Управление процессом воспроизводства средств производства

Ю.В. Чутчева, канд. экон. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Московский государственный
агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
Агроинженерия
№8-1 2009

Реализуемая в последние десятилетия стратегия воспроизводства применительно к агропромышленному комплексу страны нуждается в кардинальной коррекции.

Современный рынок АПК является потребителем широкого ассортимента товаров, к числу которых относятся тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины и оборудование, производственные линии по переработке сельскохозяйственной продукции. Помимо этого в процессе своего активного функционирования рынок АПК потребляет ремонтно-технологическое оборудование, удобрения и средства химической защиты растений, топливо и нефтепродукты, электроэнергию и другие товары и услуги производственного назначения [1].

Потенциальная емкость рынка велика, удовлетворение потребностей рынка обеспечено в недостаточной степени. Современный рынок АПК мог бы быть весомой частью общего противокризисного механизма, позволяющего значительно оживить не только сельскохозяйственное производство, но и связанные с ним отрасли, обеспечивающие его материально-техническое обслуживание.

Емкость рынка АПК позволяет потреблять сравнительно большие объемы всех видов металлов, проходящих через предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и строительную индустрию.

Финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей негативно сказывается на рынке материально- технических ресурсов. В настоящее время его емкость по этой продукции удовлетворяется на 10...15 %, судя по производству и поставкам отечественной техники.

За рассматриваемый период наблюдается тенденция снижения парка основных видов техники (табл. 1).

Таблица 1. Парк основных видов техники сельскохозяйственных предприятий, тыс. шт. [2]

Сельскохозяйственная техника 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2008 г.
Тракторы 1365,6 1052,1 746,7 480,3 405,7 390,0
Зерноуборочные комбайны 407,8 291,8 198,7 129,2 107,7 100,0
Кормоуборочные комбайны 120,9 94,1 59,6 33,4 26,6 24,0
Картофелеуборочные комбайны 32,3 20,6 10,0 4,5 3,7 3,5
Свеклоуборочные машины 25,0 20,0 12,5 7,2 5,3 4,9

Причем если за десятилетний период, с 1990 по 2000 г., сокращение парка тракторов произошло на 45,3 %о, то за последующие восемь лет — уже на 47,8 %о. Это свидетельствует о нарастании негативной тенденции. Аналогичная ситуация наблюдается и по остальным видам сельскохозяйственной техники. По зерноуборочным комбайнам эти цифры составили соответственно 51,3 и 49,7 %, по кормоуборочным комбайнам соответственно 50,7 и 59,7 %.

Вместе с тем, несмотря на большую потребность в технике и при недостатке средств на ее приобретение, цены на нее продолжают расти.

На фоне роста цен наблюдается низкий уровень качества продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения, по данным Гостехнадзора, из 3 тыс. предъявленных претензий поставщикам техники в 76 % случаев признана их вина. При этом почти у 50 % машин, вышедших из строя по вине завода-изготовителя, дефекты устраняются силами и средствами сельскохозяйственных товаропроизводителей. По этим причинам доля продаж отечественных тракторов на внутреннем рынке составляет порядка 25 %. Не удовлетворяют требованиям надежности и качества изготовления и другие виды сельскохозяйственной техники: плуги — около 30 %, бороны — 49, культиваторы — более 60, сеялки — 69, косилки — 59 %.

По этой причине современный отечественный рынок сельскохозяйственной техники активно пополняется импортными машинами, причем большая доля из них — это подержанные машины (табл. 2).

Таблица 2. Возрастная структура зарубежных комбайнов, поступивших на российский рынок в первом полугодии 2005 г. (рассчитано по данным таможенной службы РФ), % [3]

Комбайны Новые Срок службы, годы
1...5 6...10 11...15 16...20 свыше 20
Возрастная группа
1 2 3 4 5 6
Зерноуборочные 41,7 29,8 19,0 3,6 3,6 2,3
Кормоуборочные 19,7 13,6 28,8 28,8 9,1 -
Свеклоуборочные 45,5 27,2 9,1 9,1 9,1 -

Приобретение импортной техники отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями стимулирует развитие сельскохозяйственного машиностроения зарубежных стран, в то время как мощности отечественных предприятий машиностроения загружены на 10.15 %.

Анализ данных по применению импортной техники показывает, что зарубежные конструкции имеют более продолжительный срок службы и значительно меньший процент затрат на ремонт и плановое техническое обслуживание. Однако за счет значительно более высокой стоимости техники (в 4.7 раз), основных запчастей (в 8.12 раз) и расходных материалов стоимость одного часа работы зарубежных машин в 2.16,5 раза превышает российские аналоги.

С целью повышения качества машин и оборудования, поступающего сельскохозяйственным товаропроизводителям, Минсельхозом России организована и внедрена «Система добровольной сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов по показателям назначения».

Производство тракторов в 2008 г. по сравнению с 1995 г. составляет 81,7 %, а по сравнению с 1985 г. — всего лишь 6,7 %. По зерноуборочным комбайнам производство в 2008 г. составляет всего лишь 7,2 % от объемов производства 1985 г., а по кормоуборочным комбайнам эта цифра составляет всего лишь 10 % (табл. 3).

Таблица 3. Производство основных видов сельскохозяйственной техники, тыс. шт. [1]

Сельскохозяйственная техника Годы
1985 1990 1995 2000 2005 2007 2008
Тракторы 261,0 214,0 21,4 19,2 8,6 13,5 17,5
Зерноуборочные комбайны 112,0 65,7 6,2 5,2 7,5 7,2 8,1
Кормоуборочные комбайны 8,0 10,1 0,5 0,5 0,4 0,8 0,8

Начиная с 2005 г. наблюдается некоторое наращивание объемов производства, но темпы наращивания и объемы выпуска не обеспечивают реальной потребности сельскохозяйственных предприятий. На фоне явного дефицита материально-технических ресурсов в сельском хозяйстве предприятия сельскохозяйственного машиностроения экспортируют свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Более динамичное развитие производства средств производства и особенно машиностроения является необходимым условием достижения оптимальных темпов расширенного воспроизводства. Важно и обеспечение роста потребления, что, в свою очередь, требует развития сельского хозяйства.

Существующие в настоящее время объемы производства сельскохозяйственной техники свидетельствуют о невозможности поддержания технического потенциала хозяйствующих субъектов внутренними ресурсами машиностроительных отраслей. При сохранении существующих темпов наращивания объемов производства России потребуется минимум 12 лет для выхода на уровень производства 1985 г. и при условии, что списание техники проводиться не будет. А поскольку списание техники ввиду ее физического и морального устаревания неизбежно, то потребное время будет увеличиваться в разы.

Наращивание объемов производства сельскохозяйственной техники возможно при стимулировании конкурентоспособного спроса на продукцию предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Увеличение объемов инвестиций в сельское хозяйство и их целевое использование на обновление материально-технической базы позволит современным сельскохозяйственным предприятиям повысить свою платежеспособность, увеличить спрос на продукцию отечественного сельскохозяйственного машиностроения.

За послереформенный период уменьшились объемы потребления нефтепродуктов в связи с сокращением численности машинно-тракторного парка. Даже эти сокращенные объемы сельское хозяйство получает в напряженные весенне-осенние периоды после управляющих воздействий соответствующих властных структур.

Стабильное функционирование и развитие агропромышленного комплекса возможно при обеспечении его материально-техническими ресурсами в оптимальных объемах и высокого уровня качества.

В период спада объемов экспорта металла и сырой нефти на мировой рынок из-за финансового кризиса рынок агропромышленного комплекса целесообразно использовать в направлении расширения антикризисных мер. Для этого целесообразно выделяемые государствам средства на антикризисные меры в первую очередь направлять на удовлетворение потребностей формирования материально-технической базы АПК, доведения ее машинно-тракторного парка до расчетной численности в 1,3 млн тракторов, соответствующей численности шлейфа машин и стационарного оборудования. Выход на потребную численность машинно-тракторного парка возможен посредством рационального управления финансовыми потоками, нацеленными на воспроизводство средств производства. В том случае, когда инвестиционные ресурсы, выделяемые на воспроизводство средств производства, будут направляться через целевые структуры, такие как ОАО «Росагролизинг», ОАО «Россельхозбанк», государство будет иметь возможность контроля за их целевым использованием. Получив такие средства, ОАО «Росагролизинг» будет за их счет заказывать и оплачивать выпуск новой техники в объемах имеющихся финансовых ресурсов на отечественном рынке. Это послужит мощным импульсом для увеличения производства и потребления металла на отечественном рынке. Поскольку у машиностроительных предприятий появится заказ на технику, то, следовательно, они, в свою очередь, смогут заказать все необходимые комплектующие для ее производства: металл, электронику, автоматику и др.

Распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 № 122-р были увеличены уставные капиталы ОАО «Росагролизинг» и ОАО «Россельхозбанк» за счет средств федерального бюджета. В I кв. 2009 г. средства федерального бюджета в размере 25 млрд р. направлены в уставный капитал ОАО «Росагролизинг», в частности для приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования, племенного скота, техники и технологического оборудования для организаций сельскохозяйственного машиностроения, пищевой перерабатывающей промышленности, лесного хозяйства, хранения и переработки рыбной продукции. В уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» направлены 45 млрд р. в целях кредитования организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, проведения закупочных инвентаризаций и формирования системы земельно-ипотечного кредитования.

Также в рамках реализации антикризисных мер принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на поддержку отечественного сельскохозяйственного производства. Так, Указанием ЦБ РФ от 14.09.2009 № 2287-У «О размере ставки рефинансирования банка России» с 15 сентября 2009 г. ставка рефинансирования Банка России снижена на 0,25 % и установлена в размере 10,5 % годовых, что нацелено на удешевление кредитных ресурсов. Федеральным законом от 30.12.2008 № 318-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 федерального закона «О развитии сельского хозяйства» изменен порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на оплату процентов по кредитам, полученным сельхозтоваропроизводителями в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных кредитных кооперативах. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 140 в целях поддержки сельскохозяйственных предприятий в 2009 г. дополнительно направлены 12 млрд р. из средств федерального бюджета на предоставление субсидий субъектам РФ по возмещению затрат на уплату процентов по кредитным ресурсам сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Увеличение парка отечественной сельскохозяйственной техники будет способствовать увеличению спроса на нефтепродукты, услуги предприятий технического сервиса, что, в свою очередь, по цепочке развития сформирует новые рабочие места, увеличит доходность и платежеспособность предприятий, повысит уровень отчислений в различные бюджеты на всех этапах производственного процесса.

Требует безотлагательного обновления техника, используемая за пределами амортизационных сроков, численность которой достигла 70.80 %.

В дореформенный период сельское хозяйство потребляло до 30 % общего объема капиталовложений, подтверждая тем самым свою рациональную капиталоемкость и инвестиционную привлекательность.

Сельское хозяйство, реализуя стратегию продовольственной безопасности, производит продукцию, всегда пользующуюся повышенным спросом тем более в условиях кризиса, и не менее, чем машиностроительные предприятия, нуждается в государственной поддержке.

В настоящее время инвестиции в сферу АПК сократились до предельного минимума (табл. 4).

Таблица 4. Инвестиции в основной капитал

Годы
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Инвестиции всего, млрд р. 267,0* 1165,2 1504,7 1762,4 2186,4 2865,0 3611,1 4580,5
В том числе в сельское и лесное хозяйство 9,8 34,8 60,6 80,6 90,7 116,6 142,3 223,4
Инвестиции в сельское и лесное хозяйство в % к общему объему инвестиций 3,7 3,0 4,0 4,6 4,1 4,1 3,9 4,9

* в трлн р.

Предлагаемая коррекция стратегии воспроизводства в сфере АПК позволяет обоснованно прогнозировать повышение эффективности производственной деятельности, увеличение объемов производства, сокращение его импорта, сохранение кадрового потенциала, повышение уровня занятости сельского населения. Сельское хозяйство выступит локомотивом, обеспечивающим производство и сбыт продукции предприятий сельскохозяйственного машиностроения, что в значительной степени вызовет цепную реакцию подъема производства в отраслях, связанных с материально-техническим обеспечением этих предприятий. Агропромышленный комплекс — это то звено в цепи антикризисных мер, которое позволя-
ет реально обеспечить наиболее эффективный выход из кризисной ситуации и дальнейший подъем экономики страны, ее продовольственную безопасность.

Список литературы

1. Экономика технического сервиса на предприятиях АПК (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений) / Под общ. ред. Ю.А. Конкина. — М.: Изд-во УМЦ «Триада», 2007. — 520 с.

2. Статистические материалы и результаты исследований развития агропромышленного производства России. — М.: Россельхозакадемия, 2009. — 32 с.

3. Агропромышленный комплекс России в 2007 г. — Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/7782.77.htm.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ