Владимир Артюшин
вице-президент по финансам FS Group, к. э. н.
Журнал "Финансовый директор"
№ 12 (89) декабрь 2009 года
Чтобы удержать бизнес на плаву, в 2009 году менеджменту приходилось оперативно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры и принимать значимые решения, зачастую полагаясь на интуицию, а не точные расчеты. Понять, какие меры пошли на пользу компании и где сохранились резервы для оптимизации затрат, поможет экспресс-анализ отчета о прибылях и убытках.
Основная задача экспресс-анализа отчета о прибылях и убытках - определить факторы, оказавшие наибольшее влияние на показатели прибыли компании, а также наметить направления для дальнейшего более углубленного анализа.
Стоит сразу отметить, что отчет о прибылях и убытках в классической форме содержит мало сведений, действительно полезных менеджменту компании. Но с его помощью можно выявить главные тенденции, повлиявшие на экономическую эффективность предприятия. Разумеется, для проведения такого анализа понадобятся сопоставимые данные за аналогичный период прошлого года. Остановимся подробнее на том, как и какую информацию, необходимую для финансового и генерального директоров, можно извлечь из отчета о прибылях и убытках.
Таблица Анализ отчета о прибылях и убытках
№п/п | Показатель | Код строки | 2009 г., тыс. руб. | 2008 г., тыс. руб. | Горизонтальный анализ (отклонения) итогов 2009 по сравнению с 2008 г. | Вертикальный анализ по годам, % | |||
тыс. руб. (гр. 4-гр. 5) | % (гр. 6/ гр. 5 * 100%) | 2009 год (гр.4/ гр.4, стр. 3 * 100%) | 2008 год (гр.5/ гр. 5, стр. 3 * 100%) | Изменение доли (гр. 8-- гр. 9) | |||||
2 | 1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности | ||||||||
3 | Выручка | 10 | 600000 | 650 000 | -50000 | -7,69 | 100,00 | 100,00 | - |
4 | Себестоимость | 20 | 445000 | 480 000 | -35000 | -7,29 | 74,17 | 73,85 | 0,32 |
5 | Валовая прибыль | 29 | 155000 | 170 000 | -15000 | -8,82 | 25,83 | 26,15 | -0,32 |
6 | Коммерческие расходы | 30 | 50 000 | 45 000 | 5000 | 11,11 | 8,33 | 6,92 | 1,41 |
7 | Управленческие расходы | 40 | 94 025 | 115 000 | -20975 | -18,24 | 15,67 | 17,69 | -2,02 |
8 | Прибыль (убыток) от продаж | 50 | 10 975 | 10 000 | 975 | 9,75 | 1,83 | 1,54 | 0,29 |
9 | II. Прочие доходы и расходы | ||||||||
10 | Проценты к получению | 60 | 0 | 0 | 0 | _ | |||
11 | Проценты к уплате | 70 | 1500 | 1500 | 0 | 0,00 | 0,25 | 0,23 | 0,02 |
12 | Доходы от участия в других организациях | 80 | 0 | - | |||||
14 | Прочие доходы | 90 | 6500 | 5200 | 1300 | 25,00 | 1,08 | 0,80 | 0,28 |
15 | Прочие расходы | 100 | 2800 | 1700 | 1100 | 64,71 | 0,47 | 0,26 | 0,21 |
16 | Прибыль (убыток) до налогообложения | 140 | 13175 | 12000 | 1175 | 9,79 | 2,20 | 1,85 | 0,35 |
17 | Текущий налог на прибыль | 150 | 2635 | 2400 | 235 | 9,79 | 0,44 | 0,37 | 0,07 |
18 | Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | 190 | 10540 | 9600 | 940 | 9,79 | 1,76 | 1,48 | 0,28 |
* Рентабельность продаж
** Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности
*** Общая рентабельность
В первую очередь, как правило, интересует абсолютное и относительное изменение показателей за период (горизонтальный анализ). Проиллюстрируем это на цифрах, приведенных в таблице. Коммерческие расходы увеличились на 5000 тыс. рублей (на 11,11%), тогда как выручка предприятия и валовая прибыль сократились на 50 000 тыс. рублей (7,69%) и 15 000 тыс. рублей (8,82%) соответственно. Это косвенно свидетельствует о том, что дополнительные затраты на рекламу и продвижение товаров не оправдали себя. Ожидаемого роста продаж не последовало. Скорее всего, причина в общем падении спроса на рынке, связанном с кризисом. Поэтому вряд ли можно однозначно утверждать, что решение потратиться на рекламу было неверным. Вполне возможно, что без стимуляции спроса выручка была бы еще ниже. Тем не менее, вполне оправданно потребовать от коммерческого и маркетингового отделов детального обоснования затрат.
По данным отчета, в компании прошла оптимизация управленческих расходов -они сократились на 20 975 тыс. рублей (18,24%). Это в итоге привело к росту прибыли от продаж на 975 тыс. рублей (9,75%). Прибыль до налогообложения и чистая прибыль увеличились в равной степени - на 9,79 процента. Все это свидетельствует о том, что меры по сокращению управленческих затрат полностью себя оправдали.
Вертикальный анализ помогает разобраться в том, какие показатели оказали наиболее существенное влияние на чистую прибыль. В примере на сокращение валовой прибыли повлияло увеличение на 0,32 процента доли себестоимости продукции в выручке компании. Здесь мог сказаться рост затрат на сырье и материалы, если, например, компания приобретает их за рубежом за валюту. Или же снижение торговой наценки.
Далее, отношение показателей «валовая прибыль», «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль» к выручке не что иное, как рентабельность продаж, финансово-хозяйственной деятельности и общая рентабельность соответственно. За минувший год рентабельность продаж сократилась на 0,32 процента. В то же время общая рентабельность и рентабельность финансово-хозяйственной деятельности демонстрируют положительную динамику за счет увеличения прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Из этого можно сделать вывод, что решение сократить управленческие расходы было своевременным и правильным.
Теперь, после того как определены основные показатели, повлиявшие на чистую прибыль предприятия, имеет смысл провести факторный анализ отчета о прибылях и убытках.
Факторный анализ позволяет оценить, на какую конкретную сумму изменилась чистая прибыль под влиянием того или иного фактора. Например, чтобы выяснить, сколько потеряла компания в валовой прибыли из-за падения выручки и сколько в результате снижения рентабельности продаж, сначала придется рассчитать, какой была бы валовая прибыль, если бы рентабельность поддерживалась на уровне прошлого года.
Разница между такой условной валовой прибылью и прибылью прошлого года продемонстрирует, сколько рублей прибыли (ΔВПв) предприятие потеряло (заработало) из-за снижения выручки. Формула расчета будет выглядеть так:
ΔВПв = ВПусл - ВПo
где ВПусл - условная валовая прибыль, которую получило бы предприятие при сохранении рентабельности прошлого года (Выручка текущего года x Рентабельность предыдущего года);
ВПo - валовая прибыль по итогам прошлого года.
По аналогии можно рассчитать и влияние изменения рентабельности продаж на показатель валовой прибыли (ΔВПр):
ΔВПр = ВП - ВПусл
где ВП - валовая прибыль компании за отчетный год.
Проиллюстрируем расчеты на примере данных, приведенных в таблице. Условная валовая прибыль (ВПусл) составляет 156 900 тыс. рублей (600 000 тыс. руб. x 26,15% [рентабельность в 2008 году]). Теперь несложно посчитать, из-за чего компания недополучила 15 000 тыс. рублей валовой прибыли в 2009 году. Во-первых, снижение рентабельности продаж привело к тому, что прибыль уменьшилась на 1900 тыс. рублей (155 000 - 156 900), а спад выручки обеспечил уменьшение прибыли на 13 100 тыс. рублей (156 900 - 170 000). Остается выяснить причины изменения выручки как фактора, который в большей степени повлиял на валовую прибыль компании. Почему упала выручка - из-за внешних факторов, в частности, общего падения спроса на рынке, или же из-за ошибочных решений, например, связанных с неправильной ценовой политикой. Однако данных отчета о прибылях и убытках для подобного анализа явно недостаточно.
В заключение имеет смысл разобраться в том, как повлияли на прибыль такие факторы, как количество реализованной продукции, цена и себестоимость единицы товара. Сложность расчета во многом будет зависеть от того, насколько разнообразна продукция, реализуемая компанией.
Допустим, компания, финансовые результаты которой приведены в таблице, торгует однородной продукцией. В 2009 году она реализовала 50 тыс. штук товара, а в 2008 году - 52 тыс. штук. В 2009 году средняя цена реализации снизилась с 12,5 до 12 тыс. рублей за штуку, а себестоимость единицы продукции - с 9,23 до 8,9 тыс. рублей. Соответственно прибыль на единицу продукции сократилась с 3,37 до 3,1 тыс. рублей.
Дальнейшие вычисления выполнятся по той же логике, которая была проиллюстрирована на примере влияния выручки и рентабельности на валовую прибыль. Итак, из-за снижения торговой наценки компания «недополучила» 25 000 тыс. рублей (600 000 тыс. руб. [выручка 2009 года] - 50 000 шт. [объем реализации в 2009 году] x 12,5 тыс. руб./шт. [цена в 2008 году]).
В данном контексте выражение «недополучила» условно. Нет гарантий, что при сохранении уровня цен 2008 года компания смогла бы удержать и объем продаж на прежнем уровне, вполне вероятно, что при иной ценовой политике провал в реализации был бы еще больше. Скорее, снижение торговой наценки помогло нивелировать негативное влияние сжимающегося спроса на объем продаж. Тем не менее, из-за сокращения объемов реализации чистая прибыль снизилась на 6550 тыс. рублей (170 000 тыс. руб. [валовая прибыль в 2008 году] х 50 000 шт. [объем реализации в 2009 году] x 12,5 тыс. руб./шт. [цена реализации в 2008 году]: (52 000 шт. [объем реализации в 2008 году] x 12,5 тыс. руб.) - 170 000 тыс. руб.). Однако эти потери удалось компенсировать благодаря сокращению затрат на 16 500 тыс. рублей (50 000 шт. [объем реализации в 2009 году] X 9,23 тыс. руб./ шт. [себестоимость в 2009 году] - 50 000 шт. x 8,9 тыс. руб./шт. [себестоимость продукции в 2008 году]).
Предложенная техника анализа отчета о прибылях и убытках позволяет не только объяснить генеральному директору, с чем. связано снижение (рост) прибыли компании, но и определить, на чем стоит акцентировать внимание в будущем. В случае с компанией из примера напрашивается вывод, что, помимо усилий по росту объема продаж, необходимо увеличение запаса безубыточности, в том числе за счет сокращения расходов.