Репатриация резидентами валютной выручки

И.Ю. Козуля
Научный руководитель - Л.Г. Чернова
Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск
Актуальные проблемы авиации и космонавтики
№9 2013

Рассмотрены проблемы репатриации валютной выручки. Проанализирована ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», на основе, которой были сделаны выводы о сроках и обязанностях резидентов при внешнеторговых отношениях. Рассмотрена судебная практика, из которой, выявлены проблемы применения норм об ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица. На основе проведенного исследования автором предполагается установить определенные требования по исполнению репатриации валютной выручки.

С принятием Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» существенные изменения претерпел институт репатриации валютной выручки российскими резидентами, призванный преодолеть «бегство капитала» из страны. Участникам гражданского оборота важно четко знать, в чем состоят требования к порядку репатриации валютной выручки, в том числе при проведении посреднических внешнеторговых операций. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски. Обязанность по репатриации валютной выручки.

Данная обязанность определена ст. 19 Закона и имеет два аспекта.

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:

  • при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации
  • в целях исполнения обязательств юридических лиц
  • резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями
  • резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями -резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  • при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Опираясь на статью 19 данного закона, можно сказать, что невозврат валютной выручки по основания иным, нежели указанным в ч. 2 ст. 19 Закона, контролирующими органами будет однозначно квалифицирован как нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и повлечет привлечение к административной ответственности по части 4 или части 5 ст. 15.25 КоАП РФ либо к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Среди проблем применения норм об ответственности за нарушение, требования о репатриации валютной выручки в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица при привлечении к административной ответственности. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, должностным лицом, рассматривающим дело, должна быть дана оценка мерам, принятым лицом для зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. В одних случаях суды считают, что достаточными мерами является просто формальное направление контрагенту требования об оплате или возврате предоплаты, в других случаях даже обращения за юридической помощью в целях взыскания долга в стране нахождения контрагента не является достаточной мерой.

Такие меры не являются достаточными, поскольку при вывозе незаконной выручки участники внешнеторговой деятельности заключают соглашения, на продление внешнеторговых контрактов. Следовательно, административная и уголовная ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки никоим образом не способствует борьбе с утечкой капитала из страны и, более того, создает дополнительные негативные последствия исключительно для добросовестных участников внешнеторговой деятельности. В самом деле, на практике организация, поставившая товары на экспорт и не получившая за них выручку вследствие недобросовестности контрагента, дополнительно обязана уплатить такую же сумму в виде административного штрафа. Поэтому вместо применения эффективных мер претензионно-исковой работы организация под страхом существенного административного наказания со стороны своего же государства вынуждена идти на поводу у своего недобросовестного контрагента и бесконечно продлять соглашениями срок расчета. Аналогичная ситуация в случае перечисления иностранному контрагенту аванса за поставляемые им товары.

Таким образом, необходимо установить определенные требования по исполнению репатриации валютной выручки:

  1. Наладить механизмы противодействия злоупотреблению правом, в том числе, в виде заключения фиктивных контрактов;
  2. Получения страховой выплаты при наступлении страхового случая по договорам страхования риска неисполнения нерезидентом обязательств.
Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ