П.В. Корзёнок,
аспирант кафедры организации производства и экономики недвижимости.
Белорусский государственный технологический университет
220006, г. Минск, ул. Свердлова,13а, Республика Беларусь.
Е.В. Россоха
кандидат экономических наук,
доцент кафедры организации производства и экономики недвижимости.
Белорусский государственный технологический университет
220006, г. Минск, ул. Свердлова,13а, Республика Беларусь.
Белорусский государственный технологический университет
Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление
№7 (189) 2016
В статье поднимается проблема повышения капитализации белорусских предприятий. В условиях нарастающей глобальной конкуренции важным инструментом повышения конкурентоспособности белорусских предприятий реального сектора экономики становится стоимостной подход к оценке и управлению их деятельностью. При этом среди основных критериев успешности деятельности предприятия рассматривают максимизацию его рыночной стоимости (повышение капитализации). Большое внимание в рамках стоимостной концепции управления предприятием уделяется вопросам формирования системы факторов, влияющих на создание стоимости. Основной упор делается на оценку достижения финансовых результатов. Однако в условиях изменяющейся внешней среды, развития рынков важно рассматривать факторы, участвующие в создании новых возможностей роста стоимости предприятия.
С учетом вышесказанного, важным моментом, по мнению автора, является создание универсального подхода для повышения капитализации отечественных предприятий реального сектора экономики. Также в статье рассматриваются подходы к оценке капитализации предприятия, данные о капитализации предприятий Республики Беларусь, направления повышения капитализации предприятия в современных условиях Республики Беларусь, включающие создание бизнес-модели, которая бы обеспечивала рост стоимости субъекта, и реализацию нефинансовые направлений: активную инновационно-исследовательскую работу и развитие концепции устойчивого развития.
Введение. В современной литературе, посвященной вопросам финансовой теории и практики, понятие «капитализация» употребляется достаточно часто. Оно применяется по отношению к предприятиям, активам и, в последнее время, к регионам. Главной особенностью, которую можно выделить при анализе множества работ, является придание разных смыслов указанному понятию. В таком случае первым делом следует детально разобраться со всеми возможными употреблениями интересующего нас понятия и в целях дальнейшего исследования объединить эти смыслы, сформулировав общее понятие «капитализации предприятия».
Капитализация - это стоимостная оценка имущества предприятий. В то же время капитализация - оценка капитала предприятия (фирмы) по текущим рыночным ценам. Капитализация -превращение прибавочной стоимости в капитал. Капитализация представляет собой рыночную стоимость компании. Уровень капитализации показывает интегральную оценку устойчивости компании, прибыльности, востребованности продукции, квалификации персонала.
Капитализация предприятия на мировом рынке имеет большое значение для ее дальнейшего развития и репутации. Увеличение капитализации является главным стимулом в развитии предприятия.
Капитализация предприятий - это рыночная стоимость предприятий и, прежде всего, его «чистых активов». В мировой практике под капитализацией принято понимать рыночную стоимость компании, представляющую собой произведение котировки акции на бирже на количество акций компании. В общем понимании капитализация компании представляет собой стоимость всех ее акций. Капитализации предприятий принадлежит решающая роль в повышении их кредитного рейтинга [1].
Для белорусской действительности определять капитализацию как стоимость всех акций предприятия некорректно по причине неразвитого фондового рынка и отсутствия реальных торгов и котировок акций. Таким образом, под капитализацией в Республике Беларусь следует понимать: рыночную стоимость предприятия, его активов (в виде основных средств, запасов, финансовых вкладов, денежных требований к другим физическим и юридическим лицам) в текущем экономическом положении.
Основная часть. Одной из главных проблем для оценки капитализации белорусских компаний является отсутствие в свободном доступе реальных данных и рейтингов, по которым можно судить об успешности отечественных предприятий.
Для примерного представления о том, сколько стоят наши предприятия, приходится пользоваться довольно условными рейтингами, которые составляют другие страны, используя собственные разработанные методики, зачастую не учитывающие специфику каждого предприятия и экономики в целом.
Например, рейтинг национальных брендов Беларуси «BelBrand 2015 - ТОП-100 белорусских брендов» от агентства MPPConsulting не отражает стоимость наших предприятий, а лишь потенциальную оценочную стоимость 100 самых дорогих белорусских брендов в 2015 году. Приведенные в рейтинге показатели говорят о той стоимости, которая была бы уплачена за бренд на данный момент в случае фактической продажи. В данный рейтинг были включены только бренды (торговые марки), которые изначально создавались в Беларуси либо для белорусских товаров и услуг.
В таблице приведен топ-10 самых дорогих брендов в республике Беларусь, по мнению MPPConsulting [2].
Топ-10 самых дорогих белорусских брендов в 2015 году
Позиция | Бренд | Стоимость, млн. долл. | Отрасль |
1 | Milavitsa | 73,2 | Легкая промышленность |
2 | Бабушкина крынка | 71,4 | Молочная промышленность |
3 | Санта-Бремор | 70,5 | Продукты питания |
4 | Аливария | 53,8 | Пивобезалкогольная отрасль |
5 | Савушкин продукт | 48,1 | Молочная промышленность |
6 | Крыница | 47,7 | Пивобезалкогольная отрасль |
7 | Conte | 47,5 | Легкая промышленность |
8 | Бульбашъ | 46,1 | Ликероводочная промышленность |
9 | Спартак | 39,0 | Кондитерская промышленность |
10 | Коммунарка | 36,8 | Кондитерская промышленность |
Особенностью методики MPPConsulting по оценке потенциальной рыночной стоимости брендов является фундаментальное разделение стоимостей бренда и капитализации компании. В данной методике стоимость бренда включает в себя исключительно стоимость торговой марки (имени) без учета производственных мощностей, инфраструктуры компании, патентов, изобретений и других материальных или интеллектуальных ценностей. Здесь мы имеем дело с так называемой маркетинговой капитализацией, т.е. приростом собственного капитала за счет активной маркетинговой политики, формирующей узнаваемый бренд и торговую марку компании, что способствует продвижению продукции компании на рынке
Формула расчета стоимости бренда:
V = FC * (Iq * Gq * Tq * Cq) * Uid,
где V - стоимость бренда;
FC - композитный финансовый показатель;
Iq - инвестиционный коэффициент;
Gq - географический коэффициент;
Tq - технологический коэффициент;
Cq - конкурентный коэффициент;
Uid - коэффициент уникального идентификатора бренда.
Основным недостатком данной методики расчета стоимости бренда является использование множества коэффициентов, определяемых зачастую экспертным способом, что может вызывать вопросы у потенциальных пользователей.
Несмотря на это, анализируя данные, приведенные в таблице, можно сделать вывод о негативной тенденции развития белорусской экономки. Так, в топ-10 нет ни одного промышленного предприятия реального сектора экономики, в том числе машиностроения, деревообработки и других профильных отраслей экономики Республики Беларусь. Например, «МАЗ» располагается лишь на 29-м месте со стоимостью бренда 10,4 млн долл., а «БелАЗ» на 32-м месте со стоимостью бренда 9,5 млн долл. В топ-100 нашли место только несколько крупных промышленных предприятий: 37-е место - «Атлант», 49-е - «Horizont», 52-е - «Gefest», 54-е -«Беларус», 57-е - «Керамин», 72-е - «Belshina», 79-е - «Пинскдрев», 95-е - «Нафтан».
При относительной субъективности данной оценки ее можно рассматривать как отправную точку для оценки капитализации белорусских предприятий.
Так, если к стоимости бренда прибавить стоимость активов предприятия с учетом всех проблем, с которыми сталкиваются наши предприятия (неэффективное управление, загруженность складов, неэффективное использование недвижимости, большая кредиторская задолженность, избыточная численность персонала, необновленные технологии и оборудование, отсутствие новых рынков сбыта, валютные риски), то можно получить реальную оценку деятельности и развития наших предприятий за длительный период.
По сути, за 20 лет, имея огромный промышленный потенциал, Беларусь превратилась в страну, где долгосрочнодоходными являются только пищевая и ликероводочная промышленность, часть предприятий легкой промышленности. При этом с позиции оценки капитализации тяжелая промышленность, машиностроение, деревообработка имеют большие проблемы и нуждаются в мерах по развитию.
Повышение капитализации как ориентир развития экономики. Повышение капитализации белорусских предприятий является важным фактором в развитии экономики всей страны и выхода из затянувшегося экономического кризиса и для предприятий реального сектора экономики - одни из основных ориентиров развития. Это обусловлено следующими теоретическими и практическими причинами [3]:
В настоящее время необходимость поиска путей наращивания капитализации отечественных предприятий особенно актуальна в условиях быстро меняющегося сценария глобального развития, что обусловлено следующими факторами:
Как следствие, появляется важная в современной управленческой науке проблема -формирование эффективной бизнес-модели, которая бы обеспечивала рост капитализации предприятия, т.е. ее разработка является главной экономической задачей предприятий.
Направления роста капитализации предприятия. Проблеме оценки стоимости бизнеса в последнее время посвящается значительное количество литературы и статей как на русском, так и английском языках. Однако отечественные авторы представлены в проблематике лишь единичными работами. Вопросам повышения капитализации в современной ситуации в белорусской экономической литературе уделяется еще недостаточное внимание. В связи с чем целесообразно обратиться к международному опыту в этой сфере.
На основе международной практики и с учетом современных тенденций в мировой экономике для повышения капитализации отечественных предприятий и для того, чтобы рыночная стоимость компаний росла, необходимы следующие меры [4]:
В итоге, реализация вышесказанных мер приведет к росту рыночной стоимости предприятия в результате:
Немаловажными способами повышения капитализации белорусских предприятий являются нефинансовые направления, включающие активную научно-исследовательскую работу и ориентацию на принципы устойчивого развития [4].
Первое из указанных направлений обосновано тем, что значительное влияние на формирование стоимости предприятия оказывает его производственный потенциал, который создается наличием материальных и нематериальных активов, технологическим процессом, производственной мощностью, уровнем запасов. Но из-за недостатка финансовых ресурсов отсутствует возможность внедрения инновационных проектов, обновления основных фондов, улучшения технологического процесса, увеличения производственной мощности. В этих условиях финансирование НИОКР выступает одним из наиболее актуальных факторов капитализации отечественных предприятий, поскольку рынок оперативно реагирует на внедрение новых технологий, на изменение степени инновационности производства.
Второе направление предусматривает тот факт, что следуя концепции устойчивого развития, белорусским предприятиям для повышения своей капитализации следует уделять больше внимания экологии и современным зеленым технологиям для того, чтобы быть привлекательными в глазах инвестора.
При этом нужно отметить, что, в отличие от традиционных факторов создания стоимости предприятия, новейшие факторы не приносят прибыли в скором времени, они в большей степени являются встроенными в стратегию развития предприятия и принесут положительные результаты в долгосрочном периоде.
Заключение. Таким образом, применяя концепцию повышения капитализации в экономических условиях Беларуси, можно решить фундаментальные проблемы развития предприятий реального сектора. Это связано с тем, что высокая капитализация позволяет субъектам экономики привлекать необходимые ресурсы, в первую очередь прямые и финансовые инвестиции, гораздо быстрее и эффективнее. С другой стороны, низкая капитализация не только понижает конкурентоспособность отечественных предприятий, но и негативно влияет на конкурентные позиции страны в целом, уменьшает приток инвестиций и тормозит развитие финансового рынка и всей экономки в целом.
Для измерения капитализации предприятия можно использовать подход, включающий оценку стоимости бренда (нематериальной составляющей) и стоимости активов, находящихся на балансе субъекта.
Для повышения капитализации предприятий реального сектора экономики нужно ориентироваться на создание бизнес-модели, которая бы обеспечивала рост стоимости субъекта, а также реализовывать нефинансовые направления: активную инновационно-исследовательскую работу и развитие концепции устойчивого развития, включающую экологичные технологии, а также вопросы социального развития.
Литература
1. Курилов К.Ю. Повышение рыночной капитализации как цель финансовой стратегии коммерческого предприятия // Карельский научный журнал. 2012. № 1.С. 11-15.
2. BelBrand 2015 - ТОП-100 белорусских брендов. MPPConsulting. URL: http://mppconsulting.com.ua/ukrbrand/belbrand2015.pdf (дата обращения: 12.05.2016).
3. Завгородняя О.П. Некоторые теоретические аспекты определения факторов повышения стоимости (капитализации) предприятий // Стратегия и механизмы регулирования промышленного развития. 2012.№ 4.С. 204-213.
4. Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Капитализация предприятий: теория и практика. Донецк: Институт экономики и промышленности, 2011. 328 с.