А. Данила
Антикризисное и внешнее управление
№4, 2014
Даже если компания не в состоянии расплатиться по своим обязательствам перед банкирами или контрагентами, банкротство - не идеальное решение проблемы. Существует несколько действенных способов, которые позволят на законных основаниях реструктурировать долги бизнеса.
Банкротство компании-должника невыгодно ни кредиторам, ни собственникам предприятия. У первых в случае запуска трудоемкой процедуры банкротства нет гарантий того, что деньги удастся вернуть. А у владельцев бизнеса, терпящего бедствие, нет твердой уверенности в том, что удастся безболезненно вывести активы из компании и начать все с чистого листа.
События последнего времени наглядно убеждают, что, если у должника есть четкая стратегия погашения задолженности, кредиторы скорее всего пойдут ему навстречу. Когда нечем платить, можно воспользоваться несколькими способами реструктуризации задолженности. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны.
Владельцы компании могут пожертвовать контролем, отдав часть своих акций (долей) в обмен на списание долга. При этом на кредиторов ложатся все риски, связанные с перспективами бизнеса заемщика. Тем не менее, когда шансы на погашение задолженности тают на глазах, кредитор сможет активно влиять на действия должника через органы управления.
Личный опыт
Федор Башкиров, финансовый директор ГК «АГРИКО»:
- В моей практике был случай, когда за долги кредитор получил долю в бизнесе компании-должника. В условиях кризиса платежеспособность компании стала снижаться, но кредитора об этом сразу известили. Когда же стало ясно, что исполнить обязательства в срок не удастся, собственник компании- заемщика предложил кредитору долю в бизнесе. Запросив данные управленческой от-четности и внимательно ознакомившись с бизнес-планами, кредитор пришел к выводу, что бизнес жизнеспособен и должен устоять. Уверенность кредитора в том, что бизнес способен принести ему доход в будущем, подкреплялась и отношением заемщика к этому бизнесу: никто не приобретал в кризис яхт, все средства направлялись на поддержание компании на плаву.
Действующее законодательство накладывает определенные запреты на операции по переводу долга в капитал, особенно на прямую конвертацию долга во вновь выпущенные акции. Так, не допускается проведение дополнительной эмиссии акций для покрытия убытков (п. 2 ст. 100 ГК РФ). Не разрешается освобождение акционера (участника) от оплаты им акций (долей) путем зачета его требований к компании (п. 2 ст. 99 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Правда, в судебной практике были прецеденты, когда арбитры сочли вполне допустимой операцией передачу кредитору дополнительно выпущенных акций в качестве отступного (см., например, постановление ФАС Московского округа от 06.03.06, 27.02.06 №КГ -А40/915-06).
Что остается? Должник может выпустить облигационный заем, по условиям которого бонды конвертируются в дополнительные акции компании. Попытки пойти этим путем российскими компаниями периодически предпринимаются. Так, в связи с предстоящей офертой по облигационному выпуску в 7 млрд рублей, размещенному летом 2007 года сроком на пять лет, ритейлер «Седьмой континент» рассматривал разные варианты обеспечения исполнения своих обязательств. Как альтернатива банковскому кредиту не исключалась возможность конвертации выпущенных облигаций в привилегированные акции. Но сложность таких сделок заставляет искать более простые решения.
При желании стороны могут конвертировать долг в дополнительные акции офшорных холдингов, если законодательство юрисдикций, где последние находятся, не содержит соответствующих ограничений.
На практике более распространены варианты с передачей в залог уже выпущенных акций компании-должника: при необходимости кредитор всегда может обратить на них взыскание, войдя тем самым в капитал должника. Такая схема хорошо работает, если залогодержателем акций компании выступает банк. Дело в том, что статья 84.2 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», вводящая требование делать обязательное предложение о выкупе акций при приобретении их крупного пакета, не применяется до 1 января 2010 года (в отношении сделок с участием кредитных организаций).
Еще один способ перевода долга в капитал связан с реорганизацией бизнеса. Один из недавних примеров тому - реструктуризация в группе «Самохвал», которая в феврале 2009 года объявила о своей неспособности расплатиться по долгам: долг кредиторам превысил 3 млрд рублей. Однако розничный бизнес банкротящегося ООО «Самохвал» был выделен в новое юридическое лицо - ООО «Сам- торг», в котором 75% долей получили банки- кредиторы «Возрождение» и «Северный морской путь». В «Самторг» перевели права аренды на площади «Самохвала», на торговое оборудование и товарный знак. Скорее всего «Самторг» - актив, предназначенный для перепродажи стратегическим инвесторам. Так что, банкам не придется долго вникать в тонкости управления алкогольной розницей.
На отдельные сделки конвертации долга в капитал могут распространяться ограничения, установленные федеральными законами от 26.07.06 №135-Ф3 «О защите конкуренции» и от 29.04.08 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Самое простое решение - начать переговоры со своими кредиторами по поводу изменения срока погашения обязательств. Кстати, это может бьггь сделано, даже если компания располагает деньгами для их обслуживания, но не в состоянии, к примеру, спротозировать, сколько продержится на плаву с учетом ситуации на рынке. В будущем же положительные результаты могут принести как антикризисные меры, так и общее улучшение конъюнктуры рынка. Примерно такой стратегией руководствовалась группа «Уралхим», известный производитель минеральных удобрений.
«Уралхиму» удалось договориться с банка- ми-кредиторами о рефинансировании задолженности в размере $333 млн. По условиям соглашения с ЮниКредит Банком, Райффайзенбанком и Сбербанком сроки погашения долга перенесены с 2009-го на 2010-2012 годы. Финансовый директор «Уралхима» Антон Вищаненко отметил, что после пролонгации сроков выплат по кредитам сумма задолженности к погашению в 2009 году составит около $130 млн, что является «комфортным уровнем» для компании. Аналитики считают, что в случае с «Уралхимом» положительную роль сыграло улучшение конъюнктуры рынка азотных удобрений, именно с этим было связано согласие кредиторов подождать с выплатами. Аналогичным опытом обладает и компания «Норд-текс», которой удалось реструктурировать долг сразу перед восемью банками.
Конечно, банкиры вряд ли будут в восторге от продления сроков платежей, поскольку им придется увеличивать резервы под кредит худшего качества. Поэтому нельзя исключить, что ответным шагом банка будет встречное предложение - улучшить условия обеспечения по уже выданному кредиту. Здесь имеет смысл вспомнить, что с 11 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.08 №306-Ф3. Он значительно упростил процедуру обращения взыскания на заложенное имущество: взыскание теперь возможно во внесудебном порядке, правда, если залогодатель выразил на это свое согласие. Новый порядок не имеет обратной силы, но компаниям лучше готовиться к тому, что банк потребует заключить дополнительные соглашения к уже имеющимся договорам залога. Иначе переговоры о реструктуризации осложнятся.
Компания может заключить договор с банками-кредиторами о том, что они не станут требовать долг в течение определенного времени и (или) инициировать процедуру банкротства. Подобный документ был подписан, например, ОК «Русал» с группой международных банков. С его помощью алюминиевый гигант получил возможность перенести свои выплаты на два месяца с последующей возможностью отложить их еще на месяц. Правда, подобные соглашения обычно подчиняются иностранному праву и заключаются на уровне зарубежных холдинговых компаний, владеющих российскими активами. Это связано с тем, что условия подобного соглашения предполагают отказ кредиторов от своих прав на взыскание долга и (или) обращение в арбитражный суд. Между тем российское гражданское законодательство, в частности пункт 2 статьи 9 ГК РФ, гласит, что отказ от осуществления прав не влечет за собой прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Не исключено, что баланс компании за все время ее существования мог обрасти «балластом» в виде непрофильных активов. В кризисной ситуации им можно найти достойное применение, используя в качестве отступного при расчете с кредиторами. Отступное - своеобразная плата за отказ от исполнения первоначального обязательства: оно прекращается с передачей отступного.
На практике банки трудно уговорить принять какое-либо иное имущество, кроме денег. Однако отдельные кредитные организации вполне могут заинтересоваться акциями, облигациями и векселями третьих лиц. Зачастую по такому пути идут банки, входящие в крупные промышленные холдинги, стратегия которых - установление контроля над интересующими их активами с последующей интеграцией в свою производственную цепочку.
Соглашение об отступном обязательно оформляется в письменной форме как отдельный документ. Иначе договор будет признан незаключенным, даже если стороны имеют переписку о необходимости передачи отступного (постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.08 №А57-1310/07-34). Нотариальное заверение для отступного не требуется (постановление ВАС РФ от 25.09.07 №7134/07), хотя компания и кредитор в самом тексте соглашения вправе такое заверение предусмотреть.
В соглашении об отступном отражаются размер, срок и порядок предоставления активов (ст. 409 ГК РФ, постановление ФАС Московского округа от 12.09.03 №КГ-А40/6533-03). Некоторые арбитры полагают, что нужно также указать, какие обязательства прекращаются отступным (постановление ФАС Северо- Кавказского округа от 22.06.04 №Ф08-2180/ 2004). Если же установить обязательства, послужившие основанием для заключения отступного, не удастся, соглашение может быть признано недействительным (постановление ФАС Центрального округа от 17.04.07 №А68- ГТ1-393/7-05). Недействительным оно будет и в том случае, если отступное предоставляет третье лицо (постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 17.12.08 №А58-2216/08- Ф02-6329/08).
Личный опыт
Максим Столяров, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:
- Соглашение об отступном по своей природе является сделкой, а потому к нему применяются и все нормы о недействительности сделок. Соглашение об отступном может оспорить должник, если его обманули или заставили подписать или если представитель юридического лица был не вправе его заключать. Кредитор может оспаривать соглашение, если выяснит, что имущество, предоставляемое по отступному, на деле имеет худшие свойства и меньшую ценность. Наконец, оспорить соглашение вправе и постороннее лицо, если у него имеются претензии в отношении имущества.
Поэтому кредитору крайне важно проверить имущество, передаваемое по соглашению, волю и полномочия лица, подписывающего соглашение.
В ситуации, когда стоимость активов, передаваемых по отступному, меньше задолженности, стороны должны решить, полностью или частично погашается долг. Если в соглашении этот момент не отражен, то суд будет исходить из того, что обязательство погашено полностью (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.05 №102).
При новации задолженность компании перед кредитором не прекращается, первоначальное обязательство преобразуется в иное. Например, заем переоформляется в собственный вексель компании, который она передает своему кредитору (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.01.04 №Ф03- А04/03-1/3096). Или, наоборот, вексельный долг трансформируется в заемное обязательство (постановление ФАС Восточно- Сибирского округа от 26.04.06 №А58-5706/04- Ф02-1217/06-С2).
Личный опыт
Елена Тябутова, финансовый директор ОАО «Инмарко»:
- Мы используем самые разные формы реструктуризации долгов при работе с покупателями - бизнес мороженого сезонный, поэтому денежные затруднения у дистрибьюторов нередки. Мы предпочитаем новацию: переводим обязательство контрагента по оплате поставленного товара в заемные обязательства под определенный процент. Ставку за пользование денежными средствами устанавливаем исходя из текущей ситуации на рынке, но всегда не ниже стоимости денежных средств, привлекаемых нами. При согласовании условий новации рассматриваем возможности залога активов и поручительства собственников должника.
Преимущество новации и в том, что первичные документы об оформлении новации станут весомым аргументом в судебном разбирательстве, если возникнут проблемы с возвратом долга.
Новация оформляется отдельным соглашением, из которого должна четко следовать воля сторон на замену первоначального обязательства другим (невозможность исполнить первоначальное обязательство). В противном случае суд откажется признать новацию (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2008 №А10-1153/07-Ф02-9859/07).
Кроме того, новация только тогда прекращает обязательство, когда соглашение о замене первоначального обязательства новым заключено в письменной форме; между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям нового обязательства; сделка является действительной (пункты 2, 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.05 №103, постановление ФАС Московского округа от 20.02.08 № КГ-А40/ 14121-07).
Личный опыт
Мнение эксперта
Елена Макарова, юрист международной юридической фирмы Magisters:
- По общему правилу в случае совершения новации дополнительные обязательства (например, неустойка, залог) также прекращаются (п. 3 ст. 414 ГК РФ). Однако их можно и сохранить.
На практике стороны не всегда желают новировать обязательство в целом. В отношении частичной новации единой судебной практики нет, хотя в большинстве случае суды допускают и частичную новацию (постановление ФАС МО от 21.07.03 №КГ-А40/4633-03; постановление ФАС ЗСО от 10.02.04 №Ф04- 566-5/566-5/А02-2004). При этом возникает вопрос, прекращаются дополнительные обя-зательства полностью либо пропорционально совершенной частичной новации. По данному вопросу судебная практика не выработана. Во избежание споров в дальнейшем этот вопрос лучше решить непосредственно в соглашении о новации.
Если кредитор компании выступает по отдельным договорам и в качестве ее должника, логично провести зачет, погасив тем самым долги между сторонами. Главное, чтобы зачитываемые требования были однородными, даже если вытекают из различных контрактов (ст. 410, 411 ГК РФ): деньги засчитываются против денег, бензин АИ-95 против бензина такой же марки.
Личный опыт
Елена Токовая, директор по экономике и финансам ЗАО «ТВЭЛ-Инвест»:
- Чтобы зачесть взаимные обязательства, их придется привести в состояние «однородности», оформив договор новации, в котором одно обязательство стороны по договору будет заменено на другое, аналогичное предполагаемому к зачету. Также отмечу, что возможен зачет лишь уже возникших обязательств, по которым наступили сроки расчетов.
Оформляется процедура актом зачета взаимных требований, форма которого официально не утверждена. Тем не менее, с 1 января 2009 года акт наряду со счетом-фактурой становится одним из основных первичных документов для обоснования права на вычет НДС. Поэтому обращайте внимание на наличие всех подписей с расшифровкой и указанием должности, ссылок на первичные документы, по которым возникла задолженность (накладные, счета-фактуры), реквизитов договора. Имеются прецеденты судебных решений в пользу налоговых органов, отказавших налогоплательщику в возмещении НДС при проведении взаимозачета по причине представления документов с погрешностями в оформлении (постановление ФАС Московского округа от 30.04.08 №КА-Ф40/3337-08).
Намного чаще в хозяйственной практике встречается ситуация, когда у кредитора компании отсутствует перед ней какая-либо встречная задолженность. Вместо этого кредитор имеет непогашенные обязательства перед третьей организацией, которая в свою очередь имеет долг перед первой компанией. По сути, требования не имеют встречного характера, они замыкаются в круговую цепочку.
Проблема списания долга обычно решается с помощью многостороннего зачета, когда последовательно погашаются требования сторон. Формально данная операция не подпадает под признаки взаимозачета, что подтверждается и судебной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.07 по делу №А65-15244/2006-СГ2-20).
Тем не менее суды признают: многосторонний зачет является сделкой (договором), поскольку он прекращает права и обязанности сторон и носит экономический характер (постановление Президиума ВАС РФ от 20.06. 2000 N97222/99). При этом важно, чтобы намерения сторон прекратить права и обязанности участников четко следовали из предмета договора. Кроме того, в договоре многостороннего зачета обязательно отражаются как сами обязательства, так и сроки их возникновения, и периоды действия. В противном случае контракт считается незаключенным (постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 13.07.05 № Ф04-4428/2005 (13014-А46-21)). Результаты зачета взаимных долгов оформляются на практике протоколом.
Риск, что договор многостороннего зачета будет признан ничтожным, поскольку не соответствует формальным правилам ГК РФ, все же существует (постановление ФАС Западно- Сибирского округа от 14.07.04 №Ф04/3878- 1248/А45-2004). Снизить его позволит оформление операции с помощью серии договоров уступки права требования, заключаемых между сторонами.
Действия компании по реструктуризации долгового бремени иной раз подпадают под признаки крупных сделок и (или) сделок с заинтересованностью, что потребует одобрения ФАС России. Кроме того, при совершении крупной сделки владельцы голосующих акций компании получают право требовать их выкупа при условии, если они голосовали против нее или вовсе не голосовали (п. 1 ст. 75 закона об АО). Аналогичные полномочия получают с 1 июля 2009 года и участники ООО*.
* Пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в редакции Федерального закона от 30.12.08 №312-Ф3.