Храмцова Анастасия Станиславовна,
студентка факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Жиляева Алена Михайловна,
студентка факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Кешишян Лиана Акоповна,
студентка факультета экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
Политика, экономика и инновации
№3 (20), 2018
Аннотация: работа посвящена проблемам конкурентоспособности, в ней описана динамика показателей, влияющих на конкурентные преимущества организации.
Изучение проблем конкурентоспособности обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов стратегического управления на предприятии [1]. Существует необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности продукции.
Целью написания работы является выявление конкурентных преимуществ ПАО «ВЕРОФАРМ».
В данной статье использованы такие методы исследования, как системный подход, статистические методы, комплексный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, организации.
Публичное акционерное общество «ВЕРОФАРМ» - один из ведущих российских производителей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Компания специализируется на производстве доступных высококачественных препаратов в таких направлениях медицины, как онкология, женское здоровье, гастроэнтерология, инфекционные заболевания, дерматология и неврология (ЦНС), а также изделий медицинского назначения. Продуктовый портфель компании насчитывает более 300 наименований продукции по различным терапевтическим группам, в основном дженериков. В 2014 году компания «ВЕРОФАРМ» вошла в состав компании «Abbott», одного из лидеров мировой отрасли здравоохранения.
Главным компонентом оценки внутренней среды организации является анализ финансовой отчетности [2]. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (см. таб. 1).
Таблица 1 - Активы «ВЕРОФАРМ»
А1 | Наиболее ликвидные активы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
590 317 | 78 951 | 150 712 | 466 330 | 341 193 | 2 645 167 | |
А2 | Быстро реализуемые активы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
3 146 604 | 2 887 659 | 3 181 042 | 1 558 342 | 1 749 940 | 3 380 731 | |
А3 | Медленно реализуемые активы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
3 877 093 | 3 462 645 | 3 701 223 | 2 340 785 | 2 567 202 | 4 596 400 | |
А4 | Трудно реализуемые активы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
596 228 | 948 742 | 901 542 | 876 146 | 1 111010 | 12 296 721 | |
П1 | Наиболее срочные обязательства | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
3 419 388 | 1 819 582 | 1 737 039 | 359 132 | 266 625 | 728 711 | |
П2 | Краткосрочные пассивы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
3 516 917 | 1 893 667 | 2 748 362 | 369 081 | 269 686 | 730 079 | |
П3 | Долгосрочные пассивы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
252 513 | 979 521 | 267 448 | 121 081 | 538 945 | 1 095 058 | |
П4 | Постоянныеили устойчивые пассивы | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
1 294 208 | 1 617 150 | 1 737 667 | 3 193 099 | 3 210 774 | 17 713 151 |
А1 - наиболее ликвидные активы. К ним относятся все статьи денежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги). Показатели активов, которые могут быть быстро и с минимальными затратами обращены в денежные средства, в 2016 году стали резко увеличиваться, это может быть связано с тем, что правильно и эффективно используются денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
Следующая группа А2 - быстро реализуемые активы. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. С 2013 года по 2014 стоимость быстро реализуемых активов стремительно упала. К 2015 году начала появилась тенденция увеличения объема дебиторской задолженности.
A3 - медленно реализуемые активы. Статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы. С 2013 по 2014 объем медленно реализуемых активов значительно снизился.
А4 - трудно реализуемые активы, которые представляют собой статьи раздела I актива баланса внеоборотные активы. В 2016 произошел резкий скачок активов, их объем резко вырос.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты.
П1 - наиболее срочные обязательства. К ним относится кредиторская задолженность. С 2011 по 2015 год кредиторская задолженность уверенно снижалась, но к 2016 году начала расти.
П2 - это краткосрочные заемные средства. Объем краткосрочных обязательств кардинально менялся каждый год до 2014 года, в 2015 начал снижался, но в 2016 наметилась тенденция увеличения объема заемных средств и задолженностей.
П3 - долгосрочные пассивы. Статьи баланса, относящиеся к разделам IV и V, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей. В 2012 года наблюдалось резкое возрастание объема долгосрочных кредитов и займов затем резкое снижение в 2013 и 2014 году. С 2015 по 2016 объем увеличился практически в 7 раз.
П4 - постоянные пассивы или устойчивые — это статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» или собственный капитал организации. Собственный капитал и резервы с 2011 года по 2015 практически не менялись.
Но в 2016 увеличился в 3 раза. Учитывая, что капитал напрямую зависит от выручки, то можно сделать вывод о том, что объем продаж в этот период стремительно рос.
Для определения ликвидности баланса мы сопоставили итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Бухгалтерский баланс является ликвидным, если соблюдаются следующие неравенства: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4 (таблица 2).
Таблица 2 - Сопоставление неравенств ликвидности баланса
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |
А1 > П1 | -2829071 | -1740631 | -1586327 | 107198 | 74568 | 1916456 |
А2 > П2 | -370313 | 993992 | 432680 | 1189261 | 1480254 | 2650652 |
А3 > П3 | 3624580 | 2483124 | 3433775 | 2219704 | 2028257 | 3501342 |
П4 > А4 | 697980 | 668408 | 836125 | 2316953 | 2099 764 | 5416430 |
Из результатов расчетов видно, что баланс был более ликвидным с 2014по 2016 г, причем в 2016 году показатели были более высокими.
Исходя из выше перечисленных расчетов, можно сделать вывод, что сильной стороной и главным конкурентным преимуществом ПАО «ВЕРОФАРМ» является устойчивая тенденция постоянного увеличения объема продаж и увеличение объема собственного капитала и резервов.
Список источников:
1. Бушина, Н.С. Разработка стратегии повышения конкурентоспособности аптечной организации на региональном фармацевтическом рынке / Бушина, Н.С., Власова О.В. // Проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей международной научно-практической конференции. - Юго-западный государственный университет. - 2016.- С. 26-30.
2. Власова, О.В. Оптимизация использования ресурсного потенциала медицинской организации / Власова О.В. // Политика, экономика и инновации. -2017. -№ 5 (15).- С. 13.