Стратегические направления развития «реального» сектора экономики

Галкин А.А.,
Лунева Н.А.
Воронежский экономико-правовой институт
Территория науки
№2 2018

Аннотация. В данной статье исследовано содержание понятия «реального» сектора экономики. Раскрыты основные стратегические цели задачи и направления преобразований «реального» сектора российской экономике.

В России широкое распространение в настоящее время получили термины «реальная» экономика, «реальный» сектор экономики.

Вопрос экономического содержания данных понятий пока не имеет однозначного ответа.

С рыночных позиций к реальному сектору экономики относятся все производственные и непроизводственные сферы.

Другой подход исходит из опыта административно-командной экономики, когда всё производство было разделено на два подразделения: производство средств производства и производство средств потребления. В промышленности это деление получило соответствующее разделение на группу А - материальное производство и группу В - нематериальное производство. Так вот под материальным производством чаще всего и понимают реальный сектор экономики. С этой позиции реальный сектор экономики определяют как совокупность материальных отраслей народного хозяйства, в которых происходит создание национального продукта и национального дохода. К таким отраслям относятся: промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт, материализованные услуги. Помимо реального сектора экономики в народном хозяйстве выделяются сферы социального обслуживания населения: здравоохранение, культура, наука, органы управления и др. Кроме того, к реальному сектору экономики трудно отнести и теневую экономику, которая по своему объёму производства составляет по разным оценкам 20 - 40 % ВНП, так как субъекты относящиеся к теневой экономики не платят налоги. Также сложно отнести к реальному сектору экономики и посреднические услуги.

Несмотря на то, что в данном подходе существует серьёзное противоречие, связанное в первую очередь с тем, что в создании национального дохода непосредственно участвуют и отрасли нематериального производства, данный подход, по нашему мнению, позволяет более целенаправленно подойти к решению проблемы развития производства и выявить приоритетные направления этого развития.

Таким образом, по нашему мнению, к отраслям реального сектора экономики относятся: промышленность, строительство, сельское хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт, услуги.

Без развития реального сектора экономики не будет: экономического роста, повышения уровня занятости населения и роста уровня его доходов, улучшения экономических условий жизнедеятельности и оздоровления окружающей среды. По мнению некоторых ученых он является главным фактором стратегического развития фирм [2; 6].

В России при переходе к рынку приоритетным объектом рыночного моделирования стали финансовые отношения. Определённое развитие получили финансовая инфраструктура и страховая индустрия.

В реальном же секторе приватизация как главное и почти единственное мероприятие по изменению его структуры существенного положительного эффекта не дала [3-4].

Оторвавшийся в своём развитии от реального финансовый сектор при отсутствии разумных коммерческих альтернатив «эксплуатировал» государственные финансы, истощая и без того небогатый инвестиционный потенциал страны. Реальный сектор лишённый поддержки по линии структурной политики, продолжал деградировать, объективно обрекая на деградацию и всё общество.

Сегодня ключевая проблема, по-видимому состоит в том, чтобы траектория экономических изменений обрела содержательную устойчивость: в том смысле, что цели преобразований должны, наконец, быть напрямую связаны с социально-экономическими интересами страны, выражать потребности народа.

Проблема должна быть перемещена в такую плоскость, где главными координатами выступают параметры и факторы процесса общественного воспроизводства в стране. Это предполагает взаимоувязанный анализ фаз производства, распределения, обмена и потребления. В соответствии с социальной ориентацией экономических трансформаций необходимо осуществлять попятные шаги в бюджетах всех уровней, в конкретных программах, проектах, институциональных условиях, задающих рамки предпринимательства.

Развитие реального сектора экономики подразумевает изучение структуры, её сложности, объективного характера многих пропорциональных зависимостей, что предопределяют необходимость вмешательства государства в развитие реального сектора экономики. Цели, задачи государства и направления развития реального сектора предложенные в таблице 1. позволяют, по нашему мнению, выправить создавшуюся опасную структурную деформацию реального сектора экономики России эти аспекты нами были отражены и в других работах [1; 5].

Таблица 1 - Цели, задачи и направления развития реального сектора экономики России

Цели и задачи Направления
Подготовка комплексной ресурсной базы развития экономики (расширенного воспроизводства).
Создание всех ресурсных предпосылок технологического обновления производственного аппарата экономики, рост наукоёмкости производства и экспорта.
Укрепление конкурентоспособности и экономической устойчивости первичного и корпоративного звена экономики.
Обеспечение наибольшего энерго- и ресурсосбережения.
Приоритетное пропорциональное развитие машиностроительного ядра экономики, как комплексной основной базы ускорения НТП.
Осуществление системных преобразований институтов.
Оптимизация отраслевой структуры экономики и иерархической её конструкции.
Развитие федерализации экономических отношений.
Интеграция науки, производства и рынка.
Оптимизация соотношения крупных и малых форм в производстве и рыночном распределении.
Содействие формированию социально-экономических комплексов субъектов Федерации как базы выполнения ими своих прав и обязанностей.
Содействие ускоренному развитию наукоёмкого производства и формированию собственных ниш в мировом рынке.
Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России [4].

Данное отражение развития реального сектора носит стратегический характер и должно конкретизироваться в тактических планах, программах и действиях.

Список литературы:

1. Галкин А.А., Лунева Н.А. Распределение бремени трансакционных издержек во внешней среде российских организаций // В сборнике: Материалы XIX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина. 2016. С. 9-12.

2. Крайнюков А.Н., Казарин С.Н. Управление инновационными процессами в условиях комплексного воздействия факторов риска // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 4.С. 58-68.

3. Кузяшев А.Н. Развитие муниципальной собственности в России // Междисциплинарный подход к исследованию экономики материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры общей экономической теории БашГУ: в 3 частях. 2017. С. 57-65.

4. Малова И.В. Повышение конкурентоспособности // Менеджмент качества. 2013. № 1.С. 12-21.

5. Мещеряков Д.А., Галкин А.А. Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России // ФЭС: Финансы. Экономика.. 2015. № 5.С. 3841.

6. Цыпкин Ю.А., Иванов Н.И., Кокорев А.С., Фомин А.А. Прикладной менеджмент. -Москва, 2018. - 440 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ