Л.В. Дергун
Учреждение образования «Гомельский
государственный университет имени Ф. Скорины»,
Республика Беларусь
Вестник Гомельского государственного
технического университета им. П.О. Сухого
№4 (59) 2014
Основной капитал является важным элементом национального богатства страны и базой экономического потенциала субъектов хозяйствования. Согласно данным официальной статистики, в структуре национального богатства Республики Беларусь доминирующее положение занимают основные средства, на долю которых на 01.01.2013 г. приходится 82,9 % общей величины накопленных материальных благ [1]. Основной капитал, задействованный в организациях, является важнейшим экономическим ресурсом, поэтому состояние основных средств, интенсивность и эффективность их использования сказываются на финансовом состоянии, поскольку влияют на формирование конечных финансовых результатов. В свою очередь состояние основных средств определяется эффективностью политики управления основным капиталом предприятия, главное назначение которой состоит в аккумулировании финансовых ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства. Поэтому целью работы является исследование инструментов и механизмов управления основным капиталом предприятия и особенностей их применения в условиях инновационной экономики и модернизации производства Республики Беларусь.
Современное состояние основных средств национальной экономики можно проиллюстрировать с помощью данных, представленных в табл. 1.
Таблица 1. Показатели состояния основных средств в экономике в 2006-2013 годах
Показатель | Год | |||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Основные средства в экономике на начало года, трлн р. | 243,4 | 297,4 | 341,9 | 383,1 | 433,2 | 521,7 | 1044,7 | 1435,5 |
Коэффициент обновления основных средств, % | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 4,6 | 4,9 | 5,0 | 5,2 | 5,6 |
Коэффициент выбытия основных средств, % | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 1,3 | 1,2 |
Удельный вес накопленной амортизации в первоначальной стоимости основных средств в промышленности на начало года, % | 60,9 | 58,6 | 56,4 | 53,8 | 51,3 | 49,2 | 42,9 | 41,3 |
Примечание. Таблица составлена на основе [1].
В Республике Беларусь объем основных средств увеличивается ежегодно. Однако современное состояние основных средств в экономике не является оптимальным. При сложившихся тенденциях обновления полная замена основных средств возможна за 20 лет и более. В такой ситуации неминуемо образование большого массива физически и морально устаревшего оборудования. Следствием низкого обновления и выбытия основных средств является высокий уровень их износа. В развитых странах степень износа основных средств предприятий не превышает 25 %, а, по мнению ведущих экономистов, пороговая для экономической безопасности величина составляет 50 %. Потребность в обновлении основного капитала в Республике Беларусь в настоящее время очень велика. Так, несмотря на постоянное снижение уровня износа, удельный вес накопленной амортизации в первоначальной стоимости основных средств в промышленности на начало 2013 г. по-прежнему является высоким -41,3 %. Таким образом, состояние основных средств на отечественных предприятиях с учетом их физического и морального износа требует переоснащения технологической базы хозяйствующих субъектов. Решению данной проблемы может способствовать приток в экономику финансовых ресурсов для ускоренного обновления основных средств и внедрения новых технологий. Данные о динамике инвестиций в основной капитал и структуре источников их финансирования в 2006-2013 гг. представлены в табл. 2.
Таблица 2. Динамика инвестиций в основной капитал и структура источников их финансирования в 2006-2013 годах
Показатель | Год | |||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Темп роста инвестиций в сопоставимых ценах, % | 132,3 | 116,2 | 123,5 | 108,6 | 115,6 | 117,9 | 88,3 | 107,5 |
Структура источников финансирования, % | ||||||||
Собственные средства организации | 41,2 | 39,5 | 38,5 | 38,1 | 32,9 | 37,8 | 40,0 | 37,9 |
Средства консолидированного бюджета | 26,3 | 26,5 | 26,3 | 22,3 | 18,7 | 12,4 | 16,1 | 21,2 |
Кредиты банков (без иностранных) | 17,2 | 18,3 | 20,5 | 25,2 | 30 | 29,1 | 23,2 | 19,6 |
Средства населения | 7,2 | 7,5 | 6,9 | 8 | 7,6 | 5,9 | 6,8 | 8,7 |
Заемные средств других организаций | 1,9 | 1,5 | 1,7 | 1 | 1 | 0,6 | 1,5 | 1 |
Кредиты иностранных банков | 1,6 | 1,8 | 0,8 | 1,2 | 2,3 | 6,7 | 3,3 | 4,5 |
Прочие иностранные источники | 0,9 | 1 | 1,7 | 1,4 | 2,1 | 3 | 3,2 | 2,7 |
Прочие источники | 3,7 | 3,9 | 3,6 | 2,8 | 5,4 | 4,5 | 5,9 | 4,4 |
Примечание. Таблица составлена на основе [1], [2].
Так, данные табл. 2 свидетельствуют о стабильном росте объемов инвестиций в основной капитал (за исключением 2012 г.). При этом на протяжении всего исследуемого периода наибольшая доля в источниках финансирования традиционно приходится на собственные средства организаций (от 32,9 до 41,2 %).
По оперативным данным Белстата, в I квартале 2014 г. использовано 41,5 трлн р. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 98,7 % к уровню I квартала 2013 г. В таких условиях выполнение заявленных темпов и объемов инвестиций в основной капитал требует от государства и субъектов хозяйствования активного поиска источников финансирования инвестиционной деятельности как на макро-, так и на микроуровнях. В прикладном аспекте это вызывает необходимость дальнейшего развития теории и практики управления основным капиталом предприятия. Ключевая цель управления основным капиталом организации заключается в формировании его необходимого объема и состава, оптимизации структуры и источников его финансирования.
Важную роль в управлении основным капиталом организации выполняет амортизационная политика, положения которой обусловливают скорость возможного обновления основных средств. Амортизационная политика - это комплекс научно обоснованных мероприятий, направленных на своевременное и качественное обновление основных средств, совершенствования их производственной, возрастной, технологической структур, формирования достаточного уровня амортизационных отчислений и их использование в соответствии с назначением в целях обеспечения непрерывного процесса воспроизводства с высоким уровнем эффективности.
Общие принципы, подходы и нормы амортизации обычно задаются государством. Это связано с тем, что амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а значит, уменьшают базу налогообложения, т. е. задевают прямой финансовый интерес государства. В то же время каждое предприятие имеет свою «степень свободы» в выборе той или иной амортизационной политики исходя из своих целей и желаемой интенсивности обновления основного капитала. На величину амортизационных отчислений на предприятии влияют многие факторы, однако наиболее важными из них являются: принятый способ исчисления амортизации и способ переоценки основных средств.
Отечественные организации имеют возможность самостоятельно определять способ начисления амортизации и сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов в соответствии с постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства строительства и архитектуры от 27.02.2009 г. № 37/18/6 в редакции постановления от 22 декабря 2012 г. №117/80/37 (далее - Инструкция по амортизации).
В соответствии с данной Инструкцией амортизация определена как процесс перенесения стоимости объектов основных средств и нематериальных активов на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг. Амортизация включает в себя распределение амортизируемой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов между отчетными периодами, составляющими в совокупности расчетный (ожидаемый) срок службы, рациональным способом, выбранным организацией самостоятельно; систематическое включение организацией (за исключением бюджетной), относящейся к данному отчетному периоду части стоимости используемых объектов основных средств и нематериальных активов [3].
В современной научной и учебной литературе представлены иные подходы к раскрытию сущности понятия «амортизация», трактующие амортизацию как способ возврата, авансированного в основные средства и нематериальные активы капитала.
Вместе с тем в условиях модернизации отечественной промышленности значение амортизации сводится не только к обеспечению возврата вложенных в основной капитал денежных средств, но и их целевом использовании на модернизацию производственной базы. Поэтому амортизацию следует рассматривать как механизм накопления собственных финансовых ресурсов, включаемых в себестоимость изготовленной продукции в течение амортизационного периода и направляемых на обновление и модернизацию парка технологического оборудования.
В Инструкции по амортизации предусмотрен ряд механизмов и инструментов, позволяющих организациям проводить гибкую и достаточно либеральную амортизационную политику, выбирать уровень амортизационных списаний, осуществлять их корректировку с учетом складывающихся условий производства и эксплуатации основных средств, самостоятельно выбирать диапазон и устанавливать срок полезного использования каждого объекта. Это является положительным моментом, так как только на уровне самого предприятия можно учитывать особенности технического состояния основных средств и экономического положения предприятия.
Диапазон срока полезного использования объектов основных средств является достаточно широким и предоставляет организациям возможность как значительно сократить, так и продлить период начисления амортизации. Например, по машинам и оборудованию данный диапазон составляет от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы, по зданиям и сооружениям - от 0,8 до 1,2. В рамках указанного диапазона организации самостоятельно устанавливают срок полезного использования, учитывая ожидаемый физический и моральный износ, складывающиеся условия производства и реализации продукции.
С 2012 г. в Республике Беларусь существенно расширены возможности организаций по корректировке сумм амортизационных отчислений - замедлению или ускорению процесса амортизации. Основные изменения в порядке начисления амортизации основных средств заключаются в следующем.
Во-первых, расширены возможности организаций по корректировке сумм амортизационных отчислений - замедлению или ускорению процесса амортизации:
Во-вторых, предусмотрена возможность пересмотра сроков и методов начисления амортизации в случае ухудшения финансово-экономического состояния организаций: право перехода к линейному и производительному способу начисления амортизации, а также обратному методу суммы чисел лет, который может быть осуществлен по всем или отдельным объектам основных средств.
Таким образом, действующие и вновь вводимые механизмы и инструменты амортизационной политики наделяют организации широкими возможностями корректировки сумм начисляемой амортизации с учетом складывающихся условий производства и эксплуатации основных средств. Однако остается без внимания воспроизводственный аспект амортизационной политики, который заключается в целевом использовании амортизационных отчислений.
Негативные моменты начисления и использования амортизации обусловлены объективными факторами, связанными в первую очередь с организацией финансов субъектов хозяйственной деятельности. Амортизация является источником возмещения ранее произведенных расходов на приобретение или создание основных средств. Причем возмещение этих расходов происходит не при начислении амортизации, а в момент ее фактического возврата в сумме денежных средств, поступающих на счета предприятия от покупателей за реализованную продукцию. Следовательно, амортизационные отчисления представляют собой часть оплаченной покупателем выручки, которая возмещает начисленную амортизацию по объектам, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в собственности предприятия. В современных условиях предприятия, защищаясь от финансовых потерь, вынуждены направлять амортизацию в текущий оборот, пополняя оборотные средства, авансируя выдачу заработной платы и другие затраты, откуда, как показывает практика, она возвращается на инвестиции в неполном объеме. По оценкам специалистов, только 25 % начисленной амортизации вкладывается в инвестиции, еще 25 % - на текущие нужды, а остальные 50 % переходят на последующие годы в связи с необеспечением денежным покрытием. В экономически развитых странах государство не принуждает предприятия использовать амортизационные фонды по целевому назначению, а стимулирует их к этому посредством предоставления налоговых льгот и преференций.
В отечественной практике стимулирование использования амортизационных отчислений по целевому назначению происходило с помощью двух механизмов. Первый механизм заключался в создании амортизационного фонда. Во времена СССР до 1991 г. амортизационный фонд учитывался в составе денежных средств в активе баланса и хранился на специальном счете в банке. Данный этап характеризовался соответствием экономического смысла амортизационного фонда бухгалтерским проводкам и его месту в активах баланса. Проблема заключалась в том, что до 40 % амортизационного фонда изымалось у предприятий и централизовалось на более высоком уровне государственного управления, что не обеспечивало полный цикл простого воспроизводства основных средств. С 1991 до 2010 г. амортизационный фонд учитывался на забалансовом счете и нигде не хранился. Данная практика тоже не была лишена недостатков - на забалансовом счете годами накапливался амортизационный фонд, что явилось причиной значительного износа основных средств на многих предприятиях [4]. Второй механизм был закреплен в Особенной части Налогового Кодекса и предполагал освобождение от налогообложения прибыли организаций, направленной на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Для этого требовалось наличие по состоянию на 1-е число периода, в котором чистая прибыль направлялась на финансирование капвложений отраженного в установленном порядке на счетах бухучета положительного остатка амортизационного фонда и его использование в указанном периоде на эти цели [5]. Таким образом, отсутствие подобных механизмов в современной практике не обеспечивает сохранность амортизационных отчислений и не создает реальных стимулов возврата амортизационных отчислений из текущего оборота в инвестиционный процесс. В этом аспекте заслуживает внимания модель формирования амортизационного фонда, предложенная К.З. Суша: от первоначальной стоимости основных средств начисляется сумма амортизационных отчислений и переносится на себестоимость продукции; амортизационный фонд создается путем перечисления амортизации из поступившей выручки от реализации и учитывается на специальном счете в разделе денежных средств активов баланса, одновременно идет накопление амортизационного фонда на специальном счете в банке, что увеличивает его ресурсную базу [4].
Следующим эффективным инструментом управления основным капиталом предприятия является переоценка основных средств. Важно отметить ключевую цель необходимости переоценки, когда плановый уровень амортизации недостаточен для формирования этого источника воспроизводства основных средств.
Нормативной базой для проведения переоценки являются Указ № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» в редакции Указа от 16 января 2014 г. № 37 и Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования № 199/139/185/34. Следует отметить, что подходы к проведению переоценки, заложенные вновь принятым Указом № 37, начнут действовать только в отношении переоценки на 1 января 2015 г.
В текущем году обязательным критерием проведения ежегодной переоценки является достижение индексом изменения цен промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь отчетного года уровня 103 %. Кроме того, переоценка по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам для организаций всех форм собственности являлась обязательной; субъекты хозяйствования самостоятельно определяли необходимость проведения переоценки иных основных средств; обязательно переоценивались иные основные средства, принадлежащие государственным организациям, а также хозяйственным обществам с долей государства более 50 % и без доли иностранных инвесторов.
В рамках поэтапной работы по введению в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности Указом № 37 внесены следующие изменения и дополнения в Указ № 622.
Так, установлен новый критерий, при достижении которого переоценка будет являться обязательной, и отменен дифференцированный подход к переоценке имущества в зависимости от доли государства в уставном фонде организации. Кроме того, устанавливается дифференцированный подход к проведению переоценки основных средств и доходных вложений в материальные активы в зависимости от их видов.
Так, для зданий, сооружений, передаточных устройств (являющихся отдельными видами основных средств или доходных вложений в материальные активы) установлен следующий критерий обязательной переоценки - уровень инфляции с даты проведения последней переоценки, осуществленной в соответствии с законодательством в обязательном порядке, 100 % и более.
Показатель уровня инфляции будет отражать изменение уровня цен в ноябре текущего года к ноябрю года, предшествующего году проведения последней обязательной переоценки. При недостижении указанного обязательного критерия проведение переоценки указанных видов имущества будет производиться по решению организации или собственника имущества.
В отношении всех иных видов основных средств, доходных вложений в материальные активы (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств), а также оборудования к установке предусмотрено проведение переоценки по решению организации или собственника имущества самостоятельно.
В соответствии с Указом из состава переоцениваемого имущества исключены не завершенные строительством объекты, а также основные средства, по которым принято решение о выбытии.
Указом № 37 вводится норма о недопустимости направления сумм дооценки на покрытие убытков от хозяйственной деятельности организаций. Такое решение представляется целесообразным, поскольку фонд переоценки показывает потенциальный источник финансовых ресурсов организации, не связанный с ее финансовыми результатами, который будет формироваться на протяжении всего срока использования основного средства до его полной амортизации [6].
При проведении переоценки имущества организации в соответствии с законодательством могут применять один из следующих методов: прямой оценки; пересчета валютной стоимости; индексный метод. При выборе метода переоценки необходимо учитывать характер влияния результатов переоценки на различные стороны деятельности предприятия. Так, переоценка влияет на долгосрочную финансовую устойчивость предприятия, поскольку увеличение определенных статей актива сопровождается ростом собственного капитала предприятия, это улучшает показатели финансовой независимости. Рост стоимости основных средств увеличивает амортизационные отчисления, формирующие инвестиционные ресурсы предприятия. В то же время амортизационные отчисления — расходы условно-постоянные. Увеличение этих расходов и, соответственно, их доли в себестоимости приводит к повышению риска потери прибыли и устойчивости при снижении объема продаж. Изменение размера прибыли за счет увеличения себестоимости отражается и на показателях рентабельности предприятия. Особенно внимательно к увеличению стоимости основных средств следует отнестись фондоемким предприятиям с большим удельным весом постоянных издержек. Увеличение амортизационных отчислений может отразиться на сбыте продукции. Изменение величины основных средств сказывается на показателях оборачиваемости и фондоотдачи. Результаты переоценки влияют на налоговое планирование, поскольку стоимость основных средств и уровень амортизационных отчислений определяют налогооблагаемую базу по налогам на прибыль и недвижимость. Очевидно, что применение того либо иного метода переоценки может иметь для организации как положительные, так и отрицательные последствия.
Например, ежегодное применение индексного метода переоценки приводит к завышению амортизационных отчислений, которые увеличивают себестоимость продукции (услуг), в результате чего она становится неконкурентоспособной; неправильному расчету налогооблагаемой базы; снижению рентабельности; дефициту оборотных средств и др. В то же время переоценка методом прямой оценки позволяет оптимизировать налогообложение; избежать дополнительных затрат (убытков) при отчуждении имущества; повысить рентабельность продукции (услуг); правильно рассчитать амортизацию и сформировать себестоимость продукции (услуг); исправить неточности предыдущих переоценок. Как следствие, финансово-экономические показатели предприятия улучшаются, что особенно актуально в ситуации инфляции и нехватки оборотных средств.
Таким образом, практика показывает, переоценка основных средств - главный и эффективный инструмент управления основным капиталом организации.
Проводимая государством налоговая и амортизационная политика также содержит в себе меры по стимулированию инвестиций в основной капитал. С января 2014 г. изменен механизм, стимулирующий в стране инвестиционную активность. Так, в 2012 и 2013 гг. организации имели право применять амортизационную премию, позволяющую уменьшить сумму налога на прибыль. Вместе с тем на практике амортизационная премия не получила широкого применения по причине сложности ее администрирования: различной методики определения амортизационных отчислений в налоговом и бухгалтерском учете. В 2014 г. был введен инвестиционный вычет, в размере от 10 до 20 % принятой к бухгалтерскому учету первоначальной стоимости основных средств производственного назначения, а также от сформированной в учете стоимости вложений в такие средства в связи с их реконструкцией, модернизацией. Он представляет собой ту же часть первоначальной стоимости основных средств, что и «амортизационная премия», но при этом не уменьшает сумму амортизационных отчислений, относимых на затраты в последующем. Применение инвестиционного вычета не требует проведения каких-либо последующих корректировок амортизационных отчислений, что значительно упрощает его администрирование. Инвестиционный вычет по своей экономической природе — льгота для организации, поскольку позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль при финансировании капитальных вложений в основные средства. При этом расширена сфера применения инвестиционного вычета -он также может применяться к затратам, увеличивающим первоначальную стоимость основных средств в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией. Также, в отличие от «амортизационной премии», инвестиционный вычет может быть применен к передаточным устройствам. Поэтому инвестиционный вычет является гораздо более привлекательным для организаций, чем амортизационная премия. Также предусмотрена возможность отнесения на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы с применением коэффициента 1,5, при условии, что такие работы включены в соответствующий реестр, который ведет Государственный комитет по науке и технологиям [7].
Таким образом, обновление основного капитала и модернизация производства на основе грамотной политики управления основным капиталом, предусматривающей применение гибкой системы финансовых инструментов и механизмов, позволит обновить технологическую базу и воссоздать экономический потенциал отечественных предприятий.
Исследование проведено при финансовой поддержке БРФФИ.
Литература
1. Статистический ежегодник 2013 / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2013. - 578 с.
2. Беларусь в цифрах / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. - Минск, 2014. - 76 с.
3. Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов : утв. М-вом экономики Респ. Беларусь, М-вом финансов Респ. Беларусь, М-вом стр-ва и архитектуры Респ. Беларусь 27.02.2009 : с изм. от 30.04.2010, 30.09.2011 // Бизнес-Инфо : аналит. правовая система / Проф. правовые системы. - Минск, 2011.
4. Суша, Г.З. Проблемы формирования амортизационного фонда предприятий / Г.З. Суша // Управление в социальных и экономических системах : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. ; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. - Минск, 2011. - Минск : Изд-во МИУ, 2011. - С. 33-35.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь : особенная часть : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом респ. 18 дек. 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - № 2/1623.
6. О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования : Указ Президента Респ. Беларусь от 20 окт. 2006 г. № 622 // Бизнес-Инфо : аналит. правовая система / Проф. правовые системы. - Минск, 2011.
7. Налоговый кодекс Республики Беларусь : особенная часть : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г. // Бизнес-Инфо : аналит. правовая система / Проф. правовые системы. - Минск, 2011.