Гаврилов А.А.
Кубанский государственный университет,
2001 г.
На основе анализа теории и практики введения в Российской Федерации системы мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности сформированы предложения по развитию концепции мониторинга
В настоящее время у управленческих работников отсутствует система и традиции систематического мониторинга и прогнозирования работы предприятий. В основном наблюдается реактивный стиль управления, т.е. управленческие решения принимаются в зависимости от сложившейся обстановки в данный момент времени.
Исследования, проведенные в Краснодарском крае, показали, что мониторинг следует связать с воспроизводственными процессами предлагаемой концепцией управления по тенденциям, суть которой заключается в том, что инвестиции могут принести реальную пользу, как правило, в том случае, если предприятие уже находится в каком-то динамическом положительном движении. В противном случае инвестиции могут быть не реализованы. В связи с этим чрезвычайно актуально с помощью создания в регионах системы финансового мониторинга выявлять основные тенденции, существующие на предприятиях.
Система мониторинга также должна отражать формирование и реализацию как генеральных (стратегических), так и текущих (тактических) целей предприятия. Достижение стратегических целей проявляется через ценность капитала (стоимость предприятия), текущих (оперативных) целей через традиционные финансово-экономические показатели. Поэтому целесообразно вводить в систему мониторинга показатели стоимости предприятия и основные показатели финансовой устойчивости и внутрипроизводственного учета и планирования. Кроме того, мониторинг должен способствовать реализации главной институциональной роли предприятия, которая заключается в придании труду работни ков и участников предприятий общественно-значимого характера. И экономические интересы выражены в размерах и формах выплаты заработной платы и дивидендов. Поэтому в системе мониторинга предприятий, в структуре пассивов, необходимо отслеживать уровень и динамику объема задолженности работникам по оплате труда, социальном страхованию и обеспечению, а также объем задолженности перед акционерами и участниками предприятий.
Необходимо также иметь в виду, что на многих предприятия велико отвлечение функционирующего капитала но только и запасы пираты, но и в дебиторскую задолженность. Поэтому структура функционирующего капитала также должна стать объектом мониторинга.
В целом недостаток оборотных средств на предприятиях не позволяет им своевременно осуществлять необходимые платежи и ритмично работать. Требуются принципиально новые подходы, связанные с поиском необходимых средств, которые могут заключаться в совмест¬ном использовании различных ресурсов, в развитии региональной кооперации на основе сетей интранет. Целесообразно поэтому вводить в региональные системы финансово-экономического мониторинга работы предприятий элементы ресурсного мониторинга.
Значительное опасение вызывает чрезмерная диверсификация примышленных предприятий до такого уровня, при котором они существуют в основном за счет торгово-посреднических и арендных операций Поэтому в системах мониторинга необходимо отслеживать динамику и особенно структуру продаж.
В связи со значительным ростом задолженности для повышения финансовой устойчивости необходимо в системах мониторинга предусматривать анализ чистых активов предприятий, особенно для акционерных обществ.
Представляется целесообразным сосредоточить функцию мониторинга именно на уровне региональных департаментов экономики и и прогнозирования, что связано с повышением экономической самостоятельности регионов, возрастанием значения региональных управленческих и производственных систем.
На основе анализа нормативных документов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, в частности распоряжения от 20 декабря 2000 г. № 226-р, и имеющейся практики Мониторинга в Краснодарском крае, сделаны следующие выводы:
повышается контрольно-предупредительная функция государства; появляется и информационная и нормативная основа для совершенствования им диагностики и прогнозирования работы предприятий;
мониторинг должен стать инструментом принятия решений о приостановлении приватизации тех предприятий, которые не повышают эффективности своего функционирования;
основная цель мониторинга должна заключаться в выявлении не только тенденций и резервов в финансовом состоянии, но и структурных сдвигов в имуществе предприятий;
система Мониторинга должна отражать роль независимых оценщиков финансового состояния (аудиторских служб) и формы их участия в мониторинге;
необходимо совершенствовать систему финансово-экономических показателей, по которым проводится мониторинг, путем введения показателей стоимости и цены предприятия, структуры акционерного капитала, в дополнение к показателям платежеспособности;
целесообразно учитывать отраслевую специфику предприятий и устранить односторонний подход к предприятию только как к действующему производственному объекту;
целесообразно уточнить порядок использования результатов мониторинга.
В последние годы наблюдаются новые тенденции: квазиинтеграция в форме индустриальных сетей («industrial networks»), сетевых индустриальных организаций (СИО). Это предъявляет повышенные требования к содержанию мониторинга, принципам, методологии и методике его построения, так как в ряде случаев нет четких границ предприятий. Исходя из специфики содержания СИО как системы, направленной на совместное использование информационных и сырьевых ресурсов, следует сделать вывод о необходимости не только финансово-экономического, но и сырьевого, ресурсного мониторинга, посредством которого интегрируются отдельные составляющие системы регионального и отраслевого управления.
Представляется, что, так как мониторинг позволяет отслеживать значительный массив статистических данных, его целесообразно проводить не только на основе коэффициентного анализа, но и на базе вероятностных моделей, опыт разработки и применения которых для различных регионально-отраслевых групп предприятий накоплен в Краснодарском крае. Данный подход отличается от систем банковского мониторинга и государственного мониторинга ФСФО, которые по преимуществу предполагают использование коэффициентного метода.
В проводимых в Краснодарском крае исследованиях отражены основные требования, которым должна удовлетворять система финансово-экономического и ресурсного мониторинга, определен примерный ее состав. Кроме этого предложено на основе мониторинга создавать банки показателей, нормативов, знаний, экономико-статистических и аналитических моделей.
При определении того, какой вид мониторинга использовать - сплошной комплексный или выборочный (тематический), в том числе ресурсный и мониторинг платежей, и что должно являться объектом, предметом мониторинга, предложено ориентироваться на общие экономико-статистические закономерности, выявленные предварительно с помощью моделей.
Система финансово-экономического мониторинга должна удовлетворять следующим требованиям:
отражать все основные финансово-экономические процессы, происходящие на предприятиях различных форм собственности;
определять стратегические и тактические приоритеты в развитии субъектов экономики;
осуществляться на всех уровнях управления экономикой; способствовать координации действий департаментов экономики и прогнозирования, финансовых отделов, региональных органов по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, антимоно¬польных комитетов, казначейств, торгово-промышленных палат, банков, налоговых инспекций, региональных центров научно-технической информации и других органов, повышать степень интегрированности региональной экономической системы;
способствовать «адресной» поддержке предприятий, которые могут использовать ресурсы и продукция которых нужна региону и за сто пределами, особенно если они дают основную массу налоговых платежей в экономику субъекта Федерации и в целом России;
позволять принимать решения в области взаимоувязки экономической и социальной политики, т.е. мониторинг должен содержать социальные показатели;
содержать информацию для оптимальной разработки и реализации региональных целевых программ;
являться основой для формирования более широких «финансовых историй» развития предприятий, вместо существующей в отдельных регионах выборочной, ограниченной паспортизации предприятий;
включать показатели, характеризующие конкурентную среду, уровень монополизма;
иметь связь с другими информационными системами управлении, например, с автоматизированной системой управления местными финансами, которая разрабатывается финансовым управлением г. Краснодара;
включать систему показателей, необходимую участникам рынка псиных бумаг, так как одним из важнейших условий получения права на размещение ценных бумаг является безубыточная хозяйственная деятельность в течение двух лет. Для действующих акционерных обществ и организаций, выпустивших облигации, также должна быть предусмотрена соответствующая система показателей;
включать показатели стоимостной оценки предприятия (бизнеса). В Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в статье 85 «Меры по восстановлению платежеспособности должника» отмечается, что и качестве такой меры может быть продажа предприятия (бизнеса) должника. Имеется специальная статья 86 «Продажа предприятия (бизнеса) должника». В Законе также речь идет и о начальной цене предприятия, которая устанавливается комитетом кредиторов или собранием кредиторов. Эти отмеченные обстоятельства указывают на то, что государство проводит линию на введение в экономический оборот таких категорий, как стоимость предприятия, цена предприятия. Государством признается, что предприятие является товаром в современных условиях, И, соответственно, предприятие должно иметь научно обоснованную стоимость и цену. Поэтому мониторинг предприятия как объекта производства определенного товара уже недостаточен, необходим мониторинг предприятия как товара;
включать показатели, характеризующие состояние имущества предприятий, структурные и динамические параметры его изменения, в том числе динамику износа и обновления. Это необходимо потому, что только в единстве анализа имущества и платежеспособности можно говорить об отсутствии или наличии признаков экономического подъема. Необходимо также держать под постоянным контролем динамику недостатка или излишка оборотных средств на предприятиях, так как этот параметр должен быть положен в основу определения объема инвестиций (поддержки) предприятий на возвратной и безвозвратной основе;
учитывать существующую нормативную базу платежеспособно¬сти и финансовой устойчивости, хотя она в современных условиях не применима в полной мере. Поэтому с помощью компьютерного монито¬ринга необходимо определять средневзвешенные величины коэффици¬ентов текущей ликвидности и других основных показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности по от¬дельным отраслевым (однородным) группам предприятий и использо¬вать их в качестве нормативной основы мониторинга. При этом необходимо учитывать, что главное в мониторинге не только абсолютные и от¬носительные значения различных показателей финансово-экономической деятельности, но и выявление положительных и отрицательных тенденций, которые должны быть положены в основу принятия управленческих решений. Кроме того, поскольку отдельные финансово-экономические показатели имеют разную динамику и направленность изменения, то только опытные эксперты могут правильно интерпретировать различные тенденции, поэтому целесообразно применять при мониторинге балльную оценку. При этом необходимо, в целях сопоставимости, в течение определенного времени придерживаться неизменной методики балльной оценки;
система финансово-экономического мониторинга может быть сформирована частично на коммерческой основе. Отдельные субъекты рыночных отношений могут иметь доступ в компьютерную систему мо¬ниторинга за определенную плату. При этом плата должна быть минимальной и результаты мониторинга конкретных субъектов рынка должны полностью передаваться этим субъектам. Посредством использования системы мониторинга могут осуществляться и дополнительные консультационные услуги, в том числе и на платной основе.
Для заинтересованности персонала предприятий и учредителе (участников) в мониторинге рекомендуется ввести ряд организационных принципов: во-первых, передача результатов мониторинга каждого предприятия непосредственно на это предприятие; во-вторых, уведомление персонала предприятий о целевом использовании результатов мониторинга; в-третьих, введение Правил оказания консультационной помощи и прогнозирования работы тех предприятий, которые предоставили информацию для мониторинга с выдачей результатов прогноза предприятие; в-четвертых, предприятия, предоставившие информацию для мониторинга, должны иметь возможность первоочередного доступ к инвесторам, льготным кредитам.
Результаты мониторинга должны также постоянно использоваться территориальными налоговыми инспекциями, в частности, при проведении выборочных плановых проверок предприятий, а также создаваемыми структурами финансовой разведки. Это позволит им «сознательно», исходя из уже имеющейся финансово-экономической информации, работать с предприятиями.