Менеджер и его стабилизирующая деятельность при антикризисном управлении

Прежде всего, при управлении предприятием, состояние которого близко к кризису, менеджер должен руководствоваться определёнными принципами.

Основными принципами управления, которые полезно было бы соблюдать каждому менеджеру, являются:

• лояльность ко всем работающим;

• ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;

повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;

• формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих;

• обязательное внедрение долевого участия каждого работающего в общие результаты рыночной деятельности фирмы;

• быстрая и адекватная реакция на все изменения окружающей среды;

• разработка и внедрение более совершенных методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность своей работой;

• непосредственное участие каждого сотрудника в работе коллектива на всех этапах как непременное условие согласованности совместного труда;

• способность менеджеров терпеливо реагировать на всех, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателей, поставщиков, работников фирмы и т.д.;

• базой бизнеса становятся его этические основы.

Как показывают проведенные социологические исследования, многие бизнесмены, как правило, стремятся, прежде всего, к деньгам, власти, вещам, усматривая в атом весь смысл жизни. Столь однобокая устремленность вряд ли может способствовать решению проблем как общества, так и самого предпринимателя. Поэтому жесткая социальная ответственность руководителей предприятий, как и мера социальной Ответственности каждого работника, возрастает. Это должно обязательно учитываться при определении объема всех форм стимулирования. В данной связи важно, чтобы руководители и специалисты в полной мере осознали не только свои интересы, но и их прямую и непосредственную связь с интересами всего общества, научились рационально работать с ориентацией на положительный результат.

Российскому менеджеру приходится также сталкиваться с экологическими проблемами. Оборудование и технологии в России, как правило, устаревшие. Их замена и модификация требуют огромных затрат. А увеличение расходов на охрану окружающей среды конечно, совершенно необходимое, ведет к снижению прибыли, которое препятствует как технической модернизации, так и решению социальных проблем коллектива. На сегодняшний день в нашей стране только каждое третье предприятие способно обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных накоплений. Вместе с тем резервы улучшения огромны, особенно в области снижения затрат. На их раскрытие должны быть направлены особые усилия менеджера. Главное в менеджменте — умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном повышении производительности своего труда и общей прибыльности фирмы. Большое значение имеет предоставление права участия в управлении предприятием рядовым сотрудникам.

Практика менеджмента в России имеет немало особенностей. Так, предприятия оказались под огромным налоговым прессом. Он успевает разорить фирмы до того, как они окрепнут и начнут давать прибыль, платить налоги. Нужны поэтому соответствующие правовые и экономические механизмы, гарантирующие интересы участников рынка. Сильно мешает менеджеру неразбериха в ценообразовании. В стране в сфере производства расширяется натуральный обмен, дезорганизуются хозяйственные связи. На рынке характерно напряжение, обусловленное трудностями производителей. Либерализация цен на топливно-энергетическое сырье, сырьевые ресурсы, транспортные тарифы при контроле государства за их уровнем создает немалые сложности.

Вместо единого общего рынка России нашему менеджеру приходится действовать в условиях раздробленности рынка, в каждом анклаве которого свои юридические, экономические и национальные особенности, в том числе и в ценообразовании. Намного труднее становится разрешение проблем с производством, снабжением, организацией отношений, расчетами, планированием, маркетингом. В деятельности компаний немалую роль играет давление со стороны местных органов власти с тем, чтобы в рамках производства и реализации продукции и услуг, в социальном обслуживании, политике занятости в первую очередь учитывались местные интересы.

Основными задачами, стоящими сейчас перед менеджером в России, являются:

• обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

• добиться максимизации прибыли в конкретных условиях бизнеса;

• разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы, учитывая при этом необходимость содействия в разрешении социальных вопросов всего общества;

• постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу фирмы на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия;

• систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые отрасли и сферы;

• определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

• уметь в разумных пределах идти на риск.

Современное состояние рынка России приводит к тому, что наряду с обозначенным выше, менеджеру приходится иметь дело с проблемами, которых не существует в практике Запада. Так, большинство руководителей стремится к экспорту, к операциям с иностранной валютой, так как высокий рыночный курс большинства валют по отношению к рублю делает их весьма выгодными. Западный же менеджер никогда не будет реализовывать товар за рубеж, если он может выгодно продать его внутри страны. Ведь экспортные операции очень дороги, с высокой степенью риска, большими транспортными, страховыми и прочими расходами.

Для развития российского бизнеса не имеется пока серьезной правовой основы. В каждом регионе действуют свои законы, в том числе в о налогах. Решения вышестоящих органов порой так корректируются местными властями, что, по существу, вообще перечеркиваются. Все уровни управления вводят дополнительные налоги или другие аналогичные платежи. Нередко постановления центральных и местных властей противоречат друг другу, вводятся в практику задним числом. В результате предприятия несут неожиданные убытки и оказываются на грани банкротства. Запутанность и неопределенность законодательной базы, произвол чиновников не только осложняют работу менеджера, но в толкают его на поиск обходных путей для проведения необходимых операций. Также очень многое в толковании законов применительно к конкретным случаям зависит от воли уполномоченных государственных чиновников. Это является основой существования коррупции.

Менеджер призван активно содействовать развитию рыночных отношений, рыночной инфраструктуры. В условиях постоянного срыва договорных обязательств развивается система бартерных отношений и прямого продуктообмена. Становится необходимым взаимодействие с каждым поставщиком отдельно на основании его требований. Из-за неплатежей потребителей менеджер оказывается нередко не в праве распоряжаться заработанными фирмой денежными ресурсами, не в состоянии стимулировать должным образом работников за хороший труд. Чтобы иметь наличные деньги, приходится идти на открытие торговых точек по продаже продукции или услуг за наличные средства.

Особая проблема для нашего менеджера — необходимость постоянной работы по укреплению производственной и трудовой дисциплины, точнее сказать, созданию новой дисциплины, нового отношения к труду. С этой психологией надо бороться. В частности, внедряя материальное и моральное стимулирование по реальным результатам каждого работника. И в России менеджмент — умение взаимодействовать с людьми, побуждать их работать с полной отдачей в интересах фирмы, поощряя за это должным образом. Это особенно важно для наших условий. По причине уравниловки, трудностей профессионального роста и карьеры по деловым качествам люди отучились работать на совесть. Сложившийся стандарт отношений: начальник — подчиненный, а не коллеги и общая единая команда. Ранее коллектив был разобщенным, в каждом подразделении заботились лишь о выполнении собственного плана, не обращали внимания на других. Коллектив не работал как единая система, и эффективности была крайне низкой.

Устранение подобного явления и формирование команды, где каждый четко знает свое место, правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь — одна из неотложных задач российского менеджера. Необходимо точно определить функции каждого работника, систему взаимодействия его с другими и то же сделать для подразделений, осуществляя координацию и контроль за результатами их труда. По данным исследований, до половины производства на наших предприятиях простаивает из-за бесхозяйственности. Поскольку в России работник, как правило, не чувствует себя хозяином предприятия, имеет место воровство, пренебрежительное отношение к другим работникам и к собственности фирмы.

Ключевой момент в менеджменте — детальное изучение потребностей рынка. Кризисными на этапе могут быть следующие ситуации: если потребность в товарах была переоценена, могут возникнуть залежи, т.е. запасы товаров на складе, которые трудно продать или можно продать с убытками. Если потребность оценена слишком низко, заказывается мало товаров, запасы могут оказаться слишком малы, а следовательно, и оборот скромен. В атом случае клиенты обращаются к конкуренту, и, значит, имеют место потери сбыта. Аналогичная ситуация возникает при неверной оценке менеджментом потребностей в качестве товара. Поэтому особое внимание уделяется отлаживанию четкой связи с розничной торговлей, где и можно подучить мнение конечного потребителя товаров. Здесь менеджер ориентируется на объем заказов поступающих от покупателя, на регулярные опросы групп покупателей, информацию от собственных сотрудников, доклады маркетинговой службы, сведения от агентов по сбыту, статистические данные, материалы специальных исследований рынка, сведения о ярмарках, биржевых сделках, публикации в журналах и газетах.

После того, как предприятие четко определит ассортимент своих товаров, уточняются поставщики, у которых эти товары можно приобрести. Для этого используется как внутренняя (если товары ранее уже закупались), так и внешняя информация, источниками которой являются телефонные запросы, личные переговоры с поставщиками, посещение ярмарок и товарных бирж, отчеты о командировках закупщиков и сбытовиков, посещение предприятий поставщиков, тестирование, статистика товарооборота и цен, отраслевые справочники, каталоги, буклеты, проспекты, газеты, публикации торговых палат и другие. Изучив информацию, менеджер выбирает наиболее удобного поставщика. Критериями оценки здесь служат требования к потребительским характеристикам продукции, уровень, сроки поставок, характер упаковки (привлекательность, расфасовка), сроки платежей, качество товаров, надежность поставщика.

Далее приходится решать важный вопрос о соотношении концентрации и распыления заказов. Концентрация заказов у небольшого количества поставщиков дает лучшие условия закупок (скидки, отсрочки платежа), перспективы к долговременному сотрудничеству. Но это влечет за собой высокий риск и ограничивает гибкость действий. Раздробление заказов по многим поставщикам снижает риск и увеличивает эластичность решений, но при атом объемы заказов меньше, а это ухудшает условия закупок. Особенно важно убедить выбранных поставщиков сотрудничать именно с вашим предприятием. Задачей менеджера при заключении сделки является предложение производителю таких условий, которые в наибольшей степени способны помочь последнему в выполнении поставленных ям целей, основными из которых являются:

• получение прибыли,

• обеспечение ликвидности,

• расширение оборота,

• создание широкого рынка сбыта.

Существенное значение имеет также гарантированность и перспективность каналов сбыта, размещение новой продукции на рынке, условия транспортирования, анализ реализации, условия складирования и т.д.

Наиважнейшим каналом является организация сбыта закупленных товаров. В это время менеджер направляет свои усилия на исследования рывка, научение пожеланий и потребностей рывка (способности его поглотить определенные товары), изучение мотивов покупок, наблюдение за политикой конкурентов. Целью сегментирования является на данном этапе разделение рынка на более или менее однородные группы покупателей с задачей более аффективного использования конкретных инструментов маркетинга.

Сегментирование анализируемой фирмой проводится по определенным районам потребления, по доходам, по поведению покупателей, возрасту, социальным слоям. Менеджер ищет способы, как сделать товар более привлекательным. Посредством сотрудничества с производителем он может, в частности, оказывать влияние на оформление товара. Путем постоянного контроля своего предложения он способен своевременно определить, от каких товаров в ассортименте надо срочно избавиться. Путем предоставления дополнительных услуг для клиентов (бесплатное обучение эксплуатации товара) он также может повысить привлекательность сбыта.

В политике цен получение преимущества в рассматриваемом случав достигается путем применения системы скидок, регулярного проведения распродаж, предоставления бонусов, дифференциацией цен в зависимости от условий оплаты, предоставлением дополнительных услуг, входящих в цену товара, обеспечением возможности оплаты в рассрочку, установлением или снятием ограничений минимальных размеров заказов.

Важной задачей является такая постановка дела, чтобы товары и услуги были в соответствующем состоянии, в нужное время, в желаемом месте, в соответствующих количествах. Менеджер не имеет право допустить, чтобы покупатель купил товар не у него, а у конкурента из-за неумения своевременно отреагировать на изменения конъюнктуры рынка. Много внимания менеджер уделяет политике в области коммуникации. В ее рамках обеспечивается организация рекламы (благодаря ей продукт должен стать известен потенциальным покупателям), связи с общественностью, организация работы торговых агентов, активное участие в выставках и ярмарках. Именно благодаря столь многогранной и многотрудной работе менеджеру удается избежать кризисных ситуаций. Тем не менее, в России еще очень много проблем.

Первые трудности ожидают менеджера уже в момент регистрации предприятия, оформления аренды помещений, получении лицензии. Это связано с громоздкостью нашей бюрократической системы. Правила игры у нас меняются очень часто.

Имеет место в огромных размерах взяточничество. Расходы на прохождение всех бюрократических препон могут доходить до 300% от официальных, причем никакой юридической защиты практически нет. Стандартные правовые процедуры не дают эффекта. Для избежания неприятностей менеджеру приходится учитывать не только действие фактора времени, но и дополнительные расходы, достигающие порой более 400% от планируемых.

Очень сложные проблемы возникают для менеджера при подборе кадров, причиной которых является еще не оформившийся в России рынок рабочей силы. На подбор необходимых кадров уходит масса времени. Претенденты, получив работу, нередко понимают, что серьезно завысили свои реальные возможности, что ухудшает качество труда. Пришлось создавать специальную службу по работе с кадрами, налаживать контакты с профессиональными участниками рынка рабочей силы (фирмы по найму), а также изучать опыт в данной сфере других фирм.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ