Гильмутдинов А.А.
Студент, магистр, ФГБОУ ВО БашГАУ
г. Уфа, Республика Башкортостан
Хабиров Г.А.
Профессор, д.э.н., ФГБОУ ВО БашГАУ
г. Уфа, Республика Башкортостан
Инновационная наука
№04-1 2017
Аннотация. В статье выполнен анализ безубыточности объема продаж, определены критическая точка объема продаж и запас финансовой прочности в целом по исследуемой организации и продажи фасованного подсолнечного масла в стоимостном и натуральном выражениях.
Маржинальный анализ основан на исследовании соотношения между тремя группами основных экономических показателей - издержки, объем продаж и прибыль от реализации. Методика позволяет прогнозировать величину каждого из показателей при определенном значении других [1].
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода [2].
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее [3].
В результате проведенного исследования рассчитываются важные для управления предприятием показатели:
Анализ безубыточности объема продаж нами выполнен по материалам ОАО «Чишминское» Республики Башкортостан (таблица 1)
Таблица 1. Анализ безубыточности объема продаж в ОАО «Чишминское», тыс. руб.
Показатели | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Изменение (+/-) |
1.Объем продаж | 5 453 597,0 | 6 856 370,0 | 6 947 806,0 | 1 494 209,0 |
2.Переменные затраты | 4 505 208,0 | 5 496 530,0 | 5 762 322,0 | 1 257 114,0 |
З.Маржинальный доход (валовая прибыль (убыток) от продаж) | 948 389,0 | 1 359 840,0 | 1 185 484,0 | 237 095,0 |
4.Доля маржинального дохода в объеме продаж (п.3/п.1*100%) | 17,4 | 19,8 | 17,1 | -1,3 |
5.Постоянные затраты | 558664,0 | 607298,0 | 546589,0 | -12 075,0 |
б.Критическая точка объема продаж (п.5/п.4) | 3212530,0 | 3062022,0 | 3203413,0 | -9 118,0 |
7.Запас финансовой прочности (п.1-п.б) | 2 241 067,0 | 3 794 348,0 | 3 744 393,0 | 1 503 327,0 |
8.То же в % к объему продаж (п.7/п.1*100%) | 41,1 | 55,3 | 53,9 | +12,8 |
9.Прибыль (убыток) от продаж | 389 725,0 | 752 542,0 | 638 895,0 | 249 170,0 |
Данные таблицы 1 свидетельствует о том, что в 2015 году по сравнению с 2013 годом в ОАО «Чишминское» порог рентабельности (критическая точка объема продаж) снизился на 9119,0 тыс. руб., а запас финансовой прочности увеличился на 1503327,0 тыс. руб. Доля маржинального дохода в выручке сократилась, что свидетельствует о снижении эффективности операционной деятельности.
Положительным моментом является рост запаса финансовой прочности с 41,1% до 53,9% и увеличение прибыли от продаж на 63,9%, что указывает на сокращение производственного риска предприятия.
Анализ безубыточности продаж фасованного подсолнечного масла в натуральном выражении представлен в таблице 2.
Таблица 2. Анализ безубыточности объема продаж фасованного подсолнечного масла в ОАО «Чишминское»
Показатели | Обозначения | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Изменение, +,- |
Выручка, тыс. руб. | В | 5028233,0 | 6345265,0 | 6454512,0 | 1426279,0 |
Цена, руб. за 1 тонну | р | 43384,0 | 44368,0 | 46733,0 | 3349,0 |
Объем реализации, тонн | Q | 115900,0 | 143016,0 | 138114,0 | 22214,0 |
Переменные затраты, тыс. руб. | VC | 4225885,0 | 5313902,0 | 5380783,0 | 1154898,0 |
Переменные, руб. за 1 тонну | v | 36461,0 | 37156,0 | 38959,0 | 2498,0 |
Постоянные затраты, тыс. руб. | FC | 508384,0 | 513417,0 | 517884,0 | 9500,0 |
Себестоимость, тыс. руб. | ТС = VC+FC | 4734269,0 | 5827320,0 | 5898667,0 | 1164398,0 |
Прибыль, тыс. руб. | П = В - ТС | 293964,0 | 517945,0 | 555844,0 | 261881,0 |
Маржинальный доход, тыс. руб. | МД = В - VC | 802348,0 | 1031363,0 | 1073728,0 | 271381,0 |
Критический объем продаж, тонна | Окр | 73434,0 | 71189,0 | 66617,0 | -6817,0 |
Критическая выручка, тыс. руб. | Вкр | 3185865,0 | 3158527,0 | 3113233,0 | -72632,0 |
Запас финансовой прочности, тыс. руб. | ЗФП = Вфакт - Вкр | 1842368,0 | 3186738,0 | 3341279,0 | 1498911,0 |
Уровень финансовой прочности, % | Уфп = ЗФП / Вфакт | 36,6 | 50,2 | 51,8 | 15,2 |
Операционный рычаг | ОР = МД / П | 2,7 | 2,0 | 1,9 | -0,8 |
Из данных таблицы 2 видно, что выручка предприятия от реализации фасованного подсолнечного масла в 2015 г. по сравнению с 2013 г. выросла на 1426279,0 тыс. руб. и составила 6454512 тыс. руб., что связано увеличением цен на подсолнечное масло с 43384 руб. до 46733 руб. за 1 тонну и увеличением объема продажи на 22214,0 тонн.
При этом критический объем продаж фасованного подсолнечного масла сократился на 6817 тонн, или на 72632 тыс. руб.
Положительным фактором стало увеличение запаса финансовой прочности за анализируемый период с 36,6% в 2013 г. до 51,8% . В тоже время значение операционного рычага снизилось с 2,7 до 1,9. Основными резервами роста прибыли и сокращения критического объема продаж являются:
Как показывает анализ, сильное отклонение по себестоимости имеется по статье «сырье и материалы». Большая часть превышения затрат связана с потерями подсолнечника при хранении, поскольку устарела система активного вентилирования на складах.
Полная замена вентиляторов позволит сократить потери подсолнечника при хранении на 2,5%, что приведет к уменьшению себестоимости производства подсолнечного масла. Экономия затрат составит 5230,0 тыс. руб.
Внедрение мероприятий по сокращению затрат окажет положительное влияние на финансовые результаты реализации продукции.
Список использованной литературы:
1. Хабиров Г.А., Хабиров А.Г. Маржинальный анализ в системе финансового и операционного менеджмента (статья) [Текст] // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2011. - № 1 (17). - С.91-94.
2. Хабиров Г.А. Совершенствование внутрихозяйственных экономических отношений и их информационного обеспечения в сельскохозяйственных предприятиях [Текст]. - М.: Редакция журнала «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2001. - 196 с.
3. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения : учебник для магистров [Текст] / под ред. А.З. Бобылевой . - М. : Юрайт, 2012 . - 903 с.
4. Кувшинов М.С. Анализ соответствия методов управления затратами актуальным задачам управления [Текст] // Экономический анализ: теория и практика. - 2014 . - № 17 . - С. 37-46 .
5. Соколов А.Ю. Маржинальный учет затрат (метод "директ-костинг"): проблемы внедрения на российских предприятиях [Текст] // Управленческий учет. - 2013 . - № 11 . - С. 23-33