Гильванов Тимур Ильясович
студент 3 курса,
экономико-математический факультета
Нефтекамский филиал
Башкирского государственного университета
Россия, г. Нефтекамск
Научный руководитель
Исламова Флорида Нугумановна
к.э.н., доцент Нефтекамский филиал
Башкирского государственного университета
Россия, г. Нефтекамск
Вопросы студенческой науки
Выпуск №8, апрель 2017
Статья посвящена доходности предприятия, которая напрямую влияет на прибыль. Так же описаны подходы к анализу доходности и факторы, влияющие на нее. Рассматриваются методы увеличения уровня доходности.
Анализ доходности предполагает оценку абсолютных и относительных показателей, характеризующих ее уровень.
Абсолютным показателем является прибыль. За счет нее предприятие может увеличить фонд оплаты труда, расширять и наращивать обороты производства, финансировать другие направления деятельности и проч. В общем виде прибыль представляет собой разницу между стоимостью реализации продукции и ее себестоимостью (суммой всех издержек, затраченных на изготовление этой продукции).
Размер прибыли можно узнать из данных бухгалтерской отчетности, а именно из отчета о финансовых результатах (форма № 2).
При анализе абсолютных показателей чистая прибыль - не единственное, на что стоит обратить внимание. Не менее важно отношение выручки от реализации к себестоимости продукции.
Если значения уровня себестоимости продукции и выручки от ее реализации приблизительно равны, предприятие получит немного прибыли, поэтому надо стремиться к получению большей выручки при меньших затратах.
Предприятие можно считать доходным, если его выручки от реализации продукции достаточно для покрытия всех расходов на производство и реализацию продукции и для образования разницы, т.е. прибыли. Для того чтобы предприятие было доходным и занимало устойчивую позицию на рынке, необходимо:
Существует пять методов увеличения доходности:
1. Увеличение выпуска продукции. Данный метод представляет собой производство большего числа продукции.
Но планируемый объем производства должен соответствовать спросу на продукцию: нет смысла производить намного больше, чем того требует рынок (за исключением ситуации формирования запасов готовой продукции). Чтобы повысить доходность, наращивают объемы производства и ищут новые каналы сбыта продукции, увеличивая таким образом выручку.
2. Снижение себестоимости. Себестоимость - это один из важнейших качественных показателейработы предприятия. Именно от ее величины зависит размер чистой прибыли, которую получаетпредприниматель. Снижая себестоимость продукции, можно повысить рентабельность предприятия.
Но если себестоимость будет превышать выручку от реализации продукции, то предприятие станет убыточным. Поэтому чтобы увеличить доходность, стараются снизить себестоимость при неизменной выручке от реализации.
3. Улучшение качества продукции. Качество продукции является основой конкурентоспособности бизнеса. При этом следует помнить, что качество - не цель, качество - это процесс, в течение которого вырабатывается определенный продукт. Поэтому следует твердо знать, какие результаты предприятие хочет получить, и на кого они рассчитаны.
4. Снижение налога на имущество. Уплата налога на имущество - одна из обязанностей собственника. Размер налога зависит от многих факторов, к тому же, он обладает тенденцией к повышению. Сэкономить на налоге можно при помощи государственных льгот.
5. Увеличение балансовой стоимости. Балансовая стоимость - это стоимость объекта, основных средств предприятия, фирмы, внесенных в ее баланс, зафиксированных в балансовой ведомости. Затраты, что связаны с проведением модернизации, дооборудования, достройки основных средств, увеличат их первичную стоимость. А амортизационная сумма по объектам, что начислена до реконструкционных работ, не будет изменена.
Таким образом, можно сказать, что снижение себестоимости производства продукции самый эффективный метод, так как гарантии, что товар будут приобретать по завышенной цене или будут покупать его в большем объеме, нет никакой.
Кроме того, стоит помнить, что при выборе данного метода увеличения уровня доходности рекомендуется сокращать расходы по нескольким направлениям (например, по статьям затрат «Оплата труда» и «Материальные расходы», расходы по которым по статистике имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции). Это позволит добиться максимального эффекта от реализации рассматриваемого метода: увеличить уровень доходности, снизить цену продажи единицы продукции, а значит, обеспечить большую конкурентоспособность и привлечь больше потенциальных покупателей.
Список используемой литературы:
1. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: «Дашков и К», 2012. - 1012 с.
2. Уткин Э.А. «Цены. Ценообразование. Ценовая политика». - М.: издательство ЭКМОС, 2015. - 224с.
3. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Курс экономической теории: Учебник - 5-е изд., испр. и доп. - К. «АСА», 2016.- 832 с.
4. http://www.costinfo.ru/cost-methods/methods.ph (Дата обращения: 13.03.17)