Проблемы использования стратегии копирования фондовых индексов у портфельных инвесторов в России

Пономарева Д.А.
магистрант,
кафедра международной экономики и менеджмента,
Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург
Наука и образование сегодня
№12 (35) 2018

Аннотация: настоящая статья посвящена проблемам работы портфельных инвесторов, имитирующих собственные портфели индексным стратегиям. Степень воспроизводства точности денежных потоков от индексного портфеля активов имеет актуальное значение в работе финансовых посредников. А теоретическая база портфельной теории, теория оценки капитальных активов являются существенными для понимания принципов выбора или построения того или иного портфеля активов в состоянии мобилизационной экономики.

Практика использования пассивной стратегии копирования фондовых индексов при формировании собственного портфеля ценных бумаг широко распространена у иностранных инвесторов. В России же ситуация складывается следующим образом. Объективная реальность российского фондового рынка, характеризующегося недостаточной ликвидностью значительной доли ценных бумаг, резким изменением котировок и недостаточной информационной прозрачностью, не позволяет в полной мере применять общие положения теории портфельного инвестирования и сформированный на Западе арсенал инвесшционных стратегий.

Смоделировав ситуацию по построению портфеля ценных бумаг на основе неполного копирования транспортного индекса Московской Биржи в 2017 г., возможно постараться оценить результат подобного рода инвестиций на сегодняшний день.

Выбор фондового индекса ММВБ «Транспорт» в качестве объекта исследования обусловлен актуальностью транспортной отрасли в России. Это связано и с развитием мирового транспортного рынка, и с исторически благоприятными позициями России на нем, и с ориентацией мировой экономики на евразийские потоки, где географическое расположение дает нашей стране дополнительные преимущества [1].

По данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 г. транспортная отрасль работала стабильно - об этом красноречиво говорят и цифры, и факты, а фондовый индекс ММВБ «Транспорт» признан лидером роста среди отраслевых индексов Московской Биржи, по итогам 2016 г. его рост составил 123% [3].

Обратившись к архивным значениям котировок индекса ММВБ «Транспорт» за 2017 г., сравним значения долей акций с актуальными показателями:

Таблица 1. Состав и структура индекса «ММВБ — Транспорт» [3], %

Акция Доля 2017 г. Доля 2018 г. Отклонения
Аэрофлот, акция об. 72,31 67,04 -5,27
Новороссийский морской торговый порт, акция об. 17,31 27,05 9,74
ТрансКонтейнер, акций об. 4,51 - -4,51
Новороссийский комбинат хлебопродуктов, акция об. 3,70 2,61 -1,09
ДВМП, акция об. 2,17 3,30 1,13

Структура отраслевого индекса претерпела определенные изменения, так на 5,27 пп. уменьшилась доля акций ПАО «Аэрофлот», при значительном увеличении доли ПАО «НМТП» на 9,74 пп. В варианте портфеля за 2018 г. отсутствуют акции ПАО «ТрансКонтейнер». Некоторые корректировки коснулись и ПАО «НКХП», и ПАО «ДВМП» - уменьшение на 1,09 пп. и увеличение на 1,12 пп. соответственно.

При неполном копировании фондового индекса необходимо отбирать бумаги, которые в наибольшей степени повторяют его характеристики. Изучив графики архивных значений изменения котировок акций индекса и представленных в нем эмитентов за период 2016-2018 гг., была выявлена прямая зависимость динамики стоимости транспортного индекса от изменений стоимости акций ПАО «Аэрофлот», ПАО «НМТП» и ПАО «ДВМП». Это объясняется и тем, что акции представленных эмитентов занимают наибольший удельный вес в составе индекса.

Определим показатели доходности и риска для акций каждого эмитента на 2017 г. и 2018 г. Произведенные расчеты сведены в следующей таблице 2:

Таблица 2. Определение ожидаемой доходности и риска акций

Trade date Цена акции об., руб. Trade date Цена акции об., руб.
ПАО «Аэрофлот» ПАО «НМТП» ПАО «ДВМП» ПАО «Аэрофлот» ПАО «НМТП» ПАО «ДВМП»
30.06.2016 85,70 6,67 1,82 30.06.2017 201,70 7,62 3,72
30.09.2016 134,83 6,70 1,92 30.09.2017 180,00 8,61 7,24
31.12.2016 174,17 7,08 3,53 31.12.2017 133,30 8,75 7,06
31.03.2017 175,75 7,14 2,97 31.03.2018 144,00 7,16 5,07
30.06.2017 201,70 7,62 3,72 30.06.2018 122,95 6,40 5,44
Ожидаемая доходность, % 26,00 3,00 24,68 Ожидаемая доходность, % -11,00 -4,00 17,83
Риск акции, σ, % 24,13 3,26 42,87 Риск акции, σ, % 14,12 13,72 53,36

Видим, что значения показателей для каждого рассматриваемого эмитента имеют негативную тенденцию. Этим может быть объяснено и общее снижение динамики индекса ММВБ «Транспорт» в сторону отрицательного значения -36,90%.

Зная ожидаемые доходности и показатели риска (стандартное отклонение), произведем расчеты для построения корреляционной матрицы доходностей акций:

Таблица 3. Корреляционная матрица доходностей акций

Показатель ПАО «Аэрофлот» ПАО «НМТП» ПАО «ДВМП»
ПАО «Аэрофлот» 1
ПАО «НМТП» 0,2408 1
ПАО «ДВМП» 0,1927 0,7145 1

Анализируя матрицу корреляции, приходим к выводу о том, что наиболее тесная зависимость наблюдается между активами компаний ПАО «НМТП» и ПАО «ДВМП», положительная взаимосвязь не случайна, так как компании осуществляют свою деятельность в одной области народного хозяйства. Статистическая связь между доходностями акций вышеупомянутых групп с акциями ПАО «Аэрофлот» характеризуется как положительная, но слабая (коэффициент корреляции равен 0,2408 и 0,1927).

Принимая во внимание расчетные значения и используя возможности пакета Microsoft Excel, а именно надстройкой Поиск решения, перейдем к распределению долей между активами внутри портфеля. В качестве формулы целевой ячейки используем формулу нахождения риска портфеля ценных бумаг, пытаясь добиться при этом минимального значения. Наложим ограничение: распределение долей между активами должно обеспечивать портфелю доходность не ниже 5%.

Результат расчетов приведен в таблице 4. Сформированный портфель ценных бумаг принимает значение доходности 18,21% при уровне риска 14,43%, что весьма рискованно и оправдано лишь на фоне роста всей транспортной отрасли. В этом заключается основная проблема работы портфельных инвесторов в России, имитирующих собственные портфели индексным стратегиям.

Доходности эмитентов, включенных в портфель, положительно коррелируют между собой, что в принципе характерно для компаний одной отраслевой принадлежности. Вместе с тем исход будущих событий предугадать трудно, те или иные внешние и внутренние факторы, могут по-разному сказываться на деятельности компаний.

На фоне общей отрицательной динамики фондового рынка 2017-2018 гг., цены на акции и их доходности упали, что привело к падению рыночных характеристик портфеля в целом. В таблице 4 приведен расчет изменения в показателях доходности и риска при неизменном соотношении долей внутри портфеля ценных бумаг:

Таблица 4. Распределение долей между активами внутри портфеля

Показатель Значение Значение*
Доля ПАО "Аэрофлот", п.п. 0,55 0,55
Доля ПАО "НМТП", п.п. 0,33 0,33
Доля ОАО "Уральские авиалинии", п.п. 0,12 0,12
Доходность портфеля ценных бумаг, % 18,21 -4,87
Риск портфеля ценных бумаг, % 14,43 11,21

Видим, что доходность соответствующего портфеля ценных бумаг приняла отрицательное значение и составила -4,87% при значительном уровне риска 11,21%.

Неустойчивость политической, экономической и общественной ситуации в стране 2017-2018 гг. оказали существенное влияние на работу транспортной отрасли и на активы компаний. Так, например, ПАО «Аэрофлот» столкнулся с увеличением операционных расходов на фоне резкого роста цен на топливо и ослабления курса рубля. А акции ДВМП, НМТП и «Трансконтейнера» и «Новороссийского комбината хлебопродуктов» упали в цене на фоне сообщений об аресте совладельца группы «Сумма» в рамках дела о хищениях [4].

Ввиду сильной корреляционной взаимозависимости между эмитентами это отразилось и на характеристиках транспортного индекса в целом.

Специфические черты российского рынка ценных бумаг, связанные, как правило, с его недостаточной развитостью, вызывают большие трудности при использовании стратегий копирования фондовых индексов у инвесторов. В реалиях российского бизнеса при формировании портфелей ценных бумаг следует делать максимальную ставку на диверсификации рисков. В случае если в портфеле присутствует несколько активов, независимых друг от друга, волатильность портфеля снижается.

В завершение отметим, что существующие в мировой практике стратегии по формированию портфелей ценных бумаг носят исключительно рекомендательный характер для начинающих инвесторов. Опытные профессиональные инвесторы, учитывая реалии российской экономики и пытаясь добиться большей доходности при минимальных уровнях риска, все чаще используют сбалансированные стратегии формирования и управления портфелем ценных бумаг, действуют интуитивно.

Список литературы

1. Скобелева И.П., Котов С.А. Транспортные компании России на мировом фондовом рынке: проблемы и перспективы // ТДР. [Электронный ресурс], 2015. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnye-kompanii-rossii-na-mirovomfondovom-rynke-problemy-i-perspektivy/ (дата обращения: 13.06.2018).

2. Библиотека. Фундаментальный анализ. Экспорт данных. // Официальный сайт: АО «Инвестиционная компания «ФИНАМ», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finam.ru/investor/library0001C00031/?material=1/ (дата обращения: 01.09.2018).

3. Индикаторы. Индексы. Индекс «ММВБ - Транспорт». // Официальный сайт информационного ресурса Investfunds, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stocks.investfunds.ru/indicators/view/9829/ (дата обращения: 01.09.2018).

4. Новости и аналитика. Фундаментальный и технический анализ. // Официальный сайт: ООО «Компания Брокеркредитсервис», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/fundamentalnyy-i-tehnicheskiy-analiz-v-chem-raznica-i-kogda-nuzhno-primenyat-tot-ili-inoymetod/ (дата обращения: 01.09.2018).

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ