М.В. Чернова
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления собственностью
Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, г.Ярославль
Экономический анализ: Теория и практика
Применение аудиторских процедур и методов при несостоятельности разных категорий должников способствует повышению прозрачности и надежности финансовой информации, формируемой в условиях неплатежеспособности, степени доверия к ней участников процедур банкротства, что обеспечивает достижение согласованных решений кредиторами и повышение эффективности арбитражного управления.
Понятие банкротства применимо не только к коммерческим организациям, но и к физическим лицам [3], единицам административно-территориального деления страны (округа, провинции, муниципалитеты) [1] и суверенным государствам [2]. В любом случае это сложный процесс, в который вовлечены участники, имеющие различные экономические интересы, разный уровень финансовой и правовой грамотности и зачастую не доверяющие друг другу. Независимым лицом в процедурах банкротства, призванным дать объективную оценку финансовому состоянию должника и способствовать достижению договоренностей между сторонами, выступает арбитражный управляющий. Однако масштаб сумм и сложность хозяйственных процессов при банкротстве некоторых субъектов не позволяет одному специалисту справиться с поставленными задачами. Это делает актуальным рассмотрение возможностей привлечения аудиторских компаний к оказанию услуг в области аудиторской деятельности при несостоятельности различных должников.
В нашей стране не получили широкого распространения процедуры банкротства граждан или индивидуальных предпринимателей, хотя определенная правовая база для этого сформирована. Также отсутствуют механизмы банкротства субнациональных территорий (областей, муниципальных образований), хотя состояние бюджетов многих из них неудовлетворительно. Однако рассмотрение зарубежного опыта в этой области может быть весьма интересно. Современные исследования направлены на совершенствование правовых средств регулирования процедур банкротства для повышения их эффективности, а также на расширение области их применения. При этом умаляется значение экономического инструментария в урегулировании отношений должника и кредиторов.
Под корпоративным банкротством понимается совокупность особых правовых реорганизационных и/или ликвидационных процедур, предусмотренных законодательством для юридических лиц, характеризующихся признаками неплатежеспособности, проводимых при участии суда или специальных органов по банкротству (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика процедур банкротства для разных категорий должников
Признак сравнения | Корпоративное банкротство | Личное банкротство | Муниципальное банкротство | Суверенное банкротство |
Цель | Максимизация стоимости фирмы и выплат кредиторам | Предоставление возможности начать с чистого листа | Обеспечение функций местного самоуправления и освобождение центрального правительства от непредвиденных финансовых обязательств | Сохранение суверенитета государства и соблюдение прав человека |
Критерий несостоятельности | Неплатежеспособность и/или неоплатность | Неплатежеспособность | Неплатежеспособность | Неплатежеспособность |
Инициатор | Должник, кредиторы, государственные органы | Должник и/или кредиторы | Как правило, только должник | Должник |
Характер процедур | Реорганизационные и ликвидационные | Реорганизационные | Реорганизационные | Реорганизационные |
Источники средств для выплат кредиторам | Будущие денежные поступления или продажа активов | Будущие денежные поступления и/или продажа активов | Будущие денежные поступления, иногда продажа активов | Будущие денежные поступления |
Деление кредиторов на группы по очередности выплат | Устанавливается законом | Устанавливается законом | Устанавливается законом | Отсутствует |
Этический ' риск | Имеет место в случае фиктивного/ преднамеренного банкротства | Высокий | Снижается за счет отказа от выкупа долгов центральным правительством и риска невозможности привлечения займов в будущем | Высокий |
Контроль за активами | Сохраняется за менеджментом или передается управляющему по банкротству | Сохраняется за должником, иногда управляющий по банкротству может выполнять функции консультанта | Местные органы власти сохраняют полномочия | Правительство сохраняет полномочия |
Управляющий по банкротству | Назначается судом, специальным государственным органом по банкротству или кредиторами | Используются услуги адвоката и/ или назначается управляющий по банкротству судом или специальным государственным органом | Как правило, не назначается, но может быть назначен финансовый консультант или аудитор из вышестоящих органов управления | Нет |
Участие суда | Есть | Есть | Есть | Нет или создается специальный суд |
Личное (персональное или потребительское) банкротство означает неплатежеспособность гражданина (физического лица). Действующий Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» содержит главу, регулирующую банкротство гражданина, которая на практике не работает из-за отсутствия необходимых поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации. В то же время активно развивается кредитование в потребительском и ипотечном секторах, сопровождаемое ростом числа невозвращенных ссуд. Необходимость регулирования ситуации с банкротством физических лиц очевидна.
Правовые процедуры банкротства в отношении граждан связаны прежде всего с кредитованием и достаточно развиты во многих странах. В рамках личного (потребительского) банкротства гражданин может использовать свое имущество для покрытия долгов либо заключить соглашение о выплатах за счет будущих доходов. В любом случае часть долгов, иногда значительная, прощается. К тому же имущество должника в пределах определенной стоимости попадает под так называемое освобождение. Физические лица за рубежом разрабатывают различные схемы, которые позволяют подвести большую часть активов под освобождение и одновременно избежать уплаты долгов за счет будущих заработков. Граждане могут и не платить долгов, не заявляя о банкротстве, поскольку кредиторы далеко не всегда предпринимают попытки к принудительному взысканию. Как правило, физические лица сами подают на банкротство.
Различают стратегическую и нестратегическую модели личного банкротства [3]. Стратегический подход предполагает, что граждане подают на банкротство для получения финансовых выгод, связанных с прощением долгов. Нестратегический подход состоит в том, что физические лица не планируют заранее прибегнуть к банкротству и не учитывают финансовых выгод при подаче соответствующего заявления. Напротив, они объявляют о банкротстве в ответ на неожиданные неблагоприятные события, приведшие к снижению способности платить по долгам (проблемы со здоровьем, развод, потеря работы).
Расширение практики стратегического банкротства физических лиц, по мнению автора, делает целесообразным вовлечение аудиторов в прояснение финансовых аспектов наступления несостоятельности для обеспечения прав кредиторов и выявления сокрытых активов. В этом аспекте возможно сотрудничество коллекторских агентств с аудиторами.
Муниципальное банкротство представляет собой правовые механизмы, применяемые в случае несостоятельности единиц административно-территориального деления страны (муниципалитетов, округов, провинций). Такие законодательные акты применяются в странах с децентрализованной системой управления и, как правило, относятся к органам местного самоуправления, а не федеративного уровня. Рост объемов заимствования муниципалитетов требует соответствующих механизмов для оценки рисков и убытков в случае дефолта. Наличие законодательных процедур банкротства позволяет разработать предсказуемые и справедливые схемы реструктуризации долгов для кредиторов. Важной задачей процедур банкротства местных органов власти является сохранение функций местного самоуправления, таких как обеспечение законности и правопорядка, пожарной охраны, коммунальных услуг в течение периода реструктуризации долгов и корректировки бюджета.
Основным источником средств для выплат кредиторам являются будущие доходы муниципалитета. Большая часть активов территориальной единицы не может быть продана в связи с общественным использованием (улицы, здания судов, больниц, школ). Многое имущество имеет низкую или нулевую стоимость в связи с некоммерческим использованием. Ограничение возможности кредиторов обращать взыскание на активы муниципалитета во многих странах является одним из способов обеспечения муниципальных функций. Выполнение этих обязанностей не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния муниципалитета. Территориальная единица продолжает существование, возглавляемая тем же аппаратом, который продолжает выполнять функции местного самоуправления. Отстранение чиновников невозможно еще и в связи с тем, что многие должности являются выборными. Это противоречило бы демократическим принципам общества и автономии муниципалитетов.
Важнейшее место в банкротстве муниципалитета отводится корректировке бюджета и прежде всего сокращению расходов. При сохранении исполнительного аппарата это весьма сложная задача. Для эффективного пересмотра доходов и расходов необходимо вмешательство квалифицированных независимых специалистов. К тому же одним из требований кредиторов является, как правило, повышение прозрачности бюджетного учета и отчетности должника. Обе эти задачи могут быть решены путем привлечения аудиторов к выработке финансовых решений местными органами власти. В ходе долгового кризиса 1970-х гг. в США роль аудиторов в подготовке финансовой информации и выработке предложений по его разрешению была немаловажной [1].
Суверенное банкротство означает возможность применения принципов процедур несостоятельности в случае долгового кризиса отдельных независимых государств. Эти идеи, занимающие прочное место в научной и политической дискуссии, пока не вошли в практику. По мнению автора, привлечение аудиторских компаний мирового уровня в качестве независимых экспертов для подтверждения финансовой информации страны-должника и оценки возможности выполнения предлагаемых условий реструктуризации долговых соглашений является оптимальным решением.
Привлечение аудиторов к оказанию сопутствующих и прочих услуг в области аудиторской деятельности при банкротстве корпоративных должников достаточно распространено. Здесь практика опережает разработку теоретических и методических вопросов. В случае личной, муниципальной и суверенной несостоятельности участие независимых аудиторов особенно важно в связи с невозможностью отстранения органов управления должника и ограниченной ролью арбитражного управляющего (табл. 2).
Таблица 2. Сходства и различия в аудите при банкротстве разных категорий должников
Признак сравнения | Корпоративное банкротство | Личное (персональное) банкротство | Муниципальное банкротство | Суверенное банкротство |
Область применения аудита | Разработка антикризисной программы, поиск источников средств для погашения долгов, выявление недобросовестных действий в предвидении банкротства, аудит проведения ликвидационных процедур | Анализ личных расходов, предоставление финансовых консультаций по семейному бюджетированию, выявление стратегического банкротства | Корректировка бюджета, разработка антикризисной программы, предотвращение безответственного заимствования должником и/или необоснованного предоставления средств кредиторами в надежде на выкуп обязательств федеральными властями | Корректировка бюджета, разработка плана реструктуризации обязательств, выработка финансовых рекомендаций, предотвращение безответственного заимствования должником и/или необоснованного предоставления средств кредиторами в надежде на погашение долгов мировыми финансовыми институтами |
Инициатор (заказчик) привлечения аудиторов | Должник, кредиторы, собственник, арбитражный управляющий | Должник, суд | Должник, вышестоящие органы государственного управления, кредиторы | Должник, кредиторы, мировые финансовые институты и межправительственные организации |
Пользователи результатов аудита | Кредиторы, собственники, руководство, суд, работники, арбитражный управляющий | Кредиторы, должник, суд | Кредиторы, органы исполнительной и законодательной власти муниципалитета, вышестоящие органы государственного управления, суд | Кредиторы, правительство и законодательные органы страны-должника, мировые финансовые институты |
Практика применения | Количество банкротств исчисляется десятками тысяч случаев в год | За рубежом — десятки тысяч случаев в год. В России идет работа по формированию законодательной базы | В США более 50 заявлений с 1945 г., значительное число внесудебных. договоренностей. В Венгрии — 19 случаев с 1990-х гг., около 100 внесудебных урегулирований | Законодательные акты для проведения процедур банкротства стран-должников не созданы, ведется научная и политическая дискуссия |
В реабилитационных процедурах банкротства особенно важно добиться доверия со стороны кредиторов к финансовой информации, предоставляемой должником. Только в этом случае можно достичь выработки эффективных антикризисных решений. Когда отстранение менеджмента невозможно (личное, муниципальное, суверенное банкротство), наличие арбитражного управляющего не является достаточной гарантией достоверности финансовой информации для кредиторов. Привлечение аудиторов как независимой стороны, обладающей специальными знаниями в областях права, экономики и финансов, дает возможность заинтересованным пользователям получить некоторые преимущества, поскольку услуги аудиторов предоставляются с профессиональной компетентностью и добросовестностью.
При несостоятельности физических лиц аудитор может выявить случаи так называемого стратегического банкротства, предпринятого, чтобы избежать уплаты долгов. В муниципальном банкротстве высококвалифицированные аудиторские услуги востребованы при разработке антикризисной программы и плана реструктуризации обязательств, корректировке бюджета и выработке финансовых рекомендаций для повышения прозрачности информации о муниципальных финансах. Это может явиться одним из условии согласия кредиторов на реструктуризацию долгов или требованием вышестоящих органов государственного управления. В суверенном банкротстве аудиторы могут быть привлечены к разработке и экспертизе антикризисных мер правительствами стран и мировыми финансовыми институтами.
Возможности применения аудита при банкротстве в настоящее время ограничены недостаточным развитием теоретико-методологических основ и методического аппарата этой деятельности. Исследования в этой области и внедрение их результатов в практическую работу будут способствовать повышению эффективности арбитражного управления.
Список литературы
1. Liu L., Waibel M. Subnational Insolvency: Cross-Country Experiences and Lessons. Economic Policy and Debt Department. Policy Research Working Paper 4496. 2008.
2. Rogoff K., Zettelmeyer J. Bankruptcy Procedures For Sovereigns: A History of Ideas, 1976—2001. IMF Staff Papers. 2002. Vol. 49. № 3.White M. Why Don't More Households File For Bankruptcy. Journal of Law, Economics and Organization, October, 1998, 14(2).