Применение рентных принципов в ценообразовании предприятий добывающих отраслей

Егорушкина Татьяна Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления филиала
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Тула
Бабаев Александр Борисович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления филиала
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Тула al
Концепт
№6 2019

Аннотация. Статья посвящена проблемам распределения возникающих на предприятиях добывающих отраслей рентных доходов, определены основные принципы, влияющие на применение рентной концепции, которая реализуется на внутреннем рынке природных ресурсов. Авторами приведена характеристика рент различного вида. В исследовании обосновывается положение о том, что в современном экономическом процессе горного производства рента может выполнять важнейшие воспроизводственные компенсационные функции, что во многом повлияет на формирование принципов, необходимых для создания системы ценообразования и налогообложения в недропользовании.

Как известно, одной из главных особенностей современной рыночной экономики является свобода выбора, т.е. производитель совершенно свободен в выборе производимой им продукции, а потребитель, соответственно, в приобретении. Но свобода выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурсной борьбе [1].

Анализ исследуемого вопроса показывает, что в большей части отраслей материального производства основу для продукции составляет сырье, которое потребляется в ряде случаев как вспомогательный материал или для обеспечения самого производственного процесса. Например, на долю затрат, связанных с использованием сырья и материалов, приходится, как показал анализ, более половины мирового валового внутреннего продукта (ВВП), при этом в мировой промышленности составляет около 70%, что подтверждает факт того, что без использования сырьевых ресурсов любую деятельность экономического субъекта представить невозможно. В связи с этим особое значение приобретает исследование природных и минеральных ресурсов как особого элемента взаимодействия между производственно-хозяйственной системой и окружающей природной средой [2].

Современное состояние экономики характеризуется достаточно высокой конкурентоспособностью ряда отраслей минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплекса, причем как на внутреннем, так и на внешнем мировом рынке, что обусловлено прежде всего обладанием рентообразующим и доходообразующим потенциалом страны. Однако выявлено, что в развитии данных отраслей имеется ряд проблем различного уровня, включая как технические, экономические, так и экологические, экономические и институциональные проблемы. При этом большая часть предприятий, занимающихся добычей природных ресурсов, не имеет достаточного потенциала для дальнейшего развития, который позволил бы предприятиям участвовать как в простом, так и в расширенном воспроизводстве. Причем необходимо отметить, что финансовое состояние рассматриваемых предприятий намного усложняется под воздействием ряда факторов, включая использование в процессе производства неконкурентоспособных и устаревших технологий. В целом ресурсы предприятий добывающих отраслей, относящиеся к финансовым, можно определить как совокупность таких составляющих, как капитал, имущество, другие средства предприятия, которые выражены в денежной форме и аккумулированы в пользование предприятием на базе существующего законодательства для финансового обеспечения производства. Сегодня большинство ученых-экономистов, да и правоведов едины в том, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики [3].

Современный период развития человечества характеризуется глобальными переменами, которые влияют на основные сферы жизнедеятельности - экономику, управление, науку и безопасность, существенно меняя их формы и содержание. Условия проведения современных рыночных реформ и состояния отраслей топливно-энергетического комплекса и экономики недропользования в целом выявили, что серьезные проблемы, которые возникли в условиях перехода на рельсы многоукладной экономики, в большей степени были обусловлены недооценкой факторов редкости природных ресурсов, их исчерпаемости, а также ограниченности. Также не был учтен естественный фактор - горно-экологические и экологические условия, связанные с разработкой полезных ископаемых. Анализ ряда научных статей по вопросам возникновения рентных доходов показал, что в новых условиях «цифровой» экономики рассматриваемые факторы могут учитываться именно благодаря такому инструменту, воздействующему на перераспределение доходов, как рента.

Напомним, что слово «рента» в переводе с немецкого "rente" означает «отданная назад, возвращенная». Кроме того, ренту можно определить как вид дохода, регулярно получаемого с капитала, земли, имущества, т.е. присвоенного, но никаким образом не связанного с предпринимательской деятельностью.

Чтобы оценить значение природной ренты в современных экономических условиях, необходимо обратить внимание на возникновение прав собственности на природные ресурсы до того, пока они находятся в недрах земли. Без всякого обсуждения любому человеку на интуитивном уровне представляется, что природные ресурсы предоставляются для использования государством и по всем законам принадлежат народу. Но в Конституции РФ (ст. 9) по этому поводу имеются довольно неопределенные определения, говорящие о том, что земля наряду с другими природными ресурсами находится под охраной Российской Федерации, обеспечивая основу жизни и деятельности народов, которые проживают на соответствующей территории. Но из определения вполне понятно, что быть «основой жизни народов» и вместе с тем им принадлежать не одно и то же. Следующее уточнение, которое дает Конституция: и земля, и другие различные природные ресурсы могут существовать в различных формах собственности - в частной, государственной, муниципальной и других. По поводу форм собственности обратимся к Федеральному закону РФ «О недрах» [4], который противоречит, по сути, положениям Конституции и определяет в ст. 1.2 положение о том, что недра страны и другие ресурсы являются именно государственной собственностью. При этом рассматриваемый закон не только определяет права на природные богатства страны, но еще и категорически запрещает имеющиеся участки недр превращать в товар. Иначе говоря, участки недр не могут быть предметами купли-продажи, либо дарения, либо залога или отчуждения в любой другой форме. Таким образом, по закону следует, что недра ни в коем случае не могут находиться в частной собственности, что противоречит ст. 9 Конституции Российской Федерации. При этом в новой редакции рассматриваемого закона (разд. 1, ст. 1.2) имеется добавление о том, что по условиям лицензирования только добытые из недр земли ресурсы могут находиться в различных формах собственности, включая федеральную, собственность субъектов РФ, муниципальную, частную и др. [5]

На протяжении длительного периода времени в нашей стране не признавались серьезно рентные отношения в области недропользования, хотя были выступления экономистов по этому поводу. Основной причиной недооценки ренты в природопользовании было существование такого вида собственности, как государственная, хотя анализ показал, что на практике существовали и использовались принципы рентообразования в условиях плановых экономических отношений. Например, в связи с этим можно упомянуть используемую в горной промышленности потонную ставку, посредством которой частично пытались учитывать абсолютную ренту. При этом нерентабельные горные предприятия, которые осуществляли свою деятельность в худших горных условиях, имели возможность предоставления им дотаций посредством использования механизма перераспределения доходов. Таким образом, часть ренты естественно подвергалась учету, хотя и не именовалась рентой. Кроме того, существовали так называемые зональные цены, которые применялись для районов, обладающих пониженной по сравнению с другими районами продуктивностью, влияющей на обеспечение ими нормальной рентабельности, а это, по сути, является признанием в этих условиях дифференциальной ренты. В связи с этим представляется, что вопрос совершенствования рентных принципов при ценообразовании, а также при налогообложении в угольной промышленности является достаточно актуальным с учетом значения рентных принципов именно при расширенном воспроизводстве, причем на новом технико-технологическом и эколого-экономическом уровне.

Следовательно, проведенный анализ выявил, что методические подходы к определению имеющихся видов ренты с учетом их влияния на цены, а также на перераспределение ренты налогов в добывающих отраслях в условиях рынка продолжают оставаться не решенными. Кроме того, выявлено, что вопросам, связанным с определением, учетом и распределением показателей, являющихся традиционными для существующего рынка добываемых природных ресурсов как показателей абсолютной ренты, а также дифференциальной ренты I и II видов, уделяется в современных условиях недостаточно внимания. И если говорить о публикациях, посвященных вопросам, которые рассматривали бы тему распределения и перераспределения рентных доходов, то в них в основном ведутся дискуссии либо по поводу такого вида ренты, как экспортная, которая формируется из-за разницы в мировых ценах на рынках нефти и газа, или по поводу имеющихся классификаций природной ренты, а также ее способов и видов, хотя многие экономисты учитывают ее воспроизводственную функцию.

Итак, выявлено, что одно из условий возникновения такой ренты, как абсолютная, - это ограниченность природных ресурсов. В связи с этим для поддержания определенного уровня удовлетворения спроса при поставках природных ресурсов на рынок необходимо воспроизводство хотя бы на таком же уровне, т.е. простое воспроизводство, и, естественно, поставки в большем объеме, если мы говорим об обеспечении расширенного воспроизводства. Именно недостаточный учет этого фактора в процессе реструктуризации добывающего природно-ресурсного сектора в целом привел к усложнению реформирования отношений в данных отраслях, что повлияло на недостаток средств у ряда предприятий на цели воспроизводства имеющейся минерально-сырьевой базы, а также на осуществление ряда мероприятий, связанных с природоохранной деятельностью.

Таким образом, представляется, что стоимостная ставка, которая может быть минимальной, должна покрывать расходы, связанные с поиском новых месторождений, с освоением новых не разработанных прежде участков земли, с воспроизводством и качеством добываемых ресурсов, а также могла покрывать ущерб, неизбежно наносимый природе при производстве горных работ. Следовательно, минимальную ставку абсолютной ренты можно представить следующей формулой:

Ra min = З гр. + Уо + Пн, (1)

где Ra min - минимальная ставка абсолютной ренты;
З гр. - затраты, связанные с поиском и освоением новых месторождений природных ресурсов;
Уо - общественно оправданный, так называемый эколого-экономический ущерб, связанный с разработкой месторождения;
Пн - прибыль, которая является нормативной и которая связана с безубыточным осуществлением геолого-разведочных и природоохранных мероприятий.

Из формулы (1) становится понятно, что стоимостная ставка рассматриваемой абсолютной ренты должна, во-первых, перекрывать расходы, связанные с поиском новых природных ресурсов, во-вторых, должна покрывать затраты на освоение новых земельных участков, и в-третьих, должна покрывать расходы на воспроизводство качества добываемых ресурсов при соответствующем покрытии оправданного экологического и экономического ущерба, который может возникать при производстве различного характера горных мероприятий. Следовательно, абсолютная рента может осуществлять ряд воспроизводственных функций, включая следующие:

  • возмещение геолого-разведочных затрат;
  • возмещение затрат экологических ресурсов;
  • стимулирование затрат, связанных с поиском различных нестандартных источников ресурсов и новых видов малоотходных технологий.

При этом по стоимости будут воспроизводиться все виды рассмотренных выше затрат, которые выполняют функцию замещения первичных в воспроизводственном процессе. А дальнейший процесс распределения и перераспределения абсолютной ренты, в частности, на внутреннем рынке природных ресурсов будет производиться по направлениям использования потребленных в ходе производственного процесса минеральных ресурсов в натуральном существе посредством применения механизма рентного налогообложения.

Таким образом, применение, учет и введение абсолютной ренты позволят гармонизировать товарно-денежные отношения в сфере «геологоразведка - добывающее предприятие - предприятие-потребитель» и создать средства для финансирования геолого-разведочных, природоохранных и научно-исследовательских работ.

Снижение рентабельности горнодобывающих предприятий, происходящее в последнее время, несмотря на закрытие низкорентабельных и нерентабельных угольных предприятий, - практическое следствие принятых мер по реструктуризации и ликвидации дифференцированного подхода при их налогообложении. Итак, как было отмечено, природоемкие отрасли народного хозяйства по масштабам своего воздействия на окружающую среду, включая отрасли, использующие природные ресурсы как средства труда, невольно обязаны использовать для осуществления производственного процесса, а также для удовлетворения спроса на производимую продукцию. К ним относятся не только лучшие и средние по качеству природные ресурсы, но и, к сожалению, природные ресурсы худшего качества, хотя они и являются более дорогостоящими. Следовательно, объективной закономерностью развития добывающих, в частности горнодобывающих, отраслей является, как было отмечено, ухудшение условий разработки, да и само качества природных ресурсов, а по сути, потеря естественной продуктивности. Иными словами, с течением определенного времени «лучшие» по качественным характеристикам природные ресурсы неизбежно постепенно переходят в разряд «средних» ресурсов, затем «средние» переходят в разряд «худших» ресурсов. При этом данный процесс необратим с точки зрения развития и совершенствования горных работ и освоения производственных мощностей.

Вернемся к вопросу формирования дифференциальной ренты I вида, которая, как известно, возникает в результате наступления естественных природных условий для освоения природных ресурсов с учетом различных условий, включая эколого-экономические, а также социальные условия. Кроме этого данный фактор влияет на различия в производительности труда, включая и разные издержки, связанные с производством одних и тех же товаров в различных естественных условиях. Таким образом, минимальная ставка дифференциальной ренты I вида является при реализации разницей между рыночной ценой и издержками производства, причем она должна соответствовать затратам, которые покрыли бы объективные издержки на деятельность предприятия, находящееся в «худших» условиях, с учетом того, что их продукция пользуется спросом:

RI min = Δ Зпр max, (2)

где RI min - минимальная ставка дифференциальной ренты первого вида;
Δ Зпр max - разница в затратах на производство продукции, пользующейся спросом на горных предприятиях, находящихся в «худших» условиях.

Получившийся дополнительный доход добывающего предприятия образуется в результате использования наилучших естественных условий, в которых функционируют некоторые предприятия:

RI min = Ц - З пред. - Пн, (3)

где Ц - цена реализации продукции, обладающей лучшим качеством или произведенной в лучших естественных условиях;
З пред. - затраты на производство продукции лучшего качества или продукция, произведенная в лучших естественных условиях;
Пн - нормативная прибыль, обеспечивающая расширенное воспроизводство на предприятии.

Отметим, таким образом, что дифференциальная рента I вида в результате может выполнять следующие воспроизводственные функции:

  • возмещение затрат на производство продукции горных предприятий, которые находятся в «худших» условиях, при наличии спроса на продукции;
  • возмещение затрат, направленных на природные ресурсы, до доведения «худших» по качеству природных ресурсов до качества, которое соответствовало бы потребительским качествам, при наличии спроса на продукцию предприятия;
  • перераспределение дополнительного дохода, образуемого на предприятиях, находящихся в «лучших» условиях, в пользу первых;
  • стимулирование использования совершенно бедных месторождений и руд. Кроме того, выявлено, что дифференциальная рента I вида воспроизводит по
  • стоимости следующие затраты:
  • на покрытие расходов, связанных с производством продукции предприятий, находящихся в объективно «худших», естественных условиях;
  • затраты на осуществление природоохранных мероприятий;
  • дополнительную прибыль предприятий, находящихся в «лучших» естественных природных условиях.

В части учета дифференциальной ренты отмечается, что дифференциальная рента I вида дает возможность выявить прибыль, которая не связана непосредственно с эксплуатацией месторождений лучших по естественному качеству и условиям. При этом сама дифференциальная рента распределяется посредством применения механизма рентных налогов и платежей, которые поступают в доход отраслей и компаний, находящихся в относительно худших природных условиях, что приводит к повышенным затратам труда и средств на процесс добычи полезных ископаемых. Этот доход в соответствии с объективными рыночными и экономическими законами не может принадлежать одному из участников сделки по недропользованию. Он должен покрывать объективно высокие затраты труда и капитала по воспроизводству природных ресурсов и принадлежать инвестору и трудовому коллективу.

Иными словами, дифференциальная рента II вида по своему экономическому содержанию отражает затраты труда и средств государства, инвестора, кредитора, природопользователя и трудового коллектива, которые направлены на рациональное использование природных ресурсов. Она, по сути, является дополнительной прибылью предприятия, возникающей в результате дополнительного инвестирования капитала в «улучшение» природного ресурса или повышение эффективности его использования:

RII = ΔП - ΔЗ, (4)

где RII - дифференциальная рента II вида;
ΔП - дополнительная прибыль, обусловленная эффективным природопользованием, внедрением инноваций (малоотходные технологии, реализация диверсифицированной продукции и т.д.);
ΔЗ - вложения (инвестиции), связанные с получением дополнительной прибыли или снижением затрат на производство единицы выпускаемой продукции.

Или, если учитывать методическую определенность абсолютной и дифференциальной ренты П вида:

RII = Д - С - Rа - RI + Пн, (5)

где Д - доход, полученный предприятием;
С - производственные затраты;
Rа - абсолютная рента;
RI - рента I вида;
Пн - нормативная прибыль, которая обеспечивает расширенное воспроизводство.

Итак, дифференциальная рента II выполняет, в свою очередь, следующие воспроизводственные функции:

  • распределение дополнительного дохода между участниками, осуществляющими внедрение инноваций, и инвесторами;
  • стимулирование эффективного природопользования и расширенного воспроизводства в новом технико-технологическом и эколого-экономическом существе.

С точки зрения методического подхода определение дифференциальной ренты II вида связано со следующими затратами:

  • на инновации и инвестиции в недропользовании;
  • с инвестициями, направленными на повышение эффективности природопользования;
  • с дополнительной прибылью, а также снижением производственных затрат;
  • с затратами, обусловленными повышением эффективности природопользования.

Дифференциальная рента II вида, связанная с необходимыми дополнительными вложениями капитала, а также с развитием инвестиционной и инновационной деятельности, отражая истинную эффективность природопользования, должна принадлежать только участникам сделки по использованию природных недр.

На практике существует и ряд других используемых видов рент: монопольная, экспортная и т.д., но отличие их от рассматриваемых видов рент в том, что их возникновение обусловлено либо состоянием экономики, либо сложившейся структурой, а также ценами на внутреннем и внешнем рынке, причем они могут и не зависеть ни от трудового, ни от предпринимательского вклада. В связи с этим возникновение рассматриваемого вида рент связано в основном с определением фактической разницы в ценах, которые должны взыскиваться с доходов угледобывающего предприятия и предпринимателей, а затем распределяться в доход государства или регионов. В связи с этим, а также для целей методического обоснования расчетов предлагается классификация условий, влияющих на образование абсолютной и дифференциальной ренты I и II видов на внутреннем рынке угля (см. таблицу).

Классификация видов ренты с позиции их воспроизводственных функций в недропользовании

Вид ренты Условия возникновения Воспроизводственная функция Методическая основа для определения ренты Направления перераспределения ренты
Абсолютная рента Ограниченность природных ресурсов Компенсация следующего вида затрат:
- геолого-разведочных,
- экологических ресурсов.
Стимулирование затрат с целью поиска альтернативных источников ресурсов и малоотходных технологий
Затраты на поиски и освоение новых месторождений. Общественно оправданный экологический ущерб.
Затраты на разработку малоотходных технологий и НИР, связанных с поиском и разработкой альтернативных ресурсов
Государство - геологоразведка - МПР экологические комитеты и фонды; НИИ, КБ и другие организации
Дифференциальная рента I вида Различия в естественном качестве руд и условий освоения месторождений Возмещение затрат на производство продукции горных предприятий, находящихся в худших горно-геологических, транспортных и экологических и социальных условиях. Стимулирование использования бедных месторождений и руд Затраты на покрытие расходов на производство предприятий, находящихся в объективно худших естественных условиях, включая затраты на природоохранные меры. Дополнительная прибыль или снижение затрат горных предприятий, находящихся в лучших естественных условиях, и/или за лучшую по потребительскому качеству продукцию Государство - отрасль, регион - бассейн, компания - владелец или инвестор - кредитор нерентабельного предприятия,трудовой коллектив
Дифференциальная рента II вида Максимальное повышение эффективности природопользования Распределение дополнительного дохода между участниками внедрения инноваций и инвесторами. Стимулирование эффективного природопользования и расширенного воспроизводства в новом технико-технологическом и эколого-экономическом существе Затраты, связанные с инновациями и инвестициями, направленные на повышение эффективности природопользования. Дополнительная прибыль или снижение производственных затрат, обусловленные повышением эффективности природопользования Инвестор -кредитор -арендатор -производитель - предприятие, трудовой коллектив

Следовательно, методической основой определения стоимостной величины ренты являются принципиальные направления перераспределения ренты на покрытие соответствующего вида затрат, при этом с учетом признания в качестве единственного источника ренты дополнительных затрат труда.

Таким образом, современный экономический процесс горного производства характеризуется тем, что рента в рыночных условиях выполняет в добывающих отраслях ряд важных функций:

  • воспроизводственные компенсационные;
  • функцию возмещения затрат;
  • стимулирующую функцию.

При этом распределение и перераспределение ренты, в свою очередь, влияет на формирование принципов налогообложения и ценообразования в недропользовании. При этом различные виды ренты могут быть как частью общественно необходимой себестоимости, так и частью цены на продукцию минерально-сырьевых отраслей, что во многом обусловливает существующие товарно-денежные отношения и договоры между участниками сделки по поводу недропользования.

Ссылки на источники

1. Егорушкина Т.Н., Белякова Т.Б. Анализ причин и правовых проблем кризисного состояния оптовой торговли в условиях конкурентной среды // Вестник академии знаний. - 2012. - № 1. - С. 15.

2. Егорушкина Т.Н., Воронкина Ю.А. Применение методов и инструментария финансового анализа для оценки инвестиционно-инновационного обеспечения минерально-сырьевого потенциала региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.2. - С. 191. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46049.htm.

3. Егорушкина Т.Н. Совершенствование механизмов государственного регулирования в обеспечении стабильного развития экономики России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 30. - С. 66-70. - URL: http://e-koncept.ru/2015/65084.htm.

4. Федеральный закон «О недрах» (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года).

5. Там же.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ