Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок проведения инвентаризации
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Для проведения инвентаризации создаётся комиссия не менее трёх человек. В состав комиссии могут быть включены специалисты необходимого профиля (бухгалтер, товаровед, технолог), представители службы внутреннего контроля предприятия. При проведении инвентаризации в рамках документальной ревизии в состав комиссии обычно включается представитель ревизионной группы. Перед началом инвентаризации комиссия:
- получает из бухгалтерии учётные данные (книжные остатки) по наличию проверяемых товарно-материальных ценностей,
- проверяет весовое и измерительное оборудование,
- опечатывает все места хранения материальных ценностей (чтобы у материально-ответственного лица не было возможности утаить излишки; если инвентаризация внезапная, то материально-ответственное лицо узнаёт о её начале только на этом этапе),
- предлагает материально-ответственному лицу провести по учёту все непроведённые приходно-расходные документы;
- председатель комиссии расписывается на каждом из этих документов (чтобы потом нечаянно не появились новые),
- на предприятии розничной торговли — снимает кассу и определяет выручку текущего дня,
- отбирает у материально-ответственного лица расписку о готовности к сличению остатков (о том, что все приходные и расходные документы проведены и нет имущества, находящегося отдельно, в других местах хранения).
Непосредственно инвентаризация заключается в полном пересчёте имущества и сличении фактического количества с учётным (взятым в бухгалтерии). При этом подсчёт товарно-материальных ценностей проводится в порядке расположения в помещении. Проводить пересчёт в порядке следования по описи нельзя — таким образом не будут выявлены излишки того товара, остаток которого по учёту нулевой.
Материалы, учитывающиеся по массе, взвешиваются, по объёму и длине — измеряются, при необходимости делается поправка на температуру окружающего воздуха. Сельскохозяйственная продукция, заложенная на хранение в овощехранилище либо навалом в бурты, может инвентаризоваться расчётным путём исходя из установленных для каждого вида овощей и плодов нормативов перевода объёма в весовые единицы.
Результаты инвентаризации
Заключительным этапом инвентаризации является определение её результатов. Возможны следующие варианты:
- совпадение учётных и фактических остатков,
- недостача (превышение учётных остатков над фактическими),
- излишки (превышение фактического остатка над учётным),
- пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче).
Результат инвентаризации определяется отдельно по каждому виду имущества. Возможна (и весьма вероятна) ситуация недостачи по одной позиции инвентаризационной описи и излишков по другой. В этом случае итог подводится отдельно, недостача одного вида имущества не может погашаться излишками другого вида.
Акт инвентаризации
Это составляемый инвентаризационной комиссией по установленной форме документ, который представляет собой документированное подтверждение фактического наличия всех материальных ценностей компании, её денежных средств и бланков имеющимся записям в регистрах бухгалтерского учета. Виды актов инвентаризации:
- Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных по форме № ИНВ-4
- Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути по форме № ИНВ-6
- Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10)
- Акт инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15
- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 и др.
Инвентаризация кассы
Сроки и порядок проведения инвентаризации кассы и денежных средств, хранящихся на расчетных и других счетах в банке, устанавливаются руководителем организации и закрепляются в приказе об учетной политике. Материальную ответственность за сохранность всех денежных средств и документов, имеющихся в кассе организации, несет кассир.
Инвентаризация кассовой наличности проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации комиссией в составе представителя администрации, главного бухгалтера, кассира (как материально-ответственного лица).
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир составляет последний кассовый отчет. В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе, которые должны соответствовать типовым унифицированным формам первичных учетных документов.
Если в кассе на момент инвентаризации имеются незакрытые платежные ведомости (по которым осуществляется выплата заработной платы), выплаченные суммы по таким ведомостям включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным деньгам. Кассир подсчитывает выплаченные суммы по каждой ведомости и в конце ведомости делает запись о выплаченной сумме.
Инвентаризация основных средств
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Этапы проведения инвентаризации основных средств:
- Диагностика состояния учета основных средств;
- Проверка регистров аналитического учета ОС, инвентарных карточек основных средств, книг, описей, техдокументации;
- Подготовка инвентаризационных описей;
- Проверка наличия / отсутствия ОС, соответствие их инвентарным номерам (проверка обозначения номеров на объектах);
- Выявление объектов не годных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению;
- Соотнесение итоговых показателей инвентаризации с данными бухучета, выявление излишков, недостач;
- Оформление инвентаризационных документов;
- Составление сличительных ведомостей;
- Приход излишков, списание недостач (с выявлением их причин и отнесением либо на виновных либо списанием на издержки), корректировка пересортиц, внесение недостающих записей в регистры, исправление неправильных и неточных записей.
Результаты следует отразить в отчетности месяца, в котором она проводилась. Результаты ежегодной инвентаризации должны быть отражены в годовой отчетности.
Инвентаризация материальных ценностей и денежных средств
Инвентаризация материальных ценностей и денежных средств проводится в следующие сроки:
- товаров, тары, вспомогательных материалов и прочих ценностей в розничной аптечной сети — не менее двух раз в год (одной плановой и одной внезапной), на аптечных складах — не реже одного раза в год (не ранее 1 октября отчетного года);
- медикаментов, находящихся на предметно-количественном учете, — ежемесячно, на 1-е число;
- товаров и материалов в пути, товаров отгруженных, денежных сумм в пути ежемесячно;
- издержек обращения на остаток товаров — на 1-е число следующего за отчетным кварталом месяца;
- основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов — не реже 1 раза в год (не ранее 1 ноября отчетного года);
- расчетов с банками (по расчетным и другим счетам, ссудам, финансированию из бюджета и т.д.);
- расчетов с финансовыми органами по взносам налогов, отчислений от прибылей и другим платежам в бюджет — не реже одного раза в квартал;
- расчетов вышестоящих организаций с мелкорозничной сетью, аптеками, аптекарскими магазинами и т.д. — на 1-е число каждого месяца;
- расчетов с дебиторами и кредиторами — не реже двух раз в год;
- торговых наложений на остаток товаров — при инвентаризации товаров.
Инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств обязательно проводятся так же при следующих обстоятельствах:
- при передаче ценностей одним материально ответственным лицом другому, а также в случае солидарной материальной ответственности за ценности нескольких работников при увольнении одного из них. При временном выбытии (отпуск, болезнь и т.д.) одного из солидарно материально ответственных за ценности работников с их письменного согласия инвентаризация может не проводиться. В таком случае на договорах о материальной ответственности делается подписка следующего содержания: «Согласен принять материальную ответственность за ценности без проведения инвентаризации. Подпись. Дата».
- при письменном согласии всех членов бригады увольнение одного из ее членов (кроме бригадира) может производиться без проведения инвентаризации. Если вновь принятый член бригады дает подписку о принятии им материальной ответственности за находящиеся в подотчете бригады ценности без проведения инвентаризации, то таковая может не проводится;
- после краж, ограблений, стихийных бедствий, при установлении фактов хищений и злоупотреблений, по требованию судебно-следственных органов, а также по указанию вышестоящей организации проводится полная инвентаризация ценностей;
- при проведении документальных ревизий аптечных учреждений ревизующие обязаны провести сами или организовать проведение сплошной или выборочной инвентаризации ценностей;
- при переоценке товарно-материальных ценностей проводится полная инвентаризация, если переоценивается более одной трети ценностей, находящихся под отчетом у материально ответственного лица или бригады. Если менее одной трети переоценивается, то допускается инвентаризация только тех ценностей, которые подлежат переоценке.
Недостача и излишки при инвентаризации
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Попробуйте программу ФинЭкАнализ для финансового анализа организации по данным бухгалтерской отчетности, доступной через ИНН
Еще найдено про инвентаризация
- Инвентаризация как эффективный метод получения аудиторских доказательств Инвентаризация как эффективный метод получения аудиторских доказательств Каткова К.С студент Финансовый университет при Правительстве Российской
- Проблемы проведения инвентаризации основных средств инвентаризации основных средств А.В Алексеева Федеральная ядерная организация федеральное государственное предприятие Горно-химический комбинат Российская Федерация
- Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении В.И Супроткина доцент кафедры бухгалтерского учета
- Инвентаризация и документация как элемент метода бухгалтерского учета Инвентаризация и документация как элемент метода бухгалтерского учета Мустафина А.Ф студент ПМиИТ БИ2-2 Финансовый университет
- Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении - продолжение Инвентаризация имущества финансовых активов и обязательств в бюджетном учреждении В.И Супроткина доцент кафедры бухгалтерского учета
- Инвентаризация Х Ц Ч Ш Э Ю Я E Инвентаризация Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества
- Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы Татьяна Георгиевна Арбатская к.э.н доцент кафедры
- Порядок проведения инвентаризации основных средств на примере ОАО РН Ингушнефть Порядок проведения инвентаризации основных средств на примере ОАО РН Ингушнефть Точиева Лида Курейшовна к.э.н доцент кафедры бухгалтерского
- Инвентаризация расчетов с разными дебиторами и кредиторами и отражение данных о расчетах в годовой бухгалтерской отчетности Инвентаризация расчетов с разными дебиторами и кредиторами и отражение данных о расчетах в годовой бухгалтерской
- Содержание инвентаризации и её значение при формировании отчетности предприятия Содержание инвентаризации и её значение при формировании отчетности предприятия Мяськова Наталья Сергеевна магистрантка 2 курса факультета
- Особенности проведения инвентаризации внеоборотных активов и отражение в учете ее результатов Особенности проведения инвентаризации внеоборотных активов и отражение в учете ее результатов Сальников Виктор Викторович к.э.н доцент Краснодарского
- Порядок проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация - это важнейшая контрольная процедура в бухгалтерском учете представляющая собой проверку фактического наличия
- Инвентаризация дебиторской задолженности покупателей и ее влияние на течение срока исковой давности Инвентаризация дебиторской задолженности покупателей и ее влияние на течение срока исковой давности Астахова Елена Юрьевна
- Совершенствование методов учёта нематериальных активов Аннотация в статье рассматриваются современные проблемы и направления совершенствования учета и инвентаризации нематериальных активов в организации Признание интеллектуальной собственности товаром и нематериальным активом НМА повлекло необходимость
- Учет и контроль резервов по сомнительным долгам В процессе исследования применялись методы наблюдение и анализ элементы метода бухгалтерского учета документация инвентаризация счета и двойная запись балансовое обобщение Автор изучил практику финансового и налогового учета сомнительной
- Сличительная ведомость Сличительная ведомость - это важный документ используемый в бухгалтерском учете для отражения результатов инвентаризации имущества и обязательств организации Её основная цель - выявить расхождения между фактическими данными полученными
- Инвентарный номер основных средств Он играет важную роль в отслеживании перемещений активов проведении инвентаризации и контроле за их состоянием и использованием Каждый инвентарный номер может содержать информацию о
- Резерв по сомнительным долгам Основанием для создания резерва служит инвентаризация расчетов с дебиторами В ходе инвентаризации выявляется задолженность которая соответствует критериям сомнительной не погашенная
- Ликвидация предприятия Управленческие решения Организация учета Отражены в учете операции конкурсного производства с реструктуризацией составлением реестра требований кредиторов формированием конкурсной массы с учетом результатов инвентаризации оценки рыночной стоимости активов Составлены промежуточный и ликвидационный балансы Последовательно раскрыты основные операции проводимые
- Списание кредиторской задолженности Порядок списания кредиторской задолженности Инвентаризация расчетов с кредиторами Выявление безнадежной задолженности Оформление приказа или распоряжения руководителя на списание Отражение