Мормуль Нина Федоровна
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры экономики и менеджмента (ЭиМ) МИЭТ.
Еникеева Стелла Анатольевна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры ЭиМ МИЭТ.
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Экономические и социально-гуманитарные исследования
№2 (10) 2016
На основе данных Росстата анализируется состояние экономики предприятий промышленности и выявляются причины снижения их платежеспособности и финансовой устойчивости. Рассматривается планирование дебиторской задолженности с помощью имитационного моделирования, позволяющего задавать различные значения условий кредитования покупателей с целью определить максимально возможный размер коммерческого кредита покупателям и в определенной мере повлиять на изменение основных показателей финансового состояния предприятия.
Сегодня одна из главных проблем российской экономики — дефицит денежных средств, необходимых в хозяйственной деятельности предприятий.
Одной из основных причин такого положения является кризис неплатежей, что подтверждают данные статистики (рис. 1).
Как видно из графиков динамики индексов, несмотря на снижение темпов роста производства с 2010 до 2014 г., наблюдалось увеличение темпов роста дебиторской задолженности (ДЗ). А в 2015 г. выручка снизилась на 3,6 %, притом что ДЗ выросла на 15 %. Кроме того, просроченная ДЗ за период 2012—2014 гг. приумножалась опережающими темпами (с 21 до 36 %). Эти негативные тенденции привели к фактической иммобилизации части текущих активов, что послужило причиной снижения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий (рис. 2).
В связи с этим планирование ДЗ становится важнейшей функцией управления этим активом предприятия. Одна из основных задач планирования предполагает определение требуемого состояния объекта планирования. Применительно к планированию ДЗ решение этой задачи состоит в определении ожидаемой суммы ДЗ (ДЗрасч.), которая зависит от ряда производственных факторов:
где Nкредитреал — планируемый объем реализации продукции в кредит (сумма коммерческого кредита);
С/Ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены единицы продукции;
tДЗоб — средний период предоставления кредита покупателям (в днях);
tДЗПоб — средний период просрочки платежей по предоставленным кредитам (в днях) [2].
Как видно из формулы, размер планируемой ДЗ зависит как от объема реализованной продукции (выручки), так и от условий кредитования дебиторов (покупателей). Поэтому для определения расчетной суммы, которую предприятие может позволить себе иммобилизовать в ДЗ (Nкредитреал), необходимо установить максимально возможный размер коммерческого кредита.
Подобная задача решается на основе имитационного моделирования денежных потоков, выявляющего зоны дисбаланса, т. е. возникновения дефицита денежных средств.
Логика такого подхода основывается на варьировании условий кредитования покупателей, что позволяет моделировать изменения входящих и исходящих денежных потоков и таким образом устанавливать максимально возможный размер коммерческого кредита.
Кроме того, задавая различные условия кредитования, можно в определенной мере влиять на изменение основных показателей финансового состояния предприятия, так как регулирование денежных потоков базируется на концепции взаимозависимости: ликвидность — платежеспособность финансовая устойчивость. Это обусловлено тем, что основной целью производственно-хозяйственной деятельности предприятия является максимизация прибыли. Следовательно, финансовая политика предприятия должна строиться на основе имитации и оценки различных ситуаций, на анализе множества факторов, позволяющем выявить несбалансированность денежного потока как причину возникновения дисбаланса — превышение исходящих денежных средств (оттока) над входящими (притока).
Рассмотрим пример использования имитационной модели (табл. 1, 2, 3; рис. 3, 4, 5).
Таблица 1. Движение денежных средств предприятия в планируемом периоде
Поступление средств от дебиторов на конец периода (% оплаты продукции) | Наличие/дефицит денежных средств, тыс. руб. |
Сумма ДЗ на конец года, тыс. руб. |
||||
Квартал | Год | |||||
I | II | III | IV | |||
100 % в текущем квартале | 2525 | 2802 | 3365 | 3342 | 3342 | 0 |
95 % в текущем квартале, 5 % в следующем квартале | 2075 | 2202 | 2715 | 2667 | 2667 | 675 |
90 % в текущем квартале, 10 % в следующем квартале | 1625 | 1602 | 2065 | 1992 | 1992 | 1350 |
85 % в текущем квартале, 15 % в следующем квартале | 1175 | 1002 | 1415 | 1317 | 1317 | 2025 |
80 % в текущем квартале, 20 % в следующем квартале | 725 | 402 | 765 | 642 | 642 | 2700 |
75 % в текущем квартале, 25 % в следующем квартале | 275 | -198 | 115 | -33 | -33 | 3375 |
Таблица 2. Динамика денежных средств, тыс. руб. (80 % оплаты продукции в текущем квартале, 20 % — в следующем квартале)
Движение средств | Квартал | Год | |||
I | II | III | IV | ||
Наличие денежных средств на начало периода | 365 | 725 | 402 | 765 | 365 |
Поступление средств от дебиторов | 11 400 | 11 400 | 12 800 | 13 400 | 49 000 |
Выплаты | 11 040 | 11 722 | 12 437 | 13 523 | 48 723 |
Чистый денежный поток | 360 | -322 | 363 | -123 | 277 |
Наличие денежных средств на конец периода | 725 | 402 | 765 | 642 | 642 |
Таблица 3. Динамика денежных средств, тыс. руб. (75 % оплаты продукции в текущем квартале, 25 % — в следующем квартале)
Движение средств | Квартал | Год | |||
I | II | III | IV | ||
Наличие денежных средств на начало периода | 365 | 275 | -198 | 115 | 365 |
Поступление средств от дебиторов | 10 950 | 11 250 | 12 750 | 13 375 | 48 325 |
Выплаты | 11 040 | 11 722 | 12 437 | 13 523 | 48 723 |
Чистый денежный поток | -90 | -472 | 313 | -148 | -398 |
Наличие денежных средств на конец периода | 275 | -198 | 115 | -33 | -33 |
Очевидно, что иммобилизация денежных средств в ДЗ равносильна их оттоку. Поэтому предоставляя коммерческие кредиты, предприятие тем самым формирует определенные размеры будущей ДЗ. В связи с этим сумму коммерческих кредитов покупателям будем рассматривать как фактор, определяющий динамику денежного потока предприятия.
Используя данные таблиц 1, 2, 3 и графиков динамики входящих (притока) и исходящих (оттока) потоков денежных средств предприятия при разных значениях моделируемого фактора (рис. 3, 4), можно установить предельно допустимый размер коммерческого кредита. В нашем примере он должен составлять не более 20 % от стоимости реализуемого объема продукции, так как увеличение суммы кредитования покупателей приведет к нехватке (дефициту) денежных средств во II квартале планового периода (рис. 5).
Таким образом, использование имитационной модели позволяет спланировать кредитуемый объем реализации продукции (Nкредитреал), который будет определяться максимально возможным размером коммерческого кредита покупателям.
Литература
1. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Cop. 1999—2016. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ accounts/ (дата обращения: 06.04.2016).
2. Мормуль Н.Ф., Еникеева С.А. Системный подход к управлению дебиторской задолженностью // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 85—89.