Дресвянников В.А.,
Доцент кафедры Менеджмента, кандидат технических наук
Лосева О.В.
Доцент кафедры Статистики, кандидат педагогических наук
Всероссийский заочный финансово-экономический институт (филиал), г. Пенза
Актуальные вопросы экономических наук
№4-3 2009
В статье рассматриваются особенности, варианты и условия применения метода отраслевых коэффициентов для оценки стоимости интеллектуального капитала организации.
При управлении хозяйственной организацией в условиях современной экономики важной задачей является оценка стоимости ее интеллектуального капитала.
Один из вариантов формирования системы оценки заключается в использовании общепринятых оценочных подходов: затратного, доходного, рыночного с адаптацией их к особенностям интеллектуального капитала [1-4].
При этом все большее применение находит рыночный подход, включающий:
Метод отраслевых коэффициентов применительно к оценке интеллектуального капитала базируется на следующем утверждении: если организация имеет более высокие финансовые показатели, чем в среднем по отрасли или по сравнению с определенным конкурентом, то она обладает интеллектуальным капиталом, который позволил ей добиться этого успеха.
При использовании метода для расчетов берутся показатели, которые являются индикаторами наличия интеллектуального капитала у организации, например, цена продукта, доля рынка, прибыль.
Наиболее часто применяется показатель цены, точнее - «премиальной ценовой надбавки», отражающей превышение цены над себестоимостью продукции: чем выше «премиальная ценовая надбавка», тем больше стоимость интеллектуального капитала, которым располагает организация [2].
При таком расчете вначале определяется рыночная стоимость организации (С0):
С0 = m * РРО, (1)
где m - ценовой мультипликатор;
РРО - показатель «премиальной ценовой надбавки» продукта организации.
Ценовой мультипликатор (m) рассчитывается по формуле:
m = СOA / PPOA, (2)
где СОА - рыночная стоимость организации-аналога;
РРOА - «премиальная ценовая надбавка» организации-аналога.
«Премиальная ценовая надбавка» продукта (РР) для оцениваемой организации и организации-аналога рассчитывается по формуле:
РР = UP - UC, (3)
где UP - цена (unit price) продукта-представителя организации;
UC - себестоимость единицы продукции (unit cost) организации.
Затем рассчитывается стоимость совокупного интеллектуального капитала организации по формуле, предложенной К.-Э. Свейби:
IC = CО - B, (4)
где IC - стоимость интеллектуального капитала организации;
СО - рыночная стоимость организации;
B - стоимость ее материальных активов.
Если организация делает упор не на качество продукта, а на его доступность и широкий охват рынка, то целесообразно использовать отраслевой коэффициент, основанный на доле рынка или объеме продаж.
Тогда рыночная стоимость организации будет определена по формуле:
CО = m * SVPO, (5)
где m - мультипликатор объема продаж;
SVPO - объем продаж (sales volume) продукта-представителя организации.
Мультипликатор объема продаж (m) рассчитывается по формуле:
m = COA / SVPOA, (6)
где СОА - рыночная стоимость организации-аналога;
SVPOA - объем продаж продукта организации-аналога.
Для того, чтобы нейтрализовать влияние размеров организации на результаты оценки необходимо ввести поправочный коэффициент:
k = VOA / VO, (7)
где VO - размер организации, выраженный в определенных показателях, например, численность персонала, стоимость основных фондов;
VOA - размер организации-аналога в тех же показателях.
С учетом поправочного коэффициента рыночная стоимость организации определяется по формуле:
СO = m * k * SVPO, (8)
Затем можно перейти к расчету стоимости совокупного капитала организации, используя формулу (4).
Представленный подход применим в случаях, когда:
В рамках рыночного метода отраслевых коэффициентов можно предложить и другой подход, который заключается в непосредственном расчете стоимости интеллектуального капитала организации без предварительного определения ее рыночной стоимости.
IC = m * (SVPO - SVPOT), (9)
где m - коэффициент премиальной надбавки;
SVPO - объем продаж продуктов организации за период;
SVPOT - среднеотраслевой объем продаж продуктов-аналогов в среднем по отрасли за тот же период.
В свою очередь m определяется как отношение премиальных надбавок данной организации (РРО) и организации-аналога или средней по отрасли (РРОТ):
m = РРО / РРОA или m = РРО / РРОТ (10)
Формула (9) является математической моделью, показывающей насколько превышение нескольких организационных переменных над среднеотраслевыми влияет на величину интеллектуального капитала хозяйственной организации:
{SVPO(↑);SVРОТ(↓);РРО(↑),РРОT(↓)VPPOA}→IC(↑).
По нашему мнению, предложенная расчетная формула должна применяться не столько в целях реальной оценки бизнеса, сколько для управленческого анализа и оценки динамики величины созданного организацией интеллектуального капитала за определенный период в стоимостном выражении.
Величина чистой прибыли также является индикатором наличия интеллектуального капитала, т.е. чем больше превышение прибыли предприятия над среднеотраслевой, тем большим интеллектуальным капиталом располагает организация.
С этой точки зрения:
IC = NOPATO - NOPATOT, (11)
где NOPATO - (Net Operation Profit After Tax) - чистая операционная прибыль организации после уплаты налогов организацией за период;
NOPATOT - среднеотраслевая чистая операционная прибыль за этот же период.
Для того, чтобы ввести корректировку на масштабы деятельности организации необходимо использование поправочного коэффициента, представляющего собой отношение показателя, отражающего масштаб деятельности (размер) данной организации, к его среднеотраслевому значению. По аналогии с формулой (7) это может быть численность персонала, стоимость основных фондов, объем производства и продажи продукции организации.
Выражение (11) в этом случае приобретает вид:
IC = NOPATO - XO/XОТ*NOPATОТ, (12)
Преобразуем ее к следующему виду:
IC = NOPATO - XO*NOPATOT/XOT = NOPATO - XO*m, (13)
Отношение среднеотраслевой чистой прибыли к показателю среднеотраслевого масштаба (размера) деятельности организации представляет собой отраслевой коэффициент (m). Так, если в качестве показателя масштаба деятельности использовать объем продаж, то m будет представлять собой среднеотраслевую рентабельность продаж и формула (13) будет иметь вид:
IC = NOPAT - SVPO*m, (14)
где NOPAT - (Net Operation Profit After Tax) - чистая операционная прибыль организации после уплаты налогов;
SVPO - объем продаж продукции организации;
m - коэффициент «прибыль / объем продаж» в среднем по отрасли (среднеотраслевая рентабельность продаж).
Аналогично коэффициент «прибыль / численность персонала» представляет собой среднеотраслевую норму прибыли на работника, а коэффициент «прибыль / стоимость основных фондов» - среднеотраслевую норму прибыли на единицу (рубль) стоимости основных фондов.
По нашему мнению, при использовании прибыли в качестве индикатора наличия интеллектуального капитала и для определения его стоимости целесообразно сочетание рыночного подхода, а именно метода отраслевых коэффициентов, и доходного подхода. Это связано с тем, что «интеллектуальное приращение» прибыли дает организации дополнительный доход в будущем.
Исходя из этого, стоимость интеллектуального капитала на основе применения метода капитализации доходов (ICD) рассчитывается по формуле:
ICD = IC / Сk, (15)
где IC определяется по формуле (13);
Сk - ставка капитализации, доли единицы.
Использование рыночного подхода и, в частности, метода отраслевых коэффициентов требует наличия пролонгированной, достоверной и доступной всем заинтересованным лицам информации о деятельности организации и отрасли в целом. Техническую возможность этого обеспечивают современные информационные и Интернет-технологии. Однако в настоящее время нет соответствующих методологических стандартов, обеспечивающих единство расчетов и представления результатов для всех хозяйствующих субъектов. Отсутствует готовность предоставлять для всеобщего обозрения и использования необходимые достоверные данные. Это является основной трудностью для практической апробации и применения сравнительного подхода к оценке стоимости интеллектуального капитала организации. Тем не менее, дальнейшее развитие рыночных отношений, соответствующей правовой базы, безусловно, сделает описанный здесь метод перспективным и востребованным.
Список литературы:
1. Бочаров В.В. Финансовый инжиниринг. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.
2. Ваганян О.Г. Уточненная оценка интеллектуального капитала на основе коэффициента Тобина и методика оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал. // Российское предпринимательство. - 2007. - № 11 (1). - С.23-27.
3. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества. - СПб.: ИВЭ-СЭП, «Знание», 2002. - 199 с.
4. Шипова Е.В. Оценка интеллектуальной собственности. Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 122 с.