Гаас А.С.,
студент магистратуры 2 курс,
кафедра гражданского и международного частного права
(базовая кафедра ЮНЦ РАН) Институт права,
Волгоградский государственный университет
Россия, г. Волгоград
E-Scio
№11 (38) 2019
Аннотация: В статье рассмотрены особенности таких форм добровольной реорганизации юридических лиц, как слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Сделан вывод о том, что каждая из обозначенных форм имеет свои характерные особенности. Установлено, что отдельные вопросы правового регулирования реорганизации юридических лиц требуют рассмотрения на нормативном уровне, в частности, отсутствие в действующем ГК РФ указания на прекращение реорганизованного юридического лица, характерного для данных форм реорганизации.
Процедура добровольной реорганизации предполагает «самостоятельное принятие решения собственниками или учредителями предприятия под руководством тех или иных мотивов. Данная процедура реорганизации может происходить в форме: слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования» [4, с. 263].
П.А. Марков на основе анализа действующего законодательства предлагает выделять следующие стадии проведения процедуры добровольной реорганизации:
Как справедливо отметила Селянина Е.Н., различные формы реорганизации преследуют и разные цели - укрупнение бизнеса, его разделение или смена организационно-правовой формы» (рис. 1).
Процедура добровольной реорганизации в форме слияния предполагает последовательное прохождение основных этапов, установленных нормативными актами. Первоначально общества, принимающие участие в слиянии, занимаются разработкой договора о слиянии. Если речь идет об акционерных обществах, то на данном этапе необходимо провести оценку рыночной стоимости акций, поскольку согласно п.1 ст.75 Федеральному закону «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ владельцы голосующих акций, отдавшие на общем собрании свой голос против принятия решения о реорганизации или не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу, имеют право потребовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Цена, по которой общество выкупает акции, определяется советом директоров, однако она не должна быть ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком, после чего каждое из обществ принимает решение о реорганизации. Затем проводится общее собрание участников обществ, участвующих в слиянии; уведомление ИФНС по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ). Далее необходимо уведомить о реорганизации всех кредиторов организации, а также опубликовать сообщение о реорганизации в органе печати, который публикует данные о государственной регистрации юридических лиц. После следует этап собственно «государственной регистрации юридического лица, которое было создано в результате реорганизации, а также внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизуемых компаний. В случае, если в результате создано акционерное общество - регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг; для акционерных обществ - уведомление ФСФР о реорганизации и погашении акций реорганизованных обществ» [2, с. 171].
Особенность проведения процедуры реорганизации в форме присоединения заключается в том, что юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязательств присоединенных организаций. В данном случае государственной регистрации подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Следует отметить, что общество, к которому произошло присоединение, признается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как при других формах реорганизации), а с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Здесь также важным обстоятельством является то, что требования, которые предъявляют кредиторы, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены по завершении процедуры реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации или продолжающие деятельность юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. 3,4 ст. 60 ГК РФ).
Относительно реализации процедуры добровольной реорганизации в форме разделения и выделения, коренным образом отличающихся особенностей не выявлено, данные процедуры построены аналогичным образом.
Этапы добровольной реорганизация в форме преобразования построены аналогичным образом, однако в случае если происходит реорганизация хозяйственных обществ и унитарных предприятий, то необходимо представить доказательства письменного уведомления кредиторов и опубликования в «Вестнике государственной регистрации». Требующиеся доказательства могут быть предоставлены регистрирующему органу в виде копий писем юридического лица, которое создается при помощи процесса реорганизации. В случае если необходимые доказательства публикации сведений о реорганизации юридического лица в органе печати сообщения отсутствуют, регистрирующий орган, в свою очередь, тоже принимает решение об отказе в государственной регистрации.
В целом, проведение процедуры реорганизации в действующем законодательстве освещено достаточно подробно, однако «российские организация неохотно оформляют приобретение новых активов данным образом. Одной из причин этого можно считать сложный состав, состоящих из определенных законом и уставом организаций действий различных участников правоотношения, что также обуславливает и их длительность» [1, с. 37].
Таким образом, реорганизация в форме выделения и присоединения обладает определенными специфическими особенностями, поскольку в первом случае прекращение существования юридического лица, из которого выделяется новое юридическое лицо, не происходит. Во втором случае свое существование прекращает только присоединяемое юридическое лицо, а юридическое лицо, к которому произошло присоединение, сохраняется.
Кроме того, в действующем ГК РФ отсутствует указание на прекращение реорганизованного юридического лица, характерное для данных форм реорганизации, что является существенным недостатком в правовом регулировании слияния, разделения и преобразования, и требует устранения на нормативном уровне.
Библиографический список:
1. Андреев В.К. Юридические лица как субъекты экономической деятельности // Журнал российского права. - 2016. - № 5. - С. 35-44.
2. Зенин И.А. Гражданское право. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / И.А. Зенин. - 19-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 489 с.
3. Марков П.А. Процедура добровольной реорганизации коммерческой организации // Право и экономика. - 2011. - № 11. - С. 18-29.
4. Объекты гражданских прав: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.И. Гончаров [и др.]; под редакцией А.И. Гончаров, А.О. Иншаковой. - 2-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2019; Волгоград: Изд-во ВолГУ. - 566 с.