Методика проведения аудиторской проверки расчетов страховых взносов

Лопастейская Л.Г.,
кандидат экономических наук, доцент;
Плотникова П.А.
студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,
Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск
Вопросы науки и образования
№2 (45) 2019

Аннотация: в статье рассмотрен процесс проведения аудита расчетов по страховым взносам, этапы аудиторской проверки, а также перечень документов организации, которые необходимы для проверки. Представлен список нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении аудита.

Расчеты с бюджетом по социальному страхованию отличаются большой трудоемкостью и ответственностью для любого юридического лица. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования. С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). За нарушения со стороны начисления и уплаты страховых взносов организация и ее руководители несут административную и налоговую ответственность, поэтому к этому участку учета и внутреннего контроля предъявляются особые требования. Кроме того, данные виды обязательных отчислений осуществляются за счет работодателя и включаются в себестоимость продукции, работ или услуг, поэтому их уровень влияет на себестоимость и, в конечном счете, на финансовый результат. В связи с этим, работодатель заинтересован в снижении таких расходов при соблюдении требований действующего законодательства.

Целью аудита расчетов по социальному страхованию является выражение мнения аудитора о достоверности сальдо по счету по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверку правильности и полноты начисления и уплаты страховых взносов, а также, возможность предоставить организации рекомендации о законной оптимизации данных видов платежей.

При проведении аудита страховых взносов необходимо выполнить следующее:

  • Проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета страховых взносов;
  • Оценить правильность формирования налогооблагаемой базы согласно требованиям действующего законодательства;
  • Выявить правильность формирования сумм, неподлежащих обложению страховыми взносами, и исключить вероятность неправомерного уменьшения облагаемой базы за счет них;
  • Оценить правильность применения страховых тарифов и льгот;
  • Проанализировать обоснованность выплат пособий и прочих расходов за счет средств фонда социального страхования;
  • Проверить правильность отражения налоговых обязательств перед бюджетом в отчетности;
  • Оценить полноту и своевременность уплаты страховых платежей в бюджет.

В ходе проведения аудиторской проверки страховых взносов анализируются следующие документы компании:

  • главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
  • регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • ведомости по начислению заработной платы;
  • трудовые договора;
  • штатное расписание;
  • кадровые приказы;
  • приказы по определенным видам удержаний и начислений;
  • коллективный договор или положение о премировании;
  • РСВ (расчет по страховым взносам), который предоставляется с 1.01.2017 в ИФНС, и включает в себя разделы пенсионного страхования, медицинского страхования и социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • счеты по форме РСВ-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3. Данные расчеты анализируются при условии, что в проверяемый период входят года, предшествующие 2017 году;
  • Расчет 4ФСС;
  • Сведения о персонифицированном учете СЗВ-М и СЗВ-СТАЖЖ;
  • Листы временной нетрудоспособности;
  • Заявления работников о начислении пособий и другие основания для их выплаты за счет средств ФСС РФ;
  • Иные документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

Аудиторы, проводящие проверку средств на социальное страхование, проводят экспертизу бухгалтерского учета и отчетности, расчетов и сведений, предоставляемых в ПФР и ФСС РФ за весь период, подлежащий проверке. В ходе проверки необходимо обеспечить взаимодействие аудиторской службы с бухгалтерским и юридическим отделами организации, а также непосредственно с руководством.

Аудиторская проверка взносов на социальное страхование осуществляется в три последовательных этапа (Таблица 1).

Таблица 1. Этапы аудиторской проверки страховых взносов

Этап Направление
Ознакомительный Определение объекта налогообложения по страховым взносам;
оценка аудиторских рисков и выявление уровня существенности;
оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
анализ документооборота; изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату страховых взносов;
составление плана и программы проведения аудита.
Основной Оценка правильности определения налогооблагаемой базы по страховым взносам, применения ставок страховых взносов;
проверка выплат компенсационного характера, которые не подлежат обложению в пределах норм;
проверка правильности назначения пособий, которые финансируются за счет средств социальных внебюджетных фондов;
выборочная проверка расчетных ведомостей по оплате труда;
проверка правомерности применения льгот по страховым взносам;
проверка правильности, полноты и своевременности перечисления страховых платежей;
проверка синтетического и аналитического учета по страховым взносам;
проверка соответствия записей Главной книги и Бухгалтерского баланса данным синтетического и аналитического учета.
Заключительный Анализ выполнения программы аудита;
классификация ошибок и нарушений, выявленных в ходе проверки;
подведение итогов аудиторской проверки;
оформление результатов проверки по страховым взносам.
Данные операции ведутся с использованием определенных тестов, которые утверждены внутрифирменными стандартами аудиторской компании.

На ознакомительном этапе аудитор составляет рабочие таблицы, в которых регистрируются основные данные и показатели, необходимые для дальнейшей работы. К примеру, составляется таблица, в которой регистрируются документы компании, на основании которых будет проходить проверка, наличие данных документов, инициалы ответственного лица за ведение данного документа и примечание. К рабочим таблицам аудитора, также относится план и программа аудиторской проверки. Примерный план аудиторской проверки представлен в Таблице 2.

Таблица 2. Примерный план аудиторской проверки

Проверяемая организация ООО «Стройснаб»
Период аудита с 01.01.18г. по 31.12.18 г.
Количество человеко - часов 120
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы Аудитор, ассистент аудитора
Планируемый аудиторский риск 2%
Планируемый уровень существенности 1) качественно - соответствие действующему законодательству
2) количественно -2%
Планируемые виды работ Период проведения Исполнители
1. Аудит оформления первичных документов по учету выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов 15.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
2. Аудит системы начислений взносов в ПФР, ФОМС и ФСС 16.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
3. Аудит обоснованности пособий за счет средств ФСС 17.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
4. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности, расчетов по страховым взносам и регистров бухгалтерского учета 18.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора
5. Оформление результатов проверки 19.02.2019 Аудитор, ассистент аудитора

После проведения подготовительных работ аудитор переходит к следующему, самому важному этапу, на котором осуществляется аудиторская проверка.

Основной этап начинается с проверки правильности формирования налогооблагаемой базы в соответствии с действующим законодательством. Для этого необходимо осуществить следующие операции:

  • сравнить виды оплаты труда и других выплат работникам, на которые были начислены страховые взносы с видами выплат, на которые взносы должны начисляться в соответствии с законодательством; в случае несоответствия определить размер отклонения по базе начисления страховых взносов;
  • выявить расхождения в суммах по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» методом прослеживания;
  • проверить наличие и правильность оформления первичной документации.

Процесс проверки первичной документации включает в себя:

  • аудит оформления первичных документов;
  • проверку равенства показателей Бухгалтерского баланса и Главной книги;
  • проверку тождественности оборотов и остатков по счетам Главной книги и регистрам бухгалтерского учета;
  • выявить наличие бухгалтерских проводок и операций, приводящих к сокрытию причитающихся к уплате сумм.

Далее аудитор производит проверку начисленных пособий и сумм компенсационного характера. Для проверки начислений пособий следует:

  • удостовериться в наличии документов - листы временной нетрудоспособности, приказы руководителя, справки независимых экспертов;
  • произвести перерасчет пособий по временной нетрудоспособности, с учетом того, что первые три дня оплачивает работодатель, а оставшиеся дни оплачиваются за счет ФСС. Если компания находится в регионе, который участвует в пилотном проекте «Прямые выплаты» ФСС в проверяемый период, перерасчет производить не нужно;
  • сопоставить расчет авансовых платежей по взносам в ФСС РФ в части выплат по временной нетрудоспособности с Дебетом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» субсчет «Расчеты по социальному страхованию» и расчетной ведомостью по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Для контроля выплат компенсационного характера необходимо:

  • определить выплаты, носящие компенсационный характер согласно ст. 422 НК РФ;
  • исключить из списка данных выплат суммы компенсаций за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 422 суммы компенсаций освобождены от обложения страховыми взносами, за исключением сумм компенсаций за неиспользованный отпуск. Так, например, к компенсационным выплатам относятся: возмещение вреда здоровью, бесплатное предоставление жилых помещений, продуктов питания, топлива, стоимость натурального довольствия, спортивной формы и др.

Далее аудитор осуществляет проверку учета, своевременности и правильности исчисления и перечисления страховых взносов. Данная проверка предполагает:

  • контроль правильности применения страховых тарифов;
  • сравнение данных, которые были получены при расчете базы страховых взносов организации, с данными, отраженными по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • проверка своевременности и полноты уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. Аудитор сравнивает суммы, полученные путем умножения базы страховых взносов на тариф, с данными, отраженными в отчетности и в платежном поручении.

Заключительным этапом является подведение итогов аудиторской проверки, результаты которой обобщаются в рабочих документах аудитора. В аудиторском заключении аудитор выражает свое мнение о степени достоверности отражения рассматриваемых показателей в учете и отчетности проверяемой организации.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018).

2. Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки. М.: Юнити-Дана, 2017. 552 с.

3. Шестакова Е.В. Страховые взносы: полное практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 482 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ