А.А. Сазонов
Л.В. Михайлова
О.И. Трегубова
Вестник университета
№ 10, 2017
Статья посвящена комплексному исследованию перспективного роста рыночной капитализации инновационно активного предприятия путем формирования и реализации его конкурентной стратегии развития. В качестве главного критерия оценки рыночной стоимости капитала предприятия авторами предлагается использовать его средневзвешенную стоимость. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что при формировании конкурентной стратегии инновационно активного предприятия крайне важно обеспечить оптимальное соотношение динамики развития отдельных составных элементов капитала.
Предприятия различных отраслей промышленности в настоящее время работают в атмосфере рыночной экономики, когда социально-экономическая система развивается на основе частной собственности в условиях товарно-денежных отношений, следовательно, доминирующим фактором их развития является конкурентная стратегия. Задача любой конкурентной стратегии заключается в установлении конкурентных преимуществ, которыми располагает предприятие или производимая им продукция, а также определение способов поддержания превосходства [2]. Комплексная реализация стратегии предполагает обеспечение роста рыночной капитализации и стоимости предприятия в перспективе, а тенденция роста будет зависеть от совокупности факторов, входящих во внешнюю и внутреннюю среды предприятия.
Для расчета рыночной стоимости капитала предприятия в настоящее время применяется Weight average cost of capital (далее - WACC), или средневзвешенная стоимость капитала. WACC используется при формировании решения о необходимости инвестирования в различные ценные бумаги или в проекты, сопряженные со значительным риском [3]. Ее экономический смысл заключается в возможности предприятия реализовывать различные решения, в том числе по вложению денежных средств, при условии, что показатель их рентабельности находится выше расчетного значения WACC. По сути WACC показывает стоимость капитала, субсидированного в деятельность предприятия с учетом затрат на альтернативное инвестирование, и рассчитывается по следующей формуле [6]:
(1)
где Kd - процент на заемный капитал на данном рынке, %;
T - налог на прибыль, определяемый в долях единиц;
D - заемный капитал, тыс. руб.;
E - собственный капитал, тыс. руб.;
Ke - процент на собственный капитал на данном рынке, %.
Если финансирование деятельности предприятия ведется из двух источников (собственных и заемных средств), то формула (1) принимает следующий вид:
(2)
где Ks - собственный капитал, тыс. руб.;
Ws - доля собственного капитала, %;
Kd - заемный капитал, тыс. руб.;
Wd - доля заемного капитала, %;
T - налога на прибыль, % [1].
В настоящее время стоимостной подход наиболее актуален в процессе разработки стратегий для промышленных предприятий, деятельность которых неразрывно связана с дополнительным риском, вызванным необходимостью разработки, освоения и применения различных инновационных товаров. С точки зрения самого предприятия, его конкурентная стратегия может представляться в виде определенной совокупности управленческих решений, вектором которых служит формирование инновационной деятельности и формирование конкурентных преимуществ [4].
Реализуемая промышленным предприятием конкурентная стратегия заключается в формировании и реализации стратегического производственного плана по разработке, производств и реализации продукции, в том числе и инновационных товаров. В результате создается стратегия, в основе которой заложен максимизирующий эффект стоимости инновационного бизнеса, при этом эффект представляет собой итог, получаемый от объединения отдельных функциональных и инновационных стратегий предприятия.
При создании конкурентной стратегии промышленного предприятия необходимо учитывать, что она представляет собой сумму мероприятий, от успеха реализации которых и будет зависеть, насколько успешно сформируются рыночные преимущества предприятия. Предприятия работают в условиях жесткой конкуренции, и поэтому именно полученные преимущества должны дать возможность реализовать целый комплекс проектов, в том числе инновационных, по разработке концептуально новых товаров, услуг или технологических процессов, направленных на получение экономической выгоды в будущем. При разработке конкурентной стратегии промышленного предприятия особое внимание необходимо уделить тщательному анализу рынка, определить количество материальных и нематериальных активов и капитала, в состав которого входит также интеллектуальный капитал.
Для стабильного и устойчивого развития, а также функционирования промышленного предприятия, работа которого имеет сильно выраженный инновационный характер, крайне важно достичь эффективного соотношения между различными составляющими капитала как в текущем, так и в перспективном периоде. Это относится не только к финансовому капиталу, но и к интеллектуальному. Например, неравномерное соотношение различных частей интеллектуального капитала за счет неоправданного роста затрат чаще всего приводит к значительному снижению показателей эффективности и, как следствие, результативности деятельности предприятия вместо запланированного роста значений данных показателей.
В процессе разработки конкурентной стратегии промышленного предприятия необходимо принимать во внимание специфику принадлежащей ему интеллектуальной собственности, являющейся основным наполнением интеллектуального капитала. Практически уникальные знания, умения и навыки персонала предприятия, как правило, составляют основное содержание интеллектуального капитала предприятия [9].
Для того чтобы обеспечить предприятию сохранение его уникальных характеристик и свойств на конкурентном рынке, необходима разработка и реализация эффективной стратегии управления интеллектуальным капиталом, направленной на баланс развития всех его основных элементов и составляющих [7]. Принятие грамотных управленческих решений в отношении интеллектуального капитала в первую очередь повлияет на создание новой стоимости, реализованной в различных инновационных продуктах или услугах, персонале и бизнес-процессах, реализуемых высокотехнологичным предприятием. Разработанная стратегия должна являться барьером, защищающим предприятие от конкурентов с их новыми и уникальными продуктами, так как составные элементы интеллектуального капитала достаточно сложно воспроизвести даже в долгосрочном периоде. Следовательно, конкурентная стратегия, обеспечивающая максимальное сохранение уникальности предприятия, при помощи развития интеллектуального капитала создает концепцию долгосрочного инновационного развития машиностроительного предприятия.
В современной практике бизнеса используются различные типы стратегий управления интеллектуальным капиталом предприятия. В основе этих стратегий находится модель, которая описывает существующие взаимосвязи между человеческим, организационным, клиентским и потребительским капиталом. При этом целый ряд стратегий разрабатывается с использованием знаний, полученных на базе только одной из составляющих интеллектуального капитала. Другие стратегии разрабатываются на основе синергии различных видов интеллектуального капитала, аккумулируя их составляющие в одно целое. Также существует стратегия, которая характерна для машиностроительных предприятий с высоким уровнем управляемости, так как она реализуется только при одновременном взаимодействии и равномерном развитии всех составляющих интеллектуального капитала.
На сегодняшний день известен целый ряд различных подходов к созданию стратегии управления интеллектуальным капиталом [5]. К ним относится, например, стратегия управления и контроля над интеллектуальным капиталом предприятия на основе применения сценарного подхода, а также декомпозиционный подход к формированию и разработке управления интеллектуальным капиталом предприятия с учетом процессных инноваций [8]. Успешная апробация этих подходов на предприятии в значительной степени расширяет спектр возможностей современного менеджмента в сфере повышения качества интеллектуального капитала. Предприятия, работающие в условиях рыночной экономики, могут успешно применять две основные стратегии управления интеллектуальным капиталом, основной которых является высокий творческий потенциал персонала.
При этом как сценарный подход управления интеллектуальным капиталом, так и метод декомпозиции взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом. На основе их совместного применения на предприятии возможно не только эффективно управлять интеллектуальным капиталом, но и выявлять наиболее слабые его составляющие, чтобы в дальнейшем направлять усилия на их дальнейшее развитие. Выбор системы управления капиталом предприятия, включая его интеллектуальную составляющую, зависит не только от специфики самого предприятия и вида его производственно-хозяйственной деятельности, но и отраслевых особенностей той или иной промышленности народного хозяйства.
Библиографический список
1. Арсеньева, Н. В. Исследование теоретических аспектов управления ресурсами предприятия машиностроения // Н. В. Арсеньева, Е. В. Джамай, С. А. Зинченко // Вестник университета. - 2015. - № 12. - С. 5-7.
2. Баранова, В. В. Стратегическое управление интеллектуальным капиталом высокотехнологичного предприятия / В. В. Баранов, А. В. Зайцев // Креативная экономика. - 2009. - Том 3. - № 12. - С. 72-88.
3. Внучков, Ю. А. Совершенствование системы финансового планирования на предприятии машиностроения / Ю. А. Внучков, Л. А. Углова, Д. А. Комонов // Вестник университета. - 2016. - № 4. - С. 122-124.
4. Внучков, Ю. А. Формирование продуктового портфеля предприятия на основе показателей рыночной эффективности изделий / Ю. А. Внучков, В. В. Хмелевой // Научные труды (Вестник МАТИ). - 2013. -№ 21(93). - С. 283-290.
5. Джамай, Е. В. Методы оценки интеллектуального потенциала предприятия наукоемкой отрасли экономики России / Е. В. Джамай, С. А. Повеквечных // Насосы. Турбины. Системы. - 2012. - № 4. - С. 60-67.
6. Паникарова, С. В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом / С. В. Паникарова, М. В. Власов. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. - 140 с.
7. Новосельский, С. О. Перспективы оценки и учета интеллектуального капитала на предприятии [Электронный ресурс] / С. О. Новосельский, М. В. Паникарова // Auditorium. - 2014. - № 3. Режим доступа: file:///D:/Documents/Downloads/perspektivy-otsenki-i-ucheta-intellektualnogo-kapitala-na-predpriyatii.pdf. (дата обращения: 12.09.2017).
8. Седова, Т. В. Формирование интеллектуального капитала организации как стратегия повышения качественного уровня персонала / Т. В. Седова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2014. - С. 220-226.
9. Татаркин, А. И. Инновационное развитие экономики знаний / А. И. Татаркин. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. - 647 с.