Влияние государственных доходов на экономический рост: теоретические представления и современные реалии

Сторч Юлия Дмитриевна,
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
E-Scio
№12 2017

Аннотация: Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях большое влияние на экономику России оказывают государственные доходы, влияющие на экономических рост страны в целом, являющиеся ключевым фактором повышения благосостояния населения и страны в целом. Так как экономика страны имеет цикличный характер, важно определить суть и причины экономического роста.

Экономическая стабильность государства зависит от количества доходов и расходов, поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации. Изменения в динамике и структуре национальной экономике имеют большое влияние на жизнь страны и ее перспективы [6].

Экономический рост помогает осуществлять новые программы по борьбе с бедностью, загрязнениями окружающей среды, поддерживать уровень потребления, сокращать объемы инвестиций и производства. А также решает проблему ограниченности ресурсов [4].

Главной целью настоящей статьи является анализ влияния государственных доходов на экономический рост и его современные реалии.

Мы постараемся решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность, понятие государственных доходов;
  • рассмотреть структуру и классификацию государственных доходов;
  • изучить понятие экономического роста его типы и факторы;
  • проанализировать тенденции развития экономического роста;
  • выявить особенности экономического роста на современном этапе;
  • сделать вывод о современных реалиях влияния государственных доходов на экономический рост страны.

Для эффективной деятельности государства ему необходимо финансовое обеспечение. Поэтому часть национального дохода страны в виде различных денежных поступлений перераспределяется государством для создания финансовой базы, которая выполняет задачи по осуществлению социально-экономической политики, безопасности страны.

В России государственные доходы распределяются между тремя уровнями: федеральным, региональным и местным, что закреплено законодательно Бюджетным кодексом Российской Федерации, изданным в 2000 году.

Государственные доходы - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти, его субъектов и органов местного самоуправления, в результате экономической деятельности страны [1].

Доходы, поступающие в бюджет Российской Федерации, образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных доходов. А также доходы целевых бюджетных фондов.
Источники формирования доходов государства изображены на рисунке 1.

Материальные источники формирования доходов государства

Основным материальным источником государственных доходов является перераспределение ВВП, инструментом которого являются налоговые поступления, составляющие 85% бюджета государства.

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в установленном законом размере. Сущность налогов отражают их функции. Фискальная и регулирующая функции позволяют государству влиять, стимулировать или сдерживать экономическую деятельность страны.

Экономический рост - это непрерывное наращение объемов товаров и услуг, произведенных в стране за отчетный период, то есть увеличение реального дохода в экономике.

Экономический рост выражается в увеличении потенциального и реального валового национального дохода (ВНП), который определяется двумя показателями:

  • ростом за определенный период времени реального ВНП;
  • ростом ВНП на душу населения.

Таким образом, уровень экономического роста отражается годовым темпом роста ВНП в процентах и является составляющей экономического развития.

Экономический рост определяется рядом факторов: труд, земля, капитал, предпринимательские способности, научно-технический прогресс.

Это те же производственные факторы, но рассмотренные несколько под другим углом. Они тесно связаны и являются комплексными, состоящими из множества элементов.

Можно выделить два типа экономического роста в зависимости от характера роста: экстенсивный; интенсивный.

В реальности существует смешенный тип экономического роста, то есть один дополняет другой. Для того чтобы определить к какому типу относится полученный прирост производства, следует определить за счет каких факторов он был достигнут. Такой тип экономического роста означает, что прирост производства достигается путем умножения сырья, труда и одновременно за счет технологической модернизации [5].

На современном этапе развития экономика России имеет переходный характер. Прежде всего, это связанно с завершением посткризисного восстановления и переходом к реализации задач стратегического характера, которые обозначены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. В среднесрочной перспективе перед страной стоит задача создания современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

В условиях нестабильности мирового рынка и экономического развития в целом, в российской экономике происходят изменения в структуре и факторах экономического роста. Повышается роль внутренних факторов таких как:

  • эффективность экономики;
  • конкурентоспособность экономики;
  • интенсивность и устойчивость внутреннего спроса.

В 2014 году рост ВВП составил 0,6%, что ниже запланированного на 1,9%. В 2015 году в первом полугодии ВВП снизилось на 3,5%, а к концу года составило 2,8%.Снижение ВВП в 2016 году составило 0,2% по оценке Минэкономразвития. В 2017 году по оценке зампреда Правительства может вырасти на 1,4-2,0%.

Основной фактор экономического роста в среднесрочной перспективе рост инвестиционной активности, ожидаемый ежегодно на уровне 7-8%. Ожидается повышение основного капитала, что превысит докризисный уровень.

Главным риском для экономики России является нестабильность мировой экономики. Это проявляется в замедлении темпов роста мировой экономики, повышении рисков негативной динамики цен на нефть, и другие стратегические природные ресурсы: лес, газ и пр. [8], усиление оттока капитала, что приведет к сокращению инвестиционного спроса.

Государственные доходы выполняют свою основную функцию перераспределения финансовых ресурсов с помощью бюджетного фонда. Это играет важную роль в обеспечении экономического роста. Для этого государству необходимо решить ряд вопросов: каковы должны быть границы и принципы этого перераспределения и как найти ту «критическую» процентную долю перераспределения ВВП, превысив которую правительство будет действовать?

На начальных стадиях развития экономического роста проявляется тенденция к ухудшению в распределении доходов между разными группами населения. А следующий этап наоборот улучшение, так как происходит более равномерное распределение доходов. Происходит увеличение национального дохода, дохода на душу населения, появляется возможность распределения доходов от высокодоходных групп к низкодоходным с помощью налогов и социальных трансфертов [9].

Налоговая политика государства является основой регулирования экономики страны, направленная на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП. Снижение налогов для населения ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте потребительского спроса на товары и услуги, а для организаций - ведет к росту доходов предпринимателей и спросу на инвестиционные товары.

Также можно сказать, что отсутствие пропорционального роста занятости, ведет к увеличению национального дохода, но неравномерному распределению доходов. В России, за годы проведения экономических реформ, произошло резкое расслоение населения по уровню доходов, что привело 20-25% населения к уровню доходов ниже прожиточного минимума.

В настоящее время, в условиях инновационного развития страны, необходимо проводить социально-экономическую политику путем объединения двух моделей распределения доходов. Это является основным условием экономического роста, а также фактором увеличения его темпов, что создаст предпосылки для дальнейшего воспроизводства экономических ресурсов как труд, капитал, позволяет уйти от рентных доходов, переместив цент тяжести обрабатывающие виды производств [7]. То есть необходимо выбрать стратегию развития для достижения оптимальных темпов роста путем улучшения положения населения

Следует определить основные направления распределения доходов, представленные на рисунке 3.

Основные направления распределения доходов в рамках проведения социально-экономической политики

В настоящее время ускорение темпов экономического о роста затруднено из- за значительного разрыва в технологическом развитии разных секторов экономики, в неравномерном уровне доходов различных социальных групп [3].

В ходе данного исследования было рассмотрено понятие экономического роста его типы, проблемы и факторы определяющие его рост.

Экономический рост - это рост реального ВВП или ВНП на душу населения, обеспечивающий прирост производства для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

Факторами, определяющими экономический рост, являются:

  • трудовые ресурсы;
  • капитал;
  • природные ресурсы;
  • технологии.

Для достижения высоких темпов экономического роста, необходимо увеличение объемов использования производственных ресурсов. А также повышение капиталовооруженности труда, модернизация технологий научно-технического комплекса, разработка механизмов по распределению ограниченных ресурсов.

Экстенсивный экономический рост позволяет достичь высоких темпов роста за счет сокращения безработицы. Но это явление временное. При этом типе развития фактически отсутствует технологический прогресс, снижается фондовооруженность работников. Поэтому необходимо использовать смешенный тип экономического роста, основанный на смешении экстенсивного и интенсивного типа [2].

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета фондовооруженность и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Можно сделать вывод о том, что Россия встанет на путь стабильного экономического роста только после того, как остановится спад производства и встанет на путь стабильности. Проведение преобразований в таких областях как налоговая, бюджетная, пенсионная, обеспечивает сохранение экономического роста и положительные тенденции на дальнейшее развитие экономики страны.

Библиографический список:

1. Грязновой А.Г., Т.В. Чечеловой, Экономическая теория: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой -М.: изд. « Экзамен» 2013г - 592с.

2. Ивантер В.В., Перспективы развития экономики России на ближайшие 20 лет / В.В. Ивантер, М.Н. Узяков // Вестник Российской академии наук.

3. Ивантер, В.В. Актуальные проблемы развития России / В.В. Ивантер // Проблемы прогнозирования, 2013.

4. Клоцвог, Ф. Тенденции и факторы роста / Ф. Клоцвог, Г. Голубева // Экономист, 2015.

5. Курнышева, И. Тенденции и перспективы экономического роста / И. Курнышева, В. Засько // Экономист, 2014.

6. Махаматова С.Т. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Москва, 2012.

7. Николайчук О.А. Земельная рента - реальная или ложная социальная стоимость //Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011. № 2.С. 31-42.

8. Николайчук О.А., Николайчук А.А. Экономическая реализация прав собственности на лесные ресурсы в современной россии //Москва, 2014. Сер. Научная мысль.

9. Четвертакова, В. Экономический рост и развитие / В. Четвертакова, И. Четвертаков // Экономист. — 2008. — N 11.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ