Гагаева К.
Антикризисное и внешнее управление
№2, 2014
Как показывает практика, должник далеко не всегда спешит исполнить требования, содержащиеся в судебном решении, а, напротив, очень часто уклоняется от их исполнения. В таких ситуациях взыскатель при помощи судебного пристава-исполнителя может использовать некоторые рычаги воздействия на должника. Средства понуждения должника к исполнению весьма разнообразны, а универсального способа воздействия на должника не существует и зачастую многое зависит от статуса самого должника.
В одной ситуации действенным способом будет обращение взыскателя к банку должника, в другой - может потребоваться даже возбуждение уголовного дела против руководителя должника. Однако каким бы эффективным ни был способ воздействия на должника в одной ситуации, при иных обстоятельствах он может оказаться совершенно бездейственным.
Почему не стоит переоценивать значение исполнительского сбора
Одним из видов ответственности, которую судебный пристав-исполнитель вправе применить к должнику, является имущественная ответственность.
Часть 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон №229-ФЗ) устанавливает, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения требований должником. Вместе с этим судебный пристав-исполнитель должен предупредить должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения не может превышать 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.
Для должника неблагоприятным последствием неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке является взыскание суммы исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий (если они имеются) и возможность последующего принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем.
Исполнительский сбор представляет собой дополнительное денежное взыскание, применяемое к должнику в качестве санкции за неисполнение исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа. Эффективность применения указанной меры ответственности в рамках исполнительных производств о взыскании небольших сумм штрафов, которые составляют значительную долю исполнительных производств, находящихся на исполнении, остается крайне низкой.
К расходам по совершению исполнительных действий относятся: перевозка, хранение и реализация имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсация понесенных ими, а также понятыми расходов; перевод (пересылка) взыскателю денежных средств; розыск должника, его имущества, розыск ребенка; проведение государственной регистрации прав должника; совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 2 ст. 116 Закона №229-ФЗ).
К сожалению, как показывает практика, многие должники, не взирая порой на внушительные суммы исполнительского сбора, продолжают игнорировать исполнение.
В качестве меры ответственности, применяемой за неисполнение должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, можно рассматривать наложение ареста на имущество, а также временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67 Закона №229-ФЗ).
Директора должника можно привлечь к уголовной ответственности за продажу имущества по заниженной цене
Обеспечить исполнение судебного решения и защитить интересы кредиторов призваны некоторые нормы Уголовного кодекса РФ. Например, ст. 315 УК РФ предусматривает наказание за «злостное неисполнение служащим коммерческой организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Также наказанию подлежит «злостное уклонение руководителя организации от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу соответствующего судебного акта» (ст. 177 УК РФ). Однако указанные нормы не приносят результата, на который рассчитывал законодатель, что связано с рядом теоретических и практических причин.
В настоящее время проведение предвари-тельного расследования по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 177, 315 УК РФ, проводится в форме дознания (ст. 150 УПК РФ) Федеральной службой судебных приставов, в которой специально созданы отделы дознания.
Обычно на практике к моменту возбуждения исполнительного производства и дальнейшего его ведения должник уже фактически не осуществляет хозяйственной деятельности, то есть организация отсутствует по месту нахождения, не имеет ни денежных средств на расчетном счете, ни имущества в собственности. Взыскателю остается обращаться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности руководителя должника. Первая проблема, с которой сталкиваются заявитель, судебный пристав-исполнитель и дознаватель, - это поиск генерального директора должника. И сделать это будет особенно затруднительно, если в материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о руководителе должника.
Удивительно, но ФССП России, включая отдел дознания, не может в данном случае найти руководителя должника, так как располагает минимальными сведениями о нем. Судебный пристав-исполнитель может обратиться с запросом в ФМС России, но при отсутствии его паспортных данных в ответ ему придет список из людей с такими же фамилиями, именами, отчествами, который может включать в себя до нескольких сотен человек. На практике в таком случае, как правило, дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Итак, для начала необходимо найти лицо, которое может быть привлечено к уголовной ответственности. Хорошо, если его данные известны и дознаватель на основании заявления о привлечении к уголовной ответственности вызовет его для дачи показаний.
Однако на этом этапе возникает следующая проблема. В соответствии с методическими рекомендациями прокуратуры руководитель должника должен быть не менее двух раз предупрежден об уголовной ответственности - указанное действие совершает судебный пристав-исполнитель. Также желательно, чтобы на руководителя должника в ходе исполнительного производства был наложен штраф за неисполнение требований судебного пристава-исполнителя. По описанным формальным признакам, конечно же, нельзя судить о виновности или невиновности руководителя должника.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.ст. 177, 315 УК РФ, включает в себя действия или бездействие по невыполнению вступившего в силу решения суда. Здесь и возникает проблема. Дело в том, что сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что состав преступления имеется только в случае действия по неисполнению судебного акта. Под этим подразумевается совершение должником после вступления в законную силу решения суда различных сделок, направленных на увод имущества, например продажа имущества, перечисление денежных средств и др. И если перечисление денежных средств еще вполне возможно отследить, то вот с совершением должником сделок по распоряжению движимым имуществом дело обстоит сложнее.
Как говорилось выше, к моменту вступления в силу решения суда должника уже зачастую фактически не существует, а указанные действия он либо вовсе не совершал, либо сделал все намного раньше. В таком случае руководителя организации можно привлечь к уголовной ответственности за бездействие по неисполнению вступившего в силу решения суда. Бездействие выражается в непринятии мер по исправлению неблагоприятной финансовой ситуации.
Отказ выполнить требования исполнительного листа может стоить банку лицензии
Работать с исполнительными документами, а именно приводить в исполнение решение суда, довольно часто приходится банкам и иным кредитным организациям. Они в свою очередь довольно часто нарушают все возможные сроки и регламенты, а зачастую и вовсе оставляют исполнительный лист неисполненным. Но у кредитора есть возможность воздействовать на них. При привлечении банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в случае его предъявления в банк непосредственно взыскателем, помогут следующие аргументы:
Непосредственно судебный пристав-исполнитель не может оштрафовать банк или иную кредитную организацию. Привлечь банк к ответственности можно в судебном порядке при одновременном наличии следующих оснований:
Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, банком или иной кредитной организацией может выражаться в бездействии (игнорировании), действиях (отказ и т. д.).
После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности.
Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника влечет наложение штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн. руб. (ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ).
К заявлению, направляемому в суд, нужно приложить протокол об административном правонарушении, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч. 4 ст. 114 Закона №229- ФЗ). Порядок наложения штрафной ответственности на банки и иные кредитные организации также предусмотрен арбитражным процессуальным законодательством. Так, за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах арбитражный суд может наложить на банк штраф (ст. 332 АПК РФ). Этот вопрос суд может рассмотреть по заявлению самого взыскателя или же судебного пристава-исполнителя.
Наложение штрафа на банк или иную кредитную организацию происходит по правилам гл. 11 АПК РФ. Вопрос о наложении штрафа должен быть разрешен в судебном заседании. Банк или иная кредитная организация извещаются о месте и времени судебного заседания. Неявка представителя банка или иной кредитной организации, надлежащим образом извещенных, не является препятствием к рассмотрению вопроса о наложении судебного штрафа. Определение арбитражного суда о наложении судебного штрафа может быть обжаловано в 10 - дневный срок со дня получения лицом, на которое наложен судебный штраф, копии определения.
Кроме того, банк или иная кредитная могут быть привлечены к ответственности не только судебным приставом-исполнителем, но и Центральным банком РФ. Такая ответственность предусмотрена специальным законодательствам и заключается в отзыве лицензии за неоднократное виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов. У банка могут отозвать лицензию, если такое нарушение было совершено неоднократно в течение 1 года (п. 7 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.12. 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). То есть банк или иная кредитная организация может лишиться лицензии при одновременном наличии следующих оснований:
То есть порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в случае предъявления исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию не дифференцируется в зависимости от субъекта, предъявившего исполнительный документ (взыскателя или судебного пристава-исполнителя).
Для должников-госорганов действуют более длительные исполнительные сроки
Нередки случаи, когда стороной по исполнительному производству - должником является государственный орган. Однако даже в этих случаях на практике не обходится без принудительных мер и ответственности за неисполнение. Более того, сложности обу-словлены особым статусом должника.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ для государственных органов установлен особый режим - бюджетный иммунитет. Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ служба судебных приставов не производит, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) с указанием сумм, подлежащих взысканию (ст. 242.1 БК РФ).
Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Минфином России (соответствующим финансовым органом) в течение 3 месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение (п. 6 ст. 242.2 БК РФ).
Первоначально взыскатель должен предъявить исполнительный документ в соответствующий финансовый орган Минфина России. Указанный орган обязан в течение 3 месяцев исполнить судебный акт о взыскании задолженности и перечислить денежные средства взыскателю. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете, установленных ч. 5 ст. 242.2 БК РФ.
Пленум Высшего арбитражного суда РФ разъяснил, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публичноправового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанных 3 месяцев (постановление от 22.06.2006 №23).
Описанный режим, при котором взыскатель может обратиться для исполнения судебного акта к судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения только по истечении 3 месяцев после предъявления исполнительного документа в соответствующий орган Минфина России, установлен для того, чтобы не парализовать деятельность государственного органа, который является должником по судебному акту.
Если бы взыскатель имел возможность обратиться сразу к судебному приставу, а судебный пристав-исполнитель мог полноценно реализовать все предусмотренные для него Законом №229-ФЗ права (арест расчетных счетов, имущества), то хозяйственная деятельность государственного органа могла быть приостановлена.
В случае если судебный акт не исполнен в течение предусмотренного 3-месячного срока, взыскатель может отозвать исполнительный лист и предъявить его в ФССП России для принудительного исполнения. Тогда судебный пристав-исполнитель сможет приступить к исполнению судебного акта по общему правилу.
Не стоит забывать, что за неисполнение судебного акта предусмотрена уголовная ответственность, которая установлена ст. 315 УК РФ. В силу данной нормы злостное неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению является уголовным преступлением. Поэтому в случае неисполнения судебного акта в течение 3 месяцев взыскатель вправе обратиться в отдел дознания ФССП России с заявлением о преступлении на основании ст. 315 УК РФ.
Еще один способ, которым может воспользоваться взыскатель, - подача жалобы в вышестоящий орган Минфина России. В ней можно указать на неисполнение судебного акта в предусмотренный законом срок. Предполагается, что подача жалобы способствует ускорению исполнения судебного решения в административном порядке.
Также можно обратиться в суд с жалобой на бездействие государственного органа в порядке гл. 24 АПК РФ.