Малые предприятия России: микроэкономический анализ

Дуракова Н.Ю.,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
г. Пермь
Скрипалев И.А.
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Пермь
Актуальные вопросы экономических наук
42 2015

В статье проанализирована динамика основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса, произведен корреляционный и регрессионный анализ факторов, оказывающих влияние на развитие малых предприятий.

Развитие малого предпринимательства является важной государственной задачей, так как в условиях глобализации устойчивость и развитие национальной экономики основаны на оптимальном соотношении крупного и малого бизнеса. Создание собственного малого предприятия формирует у хозяйствующего субъекта чувство ответственности, объективно вызывает необходимость во всестороннем обосновании управленческих решений. В последние годы в российский малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. В основном это представители среднего класса. Занятие собственным делом - это не только экономическая необходимость, но и возможность проявления способностей человека, реализации его талантов.

С точки зрения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству возможно использование, как количественных, так и качественных критериев. Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5]. установлены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, балансовая стоимость активов, а также численность работников. Независимо от выбора вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства, законом установлены следующие категории по средней численности работников:

  • до 15 человек включительно - микропредприятия;
  • от 16 до 100 человек включительно - малые предприятия;
  • от 101 до 250 человек включительно - средние предприятия;
  • свыше 250 человек - крупные предприятия.

По выручке от реализации товаров и услуг за год без учета НДС и балансовой стоимости активов выделены следующие категории предприятий:

  • до 60 млн. руб. включительно - микропредприятия;
  • от 61 млн. руб. до 400 млн. руб. включительно - малые предприятия;
  • от 401 млн. руб. до 1000 млн. руб. включительно - средние предприятия;
  • свыше 1000 млн. руб. - крупные предприятия.

Изменение категории субъекта предпринимательства происходит только тогда, когда отклонения от предельных значений численности и выручки наблюдаются в течение двух календарных лет подряд.

В России, как и в других постсоциалистических странах, реформы, разрешившие частное предпринимательство, задействовали рыночные механизмы, показавшие неэффективность масштаба многих больших промышленных предприятий. Одновременно с развалом государственных предприятий стали возникать и быстро развиваться малые предприятия, которые обеспечившие занятость и новые источники доходов для населения. Люди впервые получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, получили право заниматься финансовым планированием, что раньше было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. На федеральном уровне и в большинстве регионов России стали создаваться специальные институты, занимающиеся поддержкой малых предприятий.

На протяжении нескольких лет, начиная с 1999 года, число предприятий является относительно стабильным (около 900 тыс.), но с 2005 года отмечается существенный рост числа малых предприятий (см. табл. 1), что было обусловлено, в том числе, реализацией различных государственных и региональных программ в поддержку развития малого предпринимательства, принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5], направленного на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данный правовой акт определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования (в том числе налогового) и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Таблица 1. Динамика основных показателей малого предпринимательства [4]

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число малых предприятий, тыс. 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8 1137,4 1602,5 1602,5 3853,0
Среднесписочная численность работников, тыс. человек 6596,8 6483,5 220,3 8045,2 8582,8 9239,2 10247,5 10247,5 14269,0
Среднемесячная заработная плата, руб. 4449,4 5389,4 6612,0 8632,3 11027 14084 14951 16377,7 17774,7
Рентабельность реализованной продукции, % 2,3 2,1 1,8 2,2 2,2 2,8 1,0 2,3 5,4
Рентабельность активов, % 2,2 4,9 4,4 5,4 3,7 4,7 3,5 3,6 7,2

Не менее важным фактором, влияющим на количество малых предприятий, является занятость экономически активного населения в бюджетной сфере, для которой характерны стабильно низкая заработная плата, не позволяющая достойно содержать семью и растить детей, а также периодические сокращения. Это также стимулирует людей к поиску путей обеспечения самозанятости через занятие предпринимательской деятельностью, не требующей больших финансовых вложений. Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении численности занятых в малом предпринимательстве с 1999 по 2011 гг. с 6 до 14 млн. чел. При росте средней заработной платы с 1239,6 до 17774,7 руб.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета рентабельности активов и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Основным показателем, характеризующим экономическую эффективность малого предпринимательства, и также влияющим на число субъектов малого бизнеса, является рентабельность. Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности, комплексно отражающий степень эффективности использования различных ресурсов, как материальных, так и духовных, а также природных богатств. К основным видам рентабельности, наблюдаемым органами государственной статистики, относятся рентабельность продукции - отношение прибыли к полной себестоимости и рентабельность активов - отношение прибыли от продаж к стоимости активов предприятия [5, с. 156]. Данные таблицы 1 свидетельствуют о резком увеличении показателей рентабельности субъектов малого предпринимательства в 2011 году. Это может быть обусловлено развитием малого предпринимательства, в том числе в сфере высоких и инновационных технологий, генерирующих высокую добавленную стоимость.

Рост числа малых предприятий сопровождался увеличением объемов производимой продукции (товаров, услуг) с 4 до 21 млрд. руб. (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика объемов производства продукции (товаров, услуг) по некоторым видам экономической деятельности [4]

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Общий объем (млрд. руб.) 16860,0 22296,0 9612,6 12099,2 15468,9 16489,4 18005,0 19726,8 21328,9
Промышленность 2927,3 3915,5 5309,3 927,9 1146,9 1401,1 1831,1 1460,3 -
Сельское хозяйство 151,5 194,3 258,5 68,5 78,8 122,0 228,7 252,0 -
Торговля и общественное питание 3258,3 5013,6 7376,5 6935,8 8721,3 10999,8 12619,6 11290,7 -
Образование 13,9 14,2 15,5 3,0 3,9 3,7 5,9 5,8 -
Транспорт 34,1 60,9 90,3 40,0 54,0 20,0 48,9 43,5 -
Связь 9,9 16,0 15,5 91,9 90,9 97,4 58,1 62,1 -
Операции с недвижимым имуществом 20,0 29,3 37,4 96,2 93,2 89,7 1243,8 1223,6 -
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1,6 0,8 0,9 94,9 90,8 95,1 57,7 65,9 -

Анализ малого предпринимательства по видам экономической деятельности показал, что по объемам производства товаров и услуг в течение всего исследуемого периода лидировали сферы торговли и общественного питания (см. табл. 2). Отмечая рост объемов производства в промышленности и сельском хозяйстве, необходимо отметить в качестве негативной тенденции сокращение объемов в сфере образовательных услуг.

На основании данных таблицы 1 произведем корреляционный и регрессионный анализ.

Проведя корреляционный анализ, мы видим, что все факторы являются значимыми, за исключением численности населения и рентабельности активов производства.

Основываясь на сделанных ранее выводах, проведем регрессионный анализ для числа малых предприятий, не рассматривая численность населения и рентабельность активов производства как влияющие факторы.

Построим регрессионную модель предложения:

Y1 = -379,0073 + 0,0645 * I + 295,9976 * R,

где Y1 - число малых предприятий,
I - доходы населения,
R - рентабельность реализованной продукции.

R-квадрат равен 0,8612, то есть данные факторы оказывают влияние на объем выпускаемой продукции на 86 %.

Проведем регрессионный анализ для объема реализованной продукции, исключая такие факторы, как число малых предприятий, численность населения и рентабельность активов. Построим регрессионную модель. Она будет выглядеть следующим образом:

Y2 = 14196,4875 + 7,9585 * N - 3062,8844 * R,

где Y2 - объем выпускаемой продукции,
R - рентабельность реализованной продукции,
N - число малых предприятий.

R-квадрат равен 0,5215, то есть данные факторы оказывают влияние на объем выпускаемой продукции на 51 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России отмечаются тенденции к росту малого предпринимательства. Однако положительные тенденции развития сектора малого бизнеса могут столкнуться с негативным воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и России.

Малое предпринимательство в основном ориентировано на удовлетворение потребностей населения, проживающего в России, поэтому малое предпринимательство зависит от внутреннего спроса.

Список литературы:

1. Басараева В.Г. Институциональные особенности формирования сектора малого предпринимательства в период трансформационных изменений // Экономика предприятия. - 2010. - № 3.

2. Кораблева А.А. Состояние и факторы развития малого предпринимательства в России: анализ и обзор исследований [Электронный ресурс] // Омский научный вестник. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http//:library.ru.

3. Патласов О.Ю. Субъекты малого и среднего бизнеса: критерии, структура и финансовый механизм [Электронный ресурс] / О.Ю. Патласов, А.В. Гор-дусенко // Омский научный вестник. - 2011. - № 6. - Режим доступа: http//:library.ru.

4. Малое и среднее предпринимательство в России 2003-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ros-statsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1139841601359.

5. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html.

6. Экономика. Основы экономической теории: учеб. / под ред. С.И. Иванов. - 13-е издание. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита Пресс, 2009. - 320 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ