабилизации и развития; 306,6 млн. долларов США -банков КНР; 159,4 млн. долларов США - Международного банка реконструкции и развития; остальная часть заимствованных средств на сумму 65,2 млн. долларов США была получена у Европейского банка реконструкции и развития и Северного Инвестиционного Банка [1].
Нельзя не отметить, что Республика Беларусь не относится к странам с крайне высоким уровнем заимствованных ресурсов и, как следствие, высокими издержками по выплате процентов и обслуживанию полученных кредитов. Платежи по обслуживанию государственных кредитов в 2016 году составили 7,9% к доходам республиканского бюджета при пороговом значении 10 %.
Погашение внешнего государственного долга с начала 2017 года составило 1 029,4 млн. долларов США, из которых: 364,3 млн. долларов США погашено Правительством Российской Федерации; 353,1 млн. долларов США -Евразийским фондом стабилизации и развития; 245,8 млн. долларов США -банками КНР; 62,1 млн. долларов США - Международным банком реконструкции и развития; 3,6 млн. долларов США - США; 0,5 млн. долларов США - Европейским банком реконструкции и развития и Северным Инвестиционным Банком [2].
За январь-декабрь 2017 года было размещено внутренних валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 449,9 млн. долларов США и 200,0 млн. рублей. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 1 290,6 млн. долларов США и 189,7 млн. рублей.
Известно, что долговая нагрузка государства связана не только с положительными эффектами от получения заёмных средств, но и с отрицательными, к примеру, выплата процентов за пользование заёмными средствами, издержки по обслуживанию государственного долга. В связи с этим разрабатываются различные способы регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относят:
Для решения проблем в области управления государственным долгом необходима реализация комплекса мероприятий, которые бы способствовали замедлению роста государственного долга и его дальнейшему снижению. Одной из таких мер является оптимизация объема и реструктуризация расходов государственного бюджета. С другой стороны, пополнению бюджета может способствовать процесс разгосударствления и приватизации государственной собственности. Важную роль играет и привлечение в страну иностранных инвестиций, что ведет к сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений и увеличению поступлений в бюджет за счет появления новых налогоплательщиков. Таким образом, государственный долг может принести экономике значимые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.
Список использованных источников:
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 2008 г. № 412-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г. - Минск: Амалфея, 2008. - 184 с.
2. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Состояние государственного долга Республики Беларусь. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru/public_debt/condition/archive/ (дата доступа: 10.03.2018)