А.С. Бутузова,
магистрант
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королёва (Россия, г. Самара)
Международный журнал гуманитарных и естественных наук
№11-3 2018
Аннотация. В статье рассматривается механизм проведения камеральной налоговой проверки по земельному налогу в Российской Федерации. Была определена основная цель проведения камеральной проверки по земельному налогу, этапы проведения данной проверки и её основные виды. Дана краткая характеристика таких видов камеральной налоговой проверки земельного налога в Российской Федерации, как формальная проверка, арифметическая проверка, нормативная проверка, непосредственная проверка.
В настоящее время после вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) значение камеральных проверок возросло, поскольку налоговые органы потеряли право осуществлять постоянные выездные проверки без ограничения срока их проведения. В таких условиях налоговые органы могут и должны использовать право проведения камеральных проверок в полном объеме.
Согласно статье 88 «Камеральная налоговая проверка» части первой Налогового кодекса Российской Федерации при проведении камеральных проверок возможно осуществление тех же процессуальных действий, что и при проведении выездных проверок: вызов свидетеля, проведение осмотра документов и предметов налогоплательщика, истребование документов, привлечение специалиста.
Цели камеральной налоговой проверки земельного налога в Российской Федерации были представлены на рисунке 1.
Основные этапы камеральной проверки налога на землю в Российской Федерации были графически представлены на рисунке 2 [1].
Виды камеральной налоговой проверки земельного налога, осуществляемые в Российской Федерации, были графически представлены на рисунке 3.
Формальная проверка представляет собой проведение проверки наличия всех форм отчетности и документов, которые были установлены законодательством. В качестве таких документов выступают документы, подтверждающие предоставление налоговых льгот или подтверждающие размер участка, проверку налоговых деклараций по земельному налогу. В данном случае осуществляется также проверка наличия и четкого заполнения всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Отчетность должна быть заполнена ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Запрещено внесение неоговоренных исправлений. При отсутствии каких - либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается отсылка, указывающая отсутствие оснований по заполнению определенных строк (форм). Проверка наличия подписи налогоплательщика (руководителя или главного бухгалтера) и соответствие этих подписей, разработанным и утвержденным образцам, является одним из направлений формальной налоговой проверки [2].
Арифметическая проверка — это проверка, в качестве основной цели которой выступает проведение оценки правильности арифметического подсчета того или иного показателя, например, размера налогооблагаемой базы. В ходе проведения арифметической проверки осуществляется контроль за правильностью подсчета итоговых сумм в налоговой декларации, как по горизонтали, так и по вертикали.
Нормативная проверка заключается в осуществлении проверки соответствия содержания документа действующему законодательству. С помощью данного метода выявляются незаконные по содержанию документы, устанавливаются факты необоснованного применения льгот, неправильное применение налоговых ставок. Налоговый инспектор в случае проведения нормативной налоговой проверки руководствуется положениями, установленными в нормативно - правовых актах о налогах и сборах.
Непосредственная налоговая проверка представляет собой осуществление логической проверки корреспонденции цифровых данных, согласно которым налогоплательщик определяет сумму налога, которая должна быть уплачена в бюджет.
Приемы и методы проведения камеральной налоговой проверки являются закрытой информацией, которая представляет собой основные способы определения занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы без проведения выездной налоговой проверки. В случае возникновения спорных вопросов, связанных с исчислением сумм налогов, налоговый орган имеет право на истребование от налогоплательщика дополнительных сведений, получение объяснений и необходимых документов.
Согласно статье 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка должна проводиться уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в соответствии с их служебными обязанностями, при этом не требуется какое-либо специальное решение руководителя налогового органа [3].
Таким образом, проведение камеральной проверки по земельному налогу в Российской Федерации представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, обязательное выполнение которых предусмотрено нормативно - правовыми актами Российской Федерации.
Библиографический список
1. Мусина, О.В. Налоги и налогообложение. Теория и практика [Текст]: учебное пособие. - Самара: Ас Гард, 2012. - 86 с.
2. Лыкова, Л.Н. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебник. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/, свободный. (Дата обращения: 20.22.2018 г.)