Белостоцкий А.А.
к.э.н., доцент,
Курский государственный университет
Россия: тенденции и перспективы развития
№13-2 2018
Государственный долг субъекта РФ - это совокупность данных им обязательств по погашению долгов. Государственная задолженность в полной мере и без каких-либо условий находится на обеспечении имущества, принадлежащего субъекту РФ. Имущество составляет казну субъекта.
Государственный долг субъекта РФ возникает в силу двух причин:
Из этого складываются виды долговых обязательств, что представлено на рис. 1.
По данным министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Что касается структуры регионального долга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На начало 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи1.
1 Официальный сайт Министерства финансов РФ. - http://www.minfin.ru/
Таблица 1. Объем государственного долга РФ2
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Внутренний долг | ||||||||
млрд. руб. | 2940,4 | 4190,6 | 4977,9 | 5722,2 | 7241,2 | 7307,6 | 8003,5 | 8689,6 |
% ВВП | 6,3 | 7,0 | 7,3 | 7,8 | 9,1 | 8,8 | 9,3 | 9,4 |
Внешний долг | ||||||||
млрд. руб. | 40,0 | 35,8 | 50,8 | 55,8 | 54,4 | 50,0 | 51,2 | 49,8 |
% ВВП | 2,6 | 1,7 | 2,3 | 2,4 | 2,6 | 3,6 | 4,0 | 3,2 |
2 Институт комплексных стратегических исследований: официальный сайт. - http://www.icss.ru/
Объем государственного долга субъектов РФ включает следующие компоненты:
В понятие госдолга субъекта не включены следующие задолженности:
В целях снижения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации Президент РФ запустил с 2018 года программу реструктуризацию задолженности регионов по бюджетным кредитам. Предлагается продлить на 7 лет срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных регионам в 2015-2017 годах, предусмотрев погашение в 2018-2019 годах в размере 5% от суммы основного долга, в 2020 году - в размере 10% от суммы основного долга, в 2021-2024 годах - равными долями по 20% от суммы основного долга1.
1 Официальный сайт Президента РФ. - http://kremlin.ru/
Правительству РФ поручено до 1 ноября 2018 представить доклад по программе реструктуризации задолженности регионов перед федеральным бюджетом - это предполагает пересмотр обязательств регионов перед федеральным бюджетом по всем ранее заключенным соглашениям о предоставлении им бюджетных кредитов. Все регионы после реструктуризации должны будут ежегодно вносить платежи в течение семи лет в погашение накопленной задолженности. Так, в 2018-2019 годах платеж составит 5% от накопленной на 1 января 2018 года задолженности; в 2020 году - 10%; в 2021-2024 годах - 20%, кроме того, для регионов, обеспечивших в 2018-2019 годах темпы прироста налоговых и неналоговых доходов своего бюджета не ниже темпов инфляции, будет проводиться дальнейшая реструктуризация накопленной задолженности, с установлением ежегодного платежа: в 2020 и 2029 годах в размере 5% от накопленной на 1 января 2018 года задолженности; в 2021-2028 годах в размере 10%. Правительство должно будет отчитаться об исполнении поручения президента до 1 ноября 2018 г., далее - один раз в полгода.
В настоящее время около 55% общего государственного долга составляют бюджетные кредиты, предоставляемые регионам. К числу регионов с наибольшим уровнем долга по отношению к доходам и неэффективной бюджетно-налоговой политикой можно отнести такие субъекты РФ как республики Хакасия, Дагестан, Смоленскую область, Астраханскую область, республику Марий Эл. При этом проект федерального бюджета на 2018-2020 годы не предусматривает предоставление бюджетных кредитов регионам за исключением тех, кто имеет небольшой уровень долга 1-2 млрд. рублей2.
2 Экспертные мнения: Алексей Белостоцкий: данная программа, безусловно, отразится на социально-экономическом развитии регионов в лучшую сторону. - http://davydov.in/
Сложилась такая ситуация, что регионы оказались завязаны на новые расходные обязательства, а доходы не увеличивались. Поэтому объем государственного долга, который стал нарастать для территорий, оказался непосильной ношей. И поэтому первоначальное решение о замещении коммерческих кредитов бюджетными, чтобы освободить регионы, по крайней мере, от ненужных платежей по процентам, связанным с обслуживанием госдолга, до конца проблему не решило. Ситуация с высокой закредитованностью сохранилась. Стоит признать, что меры, которые были предприняты со стороны федерального центра по отношению к регионам, какими бы жесткими они ни казались, оказались действенными. Так, долг регионов еще пару лет назад составлял 2,5 триллиона рублей, а по данным на начало декабря 2017 года, он снизился до 2,14 триллиона рублей.
В настоящее время происходящие структурные изменения в экономике и проводимая в последние годы политика в сфере межбюджетных отношений позволили добиться значительных результатов в обеспечении сбалансированности региональных финансов:
Объем государственного долга в 2017 году сократился в 49 регионах России, в 31 регионе - вырос, в пяти - не изменился, при этом в семи регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, свидетельствуют результаты исследования уровня долговой нагрузки регионов3.
3 Официальный сайт казначейства России. - http://www.roskazna.ru/
Для составления рейтинга субъектов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году, эксперты РА «Рейтинг» использовали данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки применено отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год4.
4 Рейтинговое агентство RAEX «Эксперт РА». - http://www.raexpert.ru/
Общий уровень долговой нагрузки регионов, продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но разброс показателей между регионами велик и варьирует от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Мордовии. Положительные тенденции специалисты фиксируют в 61 российском регионе, и связаны они как с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 п.п. за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской, в Белгородской и в Вологодской областях. В 15 российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.
Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 процентных пункта, а в Чукотском автономном округе – на 20,4.
Объем долговой нагрузки субъектов РФ в 2017 году представлен на рис. 2.
1 РИА Новости МИА Россия сегодня. Рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки - итоги 2017 года. - http://www. ria.ru/infografika/
В целом количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи, свидетельствует исследование. Помимо Мордовии, Хакасии, Костромской области и Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарии, Орловской и Псковской областях. Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. По данным составителей рейтинга, если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.
В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Хакасии и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но данная мера, по мнению экспертов, в полной мере не сможет помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны.
В ходе проведенной работы в Хакасии произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее эксперты отмечали перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%)2.
2 Рейтинговое агентство RAEX «Эксперт РА». - http://www.raexpert.ru/
В Костромской области также фиксируют некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).
В целом же в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах. По-прежнему в девяти российских регионах эксперты зафиксировали низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, Москва, Ленинградская область, Алтайский и Приморский края, Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.
С 1 января 2018 года запускается программа реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 годах. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит, в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований бюджетов бюджетной системы РФ.