Управление директивными инновациями

А.В. Шестаков
аспирант Научно-исследовательского центра информатики
при Министерстве иностранных дел Российской Федерации
(г. Москва)
Вестник Московского финансово-юридического университета
№1 2018

Аннотация. В статье рассмотрены условия формирования инновационного процесса на базе принятия решений органами государственной власти о разработанности и востребованности результатов инновационного процесса на любой его стадии и оценки результатов инновационной деятельности в соответствии с выполнением этих решений. Разработаны требования к АСУ IRP - системам управления директивной инновационной деятельностью.

Научно-технологическое развития РФ [1] связано с консолидацией усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научно-образовательного и предпринимательского сообществ по созданию благоприятных условий для применения достижений науки и технологий в интересах социально-экономического развития России и обеспечения эффективности национальной стратегии безопасности.

В настоящее время государство стремится осуществлять активную инновационную деятельность через федеральные органы исполнительной власти - министерства, федеральные службы, государственные корпорации и т.д., - вовлекающие в инновационный процесс предприятия и научно-производственные организации. В общем случае такую инновационную деятельность можно рассматривать как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных промышленных процессов и оборудования, а также лучших по своим свойствам изделий и технологий. В случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, то ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Инновационная деятельность предприятия существенно зависит от стратегической направленности, планируемых тактико- технических характеристик и сроков выполнения, предписываемых заказчиком. В определенных случаях, особенно при разработках и создании ракетно-космических и боевых ракетных комплексов, летательных аппаратов и крупных морских судов, требуется проведение анализа и оценки существенно более широкого круга результатов фундаментальных и прикладных исследований. Целью служит выявление промежуточных результатов, достигнутых при решении поставленных задач, либо необходимость изменения графиков работ вплоть до их остановки или прекращения.

Хотя конечным результатом инноваций является материализация и промышленное освоение новшества, это положение в целом ряде случаев не может быть отнесено к стратегическим перспективным разработкам. Их особенностью является наличие решения директивных органов о проведении инновационной деятельности без обязательного промышленного освоения новшества, а ее результатом - выполнение этих решений.

Активное участие федеральных органов исполнительной власти в управлении инновационными процессами, особенно связанными с обеспечением обороноспособности, требует новой формы взаимодействия с исполнителями, при которой возможно принятие решений о достаточной разработанности и востребовании результатов инновационного процесса на любой его стадии, а результаты инновационной деятельности оцениваются в соответствии с выполнением этих решений. По своей сути такая инновационная деятельность является директивной а ее результаты - директивными инновациями, то есть инновациями, осуществляемыми на основании решений директивных органов.

Для осуществления предприятием научно-технической и инновационной деятельности, задачи для которой поставлены в директивной форме, а полученные результаты оцениваются ими же, федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, необходима разработка особой инвестиционной стратегии - системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности, определяемых общими задачами развития и инвестиционной идеологии. Следует сделать выбор наиболее эффективных путей их достижения, одним из которых является инновационная деятельность по созданию директивных инноваций.

Управление директивной инновационной деятельностью возможно только на единой платформе автоматизированных систем управления (далее - АСУ), обеспечивающих отраслевые, ведомственные и государственные процессы функциями планирования или прогнозирования, изменения их параметров на долгосрочный период времени, учета и контроля изменения параметров в рамках автоматизированного процесса, а также координации и регулирования участников данного процесса. Применяемые АСУ должны позволять разработку систем, способных решать отраслевые задачи и задачи государственного уровня с использованием сертифицированных технологий и отечественного программного обеспечения. Важнейшей задачей для АСУ этого класса является возможность ведения работы в широком диапазоне уровней решаемых задач, начиная от процессов управления отдельными предприятиями и вплоть до нахождения решений для межгосударственного взаимодействия.

Ни одна из существующих в настоящее время АСУ ERP-систем (Enterprise Resource Planning, планирования ресурсов предприятия) не обеспечивает на требуемом уровне решение поставленных выше задач. Для управления директивной инновационной деятельностью необходимо создание новой платформы развертывания АСУ IRP- систем (Industry Resource Planning), обеспечивающих планирование ресурсов и процессов целой отрасли или отраслей, государственного управления и межгосударственных отношений.

Развитие структуры IRP-систем управления директивными инновационными процессами должно начинаться с процессов, фор- мирующихся на отраслевом или государственном уровне и охватывать отрасль (или несколько отраслей) целиком (рисунок 1).

Концепция структурой и IRP-системы

При этом целеполагание для данных процессов может иметь принципиально иные горизонты планирования, исчисляемые иногда десятками лет. Субъектами таких процессов являются как предприятия целиком, так и органы государственной власти, консорциумы и сообщества предприятий. Вариативность периодов действия процессов требует создания гибкой и достаточно быстро модифицирующейся программной платформы под изменяющиеся процессы, условия и цели, а также введения дополнительного контура управления данными измерениями, который должен обеспечивать их прогнозирование и планирование. Возникающие при решении государственных задач дополнительные требования к безопасности применяемых программных платформ исключают возможность использования зарубежных программных продуктов и формируют потребность в исключительно российских разработках.

Применение IRP-систем должно существенно повысить эффективность директивной инновационной деятельности государственных органов. Без внедрения IRP-систем консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научно-образовательного и предпринимательского сообществ, институтов гражданского общества невозможна. Автоматизация директивной инновационной деятельности с помощью IRP-систем обеспечит экономически обоснованное вовлечение предприятий в процесс создания и внедрения инновационных технологий и разработок, создаст понятный, управляемый и прогнозируемый процесс взаимодействия субъектов инновационной деятельности с федеральными органами исполнительной власти, научными и образовательными учреждениями, а также финансовыми институтами, осуществляющими инвестиционную деятельность.

В стратегическом плане создание АСУ на базе IRP-систем обеспечит новые и существенные преимущества их пользователям - разработчикам директивных инноваций. Образовавшийся неисследованный и независимый рынок создаст предпосылки глобального опережения конкурентов и упрочения стратегических разработок на лидирующих позициях. Большой экономический эффект даст разработка, продвижение и коммерческая реализация собственных программных продуктов с учетом текущей политики РФ в отношении научно-технологического развития страны. На высокий уровень поднимутся партнерские и торгово-промышленные отношения с государственным и частным сектором, развивая новые формы сотрудничества. Особую важность приобретают АСУ IRP-системы в управлении директивными инновационными интегрированными процессами. Интеграционные процессы подготовлены всей предыдущей историей развития науки и техники и ярко проявляются в становлении новых экономических организационных форм, в том числе и связанных с активизацией участия органов власти. Объединение компаний и управляющих структур самого высокого уровня для решения стратегически важных задач приобретает сегодня новые признаки, а интеграция науки и производства предполагает превращение науки в производственную силу, делающую интеграционные объединения более конкурентоспособными на рынке продукции. Создаваемые на основе такого объединения кластеры существенно повышают конкурентоспособность отечественных инновационных разработок за счет эффективного взаимодействия участников кластера, определяемого их географически близким расположением, расширением доступа к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также с реализацией совместных проектов [2]. При этом система управления инновационным кластером представляет собой сложную организационно-техническую систему, являющуюся неотъемлемой частью интегральной АСУ IRP-системы «директивные инновации».

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно- технологического развития Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71451998/ (дата обращения: 23.10.2017).

2. Simmie J., Sennett J. Innovation in the London metropolian region. Ch 4 in Hart D., Simmie J., Wood P. and Sennett J. Inovative clusters and competitive cities in the UK and Europe // Oxford Brookes School of Planning Working Paper. 1999.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ