Кофлер Л.И.,
Каширина Ю.П.
Воронежский экономико-правовой институт
Территория науки
№1 2017
Аннотация: Данная статья посвящена обзору видов налоговых проверок и порядку их проведения. В настоящее время вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок, очень актуальны. Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Каждый налогоплательщик (учреждения, организации, предприятия), должен знать порядок и правила проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа).
Важным условием функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, который осуществляется путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок раскрываются в ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, из которой следует, что проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента [1].
Налоговая проверка - это контрольное действие налогового органа за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет. В ходе налоговой проверки осуществляется сопоставление фактических данных, которые были получены в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки делятся на выездные и камеральные.
В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая на территории налогоплательщика (предприятия, организации) на основании решения руководителя налогового органа. Этот вид налогового контроля включает комплекс действий по проверке:
Также сотрудники налоговой службы могут обследовать помещения, которые используются в коммерческих целях. С выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но это, как правило, инициатива налогового органа.
Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Во время выездной налоговой проверки уполномоченные лица имеют право истребовать документы только за прошедшие три календарных года. При этом налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Продолжительности проверки не может длиться более 2 месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев. Отсчет времени начинается с момента приезда сотрудников службы на территорию проверяемой организации.
В заключительный день выездной налоговой проверки, проверяющий должен составить справку о проведенной проверке, в которой должен указать предмет проверки и сроки ее проведения, а после вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и расчетов, представленных налогоплательщиком, которые служат основанием для исчисления и уплаты налогов [2].
Камеральная налоговая проверка является наиболее всеобъемлющей формой налогового контроля. При этом охват налогоплательщиков 100 %-ный.
Цель камеральной налоговой проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, предотвращение налоговых правонарушений, взыскание неуплаченных сумм (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения разумного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
В рамках камеральной налоговой проверки производится: контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах; выявление налоговых правонарушений; привлечение виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения.
Камеральная налоговая проверка проводится налоговыми органами без какого-либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Основные этапы камеральной проверки:
Если в ходе проверки выявлены ошибки в налоговой декларации, то к налогоплательщику обращаются с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.
По результатам камеральной проверки тоже должен быть составлен акт налоговой проверки в течение десяти дней после того как окончилась проверка.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней должен быть передан налогоплательщику.
Если налогоплательщик не согласен с фактами, которые изложены в акте налоговой проверки, то он вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное возражение по указанному акту.
Помимо основной классификации налоговых проверок выделяют другие классификации по другим признакам.
По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, целевые и тематические.
Комплексная налоговая проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по поводу соблюдения налогового законодательства за определенный отрезок времени. Частота проведения таких проверок в настоящее время не установлена. Если у налогового органа есть основание предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями законодательства, то комплексные налоговые проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, которые имеют положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.
В настоящее время практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь перечень прав, которые предоставлены налоговым органам.
Целевая проверка - это проверка финансово-хозяйственных операций организации и соблюдения налогового законодательства по какому-то определенному направлению. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с покупателями и поставщиками продукции (услуг), по операциям экспорта и импорта, по сделкам, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются в других видах проверок и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения [3].
Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.
Тематическая проверка проводится как элемент комплексной проверки по установленным фактам нарушения законодательства, которые были выявлены в ходе текущего налогового наблюдения. Результаты тематической проверки оформляются отдельным актом или же отражаются в акте комплексной проверки.
По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.
Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).
Целью внезапной проверки является установление факта совершения правонарушения, который может быть скрыт в ходе обычных проверок. Такие проверки проводятся не часто.
НК РФ также предусматривает возможность проведения повторных проверок.
Повторная проверка - это выездная налоговая проверка, которая проводится независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период и по тем же налогам.
Целью повторной проверки является установление факта некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.
Повторная налоговая проверка может проводиться:
Результаты проведения повторной выездной проверки отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых должностных лицах налоговых органов. Если будут установлены факты нарушения законодательства налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. А если нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица привлекаются к дисциплинарной (уголовной) ответственности.
По объему проверяемых документов проверки делятся на сплошные и выборочные.
Сплошная проверка - проверка всех документов организации.
Такие проверки проводятся в небольших организациях .
Выборочная проверка - проверка только части документов. Такая проверка может перерасти в сплошную проверку, когда установлены нарушения в проверяемой выборке, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Порядок и правила проведения налоговых проверок определяется Налоговым кодексом Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам видеть ошибки налоговых органов и эффективно защищать свои права, которые нарушаются вследствие таких ошибок [4].
Список литературы
1. Быкова Н.Н. Риски налогоплательщиков и их оценка // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 24-27.
2. Каширина Ю.П., Багирова Я.Б. Требования к составлению и предоставлению БФО. Сравнительный анализ ФЗ № 402 «О бухгалтерском учёте» и положений по ведению бухгалтерского учёта и отчётности // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 319-323.
3. Ковалёва Ю.С., Терехов А.М. Особенности ведения бухгалтерского учета в строительных организациях // В сборнике: Промышленное развитие России: проблемы, перспективы сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. 2015. С. 186-190.
4. Сазонова Е.К. К вопросу о перспективах совершенствования налогового контроля в России// Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 1. С.92-96.
5. Терехов А.М., Терехова А.В., Николенко П.Г., Попова И.Ю. Развитие системы налогообложения по транспортному налогу для легкового автомобильного транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 536-539.
6. Фролова О.А., Данилова Е.В. Влияние учетной политики на финансово-хозяйственную деятельность организации // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 158-163.