А.А. Гусакова
бакалавр 4 курса учетно-финансового факультета
С.А. Муллинова
к.э.н., доцент
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный
университет им. И.Т. Трубилина
г. Краснодар, Российская Федерация
Инновационная наука
№11-1 2016
Аннотация. На стоимость компании как единого имущественного комплекса в значительной степени может влиять ее деловая репутация, или, как принято в МСФО - гудвилл. Это особая разновидность нематериального актива и по сути, гудвилл, представляет собой разницу между ценой компании и совокупной справедливой стоимостью всех её активов. Основные требования по отражению этих операций регулирует МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов».
С экономической точки зрения, «гудвилл» представляет потенциальные выгоды при объединении компаний, которые могут выражаться в будущих синергетических эффектах от экономии на масштабах, экономии расходов, увеличении рыночной доли, потенциальных клиентских контрактах, доступе к специализированным рабочим ресурсам и другим уникальным ресурсам, которые нельзя выделить отдельно. При этом сложность оценки гудвилла является ключевой проблемой при его отражении в финансовой отчетности [2, 3, 10].
Так как гудвилл невозможно оценить напрямую, его определяют по остаточному принципу. В частности, стандарт определяет сумму гудвилла как превышение пункта 1 над пунктом 2:
Этап 1. Идентификация активов и обязательств МСФО (IFRS) 3 требует, чтобы покупатель на дату покупки признал отдельно от гудвилла идентифицируемые активы, обязательства и неконтролирующую долю. При этом стандарт содержит перечень требований к признанию приобретенных активов и принятых обязательств. В частности, активы и обязательства приобретенной компании должны:
С учетом этих требований перечень активов и обязательств, определенный для операций объединения компаний, будет отличаться от признаваемых активов и обязательств в индивидуальной отчетности приобретенной компании (некоторые позиции будут добавлены, некоторые исключены). Кроме того, стандарт предусматривает некоторые исключения из предусмотренных принципов признания [7, 8, 11].
Этап 2. Оценка идентифицируемых активов и обязательств.
Общий принцип в отношении оценки заключается в том, что все выявленные активы и обязательства нужно оценить по справедливой стоимости на дату приобретения (за некоторыми исключениями) [4, 12].
Этап 3. Определение цены приобретения.
В зависимости от условий контракта вознаграждение может быть представлено в форме денежных средств, других активов, дочерней компании или бизнеса организации-покупателя, может включать также условное вознаграждение. Переданное вознаграждение нужно оценивать по справедливой стоимости. Для денежных средств или активов, для которых есть рынок с доступной актуальной информацией, определение справедливой стоимости не представляет сложности. В случае если бизнес приобретают посредством обмена акциями (приобретаемой компании и компании- покупателя), переданное вознаграждение оценивают по справедливой стоимости акций компании-покупателя на дату приобретения. В случае если нет доступной рыночной информации, для определения справедливой стоимости вознаграждения следует использовать существующие модели оценки (доходный подход или сравнительный подход). Размер условного вознаграждения зависит от выполнения определенных условий в будущем [7, 8, 15].
Такое вознаграждение оценивают по справедливой стоимости с учетом вероятности выполнения продавцом условия его получения. При этом Совет по МСФО признает, что иногда сложно определить справедливую стоимость условного вознаграждения. Однако нельзя отказаться от признания условного вознаграждения только на том основании, что его стоимость сложно оценить. Это может уменьшить полезность отчетности для принятия экономических решений. В финансовой отчетности условное вознаграждение чаще всего классифицируют как финансовое обязательство или долевой инструмент [12, 14].
Зачастую компании несут дополнительные затраты, связанные с приобретением бизнеса. Например, затраты на услуги юристов, консультантов, затраты на содержание подразделения, ответственного за приобретение компаний, и т. д. Подобные расходы нужно признавать отдельно от операции по приобретению. Обоснование такого подхода заключается в том, что справедливая стоимость приобретения выражена в уплаченном вознаграждении и не включает транзакционные расходы. По сути, они представляют собой отдельные операции, в которых покупатель платит за определенные услуги. Поэтому такие расходы являются расходами покупателя. И их нужно отражать в расходах текущего периода [4, 6, 13].
Этап 4. Оценка неконтролируемой доли.
Неконтролируемую долю можно оценить либо по справедливой стоимости, либо по пропорциональной доле в справедливой стоимости чистых активов. Компания выбирает метод оценки для каждой сделки по объединению бизнеса. При оценке по справедливой стоимости используют доступные рыночные показатели с дополнительными корректировками (скидка за ликвидность, премия за влияние и т. п.). Следует отметить, что стоимости в этих двух вариантах учета могут получиться разные. А это в свою очередь приведет к разным значениям гудвилла.
Этап 5. Оценка существующей доли.
Бывают ситуации, когда компании-покупателю до покупки уже принадлежит доля участия в приобретаемой компании. Существующую долю участия нужно оценить по справедливой стоимости на дату приобретения и отнести результат переоценки в отчет о прибылях и убытках. Такая переоцененная доля будет участвовать в расчете гудвилла.
Гудвилл, возникающий при объединении бизнеса, в случае наличия неконтролируемой доли можно посчитать либо полностью (метод полного гудвилла), либо только в части, относящейся к контролирующей доле (пропорциональный метод). Возможность выбора учета гудвилла (полный или частичный) включена в МСФО (IFRS) 3 в рамках проекта по сближению требований МСФО и US GAAP. В случае расчета полного гудвилла все дальнейшие операции (по обесценению, выбытию и т. п.) будут распределяться между контролируемой и неконтролируемой долями [1, 4, 8].
В соответствии с МСФО (IFRS) 3 величина гудвилла рассчитывается как разница между справедливой стоимостью приобретенного бизнеса в целом (СС бизнеса) и справедливой стоимостью всех его чистых активов на дату покупки (ССЧА на д. п.):
Гудвилл = СС бизнеса - ССЧА на д.п. (1)
Справедливая стоимость приобретенного бизнеса определяется как сумма справедливой стоимости инвестиции (СС инв.) и справедливой стоимости акций приобретенного бизнеса, принадлежащих неконтролируемой доле (СС НКД):
СС бизнеса = СС инв. + СС НКД (2)
Величину «полного гудвилла», согласно МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса», следует распределять между гудвиллом, относящимся к доле инвестора (Гудвилл инв.), и гудвиллом, приходящимся на неконтролируемую долю (Гудвилл НКД). Стоимость гудвилла определяют как разницу между справедливой стоимостью инвестиции (СС инв.) и долей инвестора в справедливой стоимости приобретенных идентифицированных чистых активов на дату совершения операции (дату покупки) (ДССЧА на д. п.):
Гудвилл = СС инв. - ДССЧА на д.п. (3)
При этом, доля в справедливой стоимости чистых активов на дату покупки (ДССЧА на д. п.) определяется как разница между стоимостью приобретенных идентифицируемых активов (СС акт.) и величиной обязательств и условных обязательств контролируемой компании (СС обяз.):
ДССЧА на д.п. = СС акт. - СС обяз. (4)
На практике при покупке компании может оказаться, что разница между ценой сделки и долей покупателя в справедливой стоимости приобретенных активов и обязательств будет отрицательной (отрицательный гудвилл).
В таком случае речь идет о выгодной покупке. Совет по МСФО считает такие сделки необычными. Дело в том, что владельцы бизнеса, как правило, не продают компанию по цене ниже справедливой стоимости. Тем не менее, иногда встречаются сделки выгодного приобретения. Это может быть, например, в случае если продавец действует по принуждению. Если наблюдается превышение, (стандарт требует проверить все составляющие), влияющие на гудвилл. То есть покупатель должен убедиться в том, что справедливые стоимости активов не завышены. Прежде всего нужно проверить допущения, используемые в моделях оценки. Особенно при способах оценки с высокой степенью субъективности данных, базирующиеся на ненаблюдаемых данных. По признанным нематериальным активам нужно проверить, соблюдаются ли критерии идентифицируемости и т. д. Цена приобретения определена корректно. Если в сделке присутствуют условные, отложенные элементы, нужно проверить подход по определению справедливой стоимости этих составляющих. Неконтролируемая доля и имеющиеся в наличии доли (для поэтапных приобретений) отражены по справедливой стоимости. То есть стандарт рекомендует повторно рассмотреть все элементы расчета гудвилла и методику определения справедливой стоимости на предмет поиска резервов для уменьшения полученного превышения. Если в конечном итоге превышение остается, его нужно отразить в отчете о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе [3, 5, 10].
Список использованной литературы:
1. Агеева О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: теория и практика: учебник / О.А. Агеева, А.Л. Ретизова. - М.: Юрайт, 2014. - 347 с.
2. Акопян Р.О. Состав и формат представления информации в отчете о совокупном доходе на примере ООО «Кубань-Тэкс» / Р.О. Акопян, О.В. Жердева // В сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности. 2015. С. 12-16.
3. Белозор С.М. Составление отчетности банка в соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» / С.М. Белозор, С.А. Муллинова // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 5-1. С. 71-75.
4. Вахрушина М.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / М.А. Вахрушина. - М.: Национальное образование, 2014. - 656 с.
5. Германова Е.Н. Представление информации о прибыли или убытке в формате РСБУ и МСФО / Е.Н. Германова О.В. Жердева // В сборнике: Современная экономическая наука: теория и практика. 2016. С. 75-80.
6. Кесян С.В. Перспективы развития распределительных отношений субъектов АПК региона на основе корпоративной интеграции // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки. 2014. С. 16-22.
7. Кесян С.В. Трансфертное ценообразование в системе организационно-экономических отношений в интегрированных корпоративных структурах АПК // В сборнике: Экономика и менеджмент: от теории к практике. 2014. С. 62-64.
8. Кузнецова Н.В. Признание нематериальных активов по МСФО и РСПБУ / Н.В. Кузнецова, М.В. Жорова, В.П. Багиаева // В сборнике: Наука, образование и инновации. Уфа, 2016. С. 82-86.
9. Кузнецова Н.В. Трудности перехода России на МСФО / Н.В. Кузнецова, М.В. Жорова, В.П. Багиаева // В сборнике: Наука, образование и инновации. Уфа, 2016. С. 88-91.
10. Кругляк З.И. Особенности составления отчета о совокупном доходе в соответствии с МСФО / З.И. Кругляк, Н.Н. Григорьева // В сборнике: Современная экономическая наука: теория и практика. 2016. С. 97-100.
11. Кругляк З.И. Четырехмерная модель управления рисками организации / З.И. Кругляк, Р.А. Пилюк // В сборнике: Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. 2016. С. 120-124.
12. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнесов» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) (в ред. от 27.06.2016).
13. Муллинова С.А. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 7. С. 41-45.
14. Шпилевая Т.Е. История развития МСФО в России: прошлое и настоящее / Т.Е. Шпилевая, С.А. Муллинова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 29. С. 84-90.
15. Mullinova S., Simonyants N. Reflection of a deferred tax liability in the credit union reporting according to IFRS (IAS) 12 "Income taxes" // Modern European Researches. 2016. № 1. С.83-88.