Показатели экономической эффективности для уровней микро- и макроэкономики

Р.В. Шотт
аспирант, кафедра экономики,
ЧОУВО «Национальный открытый институт»,
г. Санкт-Петербург
Проблемы экономики и менеджмента
№10 (62) 2016

Аннотация. В статье рассмотрены показатели экономической эффективности для уровня микро-и макроэкономики. Исследованы уровни - фирма, муниципальное образование, государство. Предложены наборы показателей экономической эффективности для каждого уровня.

Тема исследования - показатели экономической эффективности. Термин «экономическая эффективность» означает отношение результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [1].

Термин «эффект» (от лат. effectus) обозначает действие, состояние объекта. Соответственно, термин «эффективный» (от лат. effectivus) обозначает действенный, дающий желаемый результат.

Детальное исследование понятия «экономическая эффективность» через его показатели позволит применять его соответственно обстоятельствам и тем способствовать повышению экономической эффективности в той или иной сфере деятельности. Вопросы эффективности исследовали многие ученые - У. Петти [2], Д. Риккардо [3], Й. Шумпетер [4], М. Вебер [5] и др.

Объект исследования - экономическая эффективность.

Предмет исследования - показатели экономической эффективности.

Цель исследования - рассмотреть показатели экономической эффективности для различных уровней экономики.

Так как мы предполагаем возможность расчета экономической эффективности, то в качестве базового подхода к определению экономической эффективности применим подход Новожилова В.В., который считал, что экономической эффективность есть отношение результата к затратам [6].

Подход Виктора Валентиновича Новожилова раскрывает сущность экономической эффективности.

Не забудем, что существует эффективность по Парето, которая предполагает такое распределение экономических ресурсов в обществе, которое не позволяет повысить благосостояние отдельного члена общества, не снизив при этом благосостояние какого либо иного участника общества [7].

Поскольку В. Парето сторонник ординалистского подхода к полезности, то измерение эффективности по Парето не представляется возможным в настоящее время из-за недостаточности знаний о полезности. У каждого из 7 миллиардов людей, населяющих Землю, своё представление о полезности и своё ранжирование полезностей. Этот абзац снимает с нас обязанность рассматривать эффективность по Парето, иначе мы не в состоянии будем не то чтобы рассчитать, а хотя бы оценить эффективность.

Эффективность (с точки зрения системного подхода) также можно рассматривать как отношение фактического результата функционирования системы к заранее заданному.

Меняется масштаб, меняется и наполнение эффективности. Если отталкиваться от деления на микроэкономику и микроэкономику, то мы получим эффективность на уровне:

  1. эффективность использования оборотных средств;
  2. эффективность использования основных средств;
  3. эффективность использования трудовых ресурсов;
  4. эффективность использования финансовых ресурсов;
  5. эффективность использования суммы ресурсов, иначе говоря, эффективность управления фирмой;
  6. эффективность деятельности отдельного муниципалитета (муниципального образования);
  7. эффективность деятельности государства.

Дж. М. Кейнс в своем труде под уровнем макроэкономики обозначил сложную экономическую систему и прежде всего государство [8].

Регионы и муниципальные образования (далее МО) также являются сложными экономическими системами. Поэтому МО (6-ой уровень) и регионы также отнесем к уровню макроэкономики.

Соответственно уровни от 1-го по 5-ый отнесем к уровню микроэкономики.

В соответствии с законами диалектики (развитие по спирали) при повышении уровня появляются новые показатели эффективности. Если первые 4 уровня подразумевают только экономическую эффективность, то на 5-ом уровне добавляется организационная эффективность и экологическая эффективность.

На 6-ом уровне и далее обязательно возникает социальная эффективность. Как видно из перечисления уровней, мы от муниципального образования сразу переходим к стране, минуя регион. МО является исходной единицей для построения более сложной структуры, будь то регион или страна в целом. В нашем исследовании мы не рассматриваем регион, так как свойство изоморфизма систем предполагает некоторую одинаковую устроенность как региона, так и страны, поскольку исходные строительные кирпичи (МО) одинаковы что для региона, что для страны.

Для 5-го уровня (фирмы) социальная эффективность не характерна, так как главная цель коммерческой организации - извлечение прибыли, следовательно, речи о социальной эффективности в случае фирмы не идёт.

На 7-ом уровне появляется внешнеэкономическая эффективность.

Это увеличение видов эффективности можно упрощенно представить в таблице 1.

Таблица 1 - Виды эффективности по уровням развития экономической системы*

Уровень Виды эффективности
1 эффективность использования оборотных средств 1) экономическая эффективность
2 эффективность использования основных средств 1) экономическая эффективность
3 эффективность использования трудовых ресурсов 1) экономическая эффективность
4 эффективность использования финансовых ресурсов 1) экономическая эффективность
5 эффективность использования суммы ресурсов (эффективность управления фирмой) 1) экономическая эффективность;
2) организационная эффективность;
3) экологическая эффективность
6 эффективность деятельности муниципалитета (муниципального образования) 1) экономическая эффективность;
2) организационная эффективность;
3) экологическая эффективность;
4) социальная эффективность;
7 эффективность деятельности государства 1) экономическая эффективность;
2) организационная эффективность;
3) экологическая эффективность;
4) социальная эффективность;
5) внешнеэкономическая эффективность;

* уровни 1,2,3,4 - подсистемы

Рассмотрим по отдельности показатели экономической эффективности для уровней микроэкономики и макроэкономики.

Для уровня микроэкономики наиболее часто применяемые показатели экономической эффективности представлены в таблице 2.

Как отмечено в таблице 1 на 5-ом уровне возникает организационная эффективность. Остановимся на этом понятии подробнее, поскольку для дальнейших уровней организационная эффективность становится ключевым понятием. Например, эффективность 7-го уровня (государства) невозможна без эффективного государственного управления (организации).

Один из основателей современного менеджмента Г. Эмерсон в свой работе «12 принципов производительности» считал, что эффективность это главная функция управления [9].

Признанный авторитет в области управления П. Друкер предполагал, что эффективность сродни методологии работы ««...эффективность - это что-то вроде привычки, набора практических методов, которым всегда можно научиться» [10].

Таблица 2 - Показатели экономической эффективности для уровня микроэкономики

Уровень Показатели экономической эффективности
1 эффективность использования оборотных средств 1) коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
2) период оборота оборотных средств;
3) коэффициент загрузки оборотных средств
2 эффективность использования основных средств 1) фондоотдача;
2) фондоемкость;
3) фондорентабельность
3 эффективность использования трудовых ресурсов 1) производительность труда;
2) рентабельность персонала;
3) зарплатоотдача;
4) зарплатоемкость
4 эффективность использования финансовых ресурсов 1) для краткосрочного периода – доходность (Return);
2) для долгосрочного периода - доходность к погашению (YTM);
3) рентабельность;
4) экономическая добавленная стоимость (EVA)
5 эффективность использования суммы ресурсов (эффективность управления фирмой) 1) производительность труда;
2) рентабельность;
3) интегральные показатели эффективности

По мнению П. Друкера целью управления является «... сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника» [11].

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета коэффициента оборачиваемости и других финансово-экономических коэффициентов.

То есть по Друкеру эффективность это прирост производительности работников фирмы.

Здесь П. Друкер солидарен с представителями школы человеческих отношений (А. Маслоу [12], М. Фоллет [13], Г. Мюнстерберг [14]), которые считали, что повышение производительности труда обеспечивает рост эффективности организации в целом.

Можно предположить, что организационная эффективность обеспечивается повышением эффективности использования человеческих ресурсов.

Теперь рассмотрим эффективность для уровня макроэкономики, в частности, для МО (табл. 3).

Для 6-го уровня (МО) обязательно воспользуемся Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [15]. Также рассмотрим Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008. № 607» [16]. И не менее важен Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607» [17].

В этих документах отражены основные показатели экономической эффективности МО. Выберем из них не более четырех, на наш взгляд наиболее важных. Пятый показатель (уровень безработицы) добавим самостоятельно. Нет необходимости доказывать его значимость. Достаточно увязать динамику этого показателя с законом Оукена.

Таблица 3 - Показатели экономической эффективности муниципального образования

Уровень Показатели экономической эффективности
6 эффективность деятельности муниципалитета (муниципального образования) 1) число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек населения;
2) объём инвестиций в основной капитал;
3) доля прибыльных организаций в общем их числе;
4) среднемесячная номинальная заработная плата;
5) уровень безработицы

Для показателей экономической эффективности страны можно предложить несколько подходов:

  1. частные показатели эффективности;
  2. система национальных счетов;
  3. фондовые индексы;
  4. индекс человеческого развития;
  5. конкурентоспособность страны [18].

В каждом из подходов выделим основные показатели (табл. 4).

Таблица 4 - Показатели экономической эффективности страны

Подход Показатели экономической эффективности
1 частные показатели эффективности (в масштабах страны) 1) производительность труда;
2) фондоотдача;
3) материалоотдача;
4) капиталоотдача
2 система национальных счетов 1) валовой внутренний продукт;
2) валовой национальный продукт;
3) национальный доход
3 фондовые индексы 1) индекс РТС;
2) индекс ММВБ
4 индекс человеческого развития 1) индекс ожидаемой продолжительности жизни;
2) индекс образования;
3) индекс дохода
5 Конкурентоспособность государства 1) обеспеченность страны факторами производства;
2) характер спроса внутреннего рынка;
3) состояние смежных и вспомогательных отраслей;
4) стратегия, структура и соперничество фирм

Указанные пять подходов к оценке экономической эффективности государства предполагают возможность построения интегральных показателей экономической эффективности государства.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета фондоотдача и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

В соответствии с поставленной целью были предложены компактные наборы показателей экономической эффективности, начиная от подсистем микроэкономики и заканчивая государством. Дальнейшим развитием рассмотренного вопроса будет являться поиск наборов показателей, которые будут являться необходимыми и достаточными для оценки экономической эффективности соответствующего уровня.

Теоретическая значимость исследования - уточнение и дополнение теоретического аппарата по вопросу экономической эффективности позволит более точно определять это понятие.

Практическая значимость исследования - пользуясь предложенным инструментом, можно оценить экономическую эффективность как на уровне микроэкономики, так и на уровне макроэкономики.

Новизна исследования - разрозненные фрагменты оценки экономической эффективности собраны воедино и охватывают как уровень микроэкономики, так и макроэкономики. При этом предложены пять подходов для оценки экономической эффективности государства. Наличие этих пяти подходов предполагает дальнейшее построение соответствующих интегральных показателей экономической эффективности государства. Далее эти интегральные показатели экономической эффективности могут быть спроецированы на уровень МО и региона.

Список литературы:

1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2010. - 512 с.

2. Петти У. Экономические и статистические работы. - М.: Буквоед, 2012. - 324 с.

3. Рикардо Д. Начала политической экономии и налоговое обложение. - М.: Эксмо, 2012. - 957 с.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007 - 400 с.

5. Вебер М. Избранные произведения. Политика как призвание и профессия: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

6. Новожилов В.В. У истоков подлинной экономической науки. - М.: Наука, 1995. - 234 с.

7. Парето В. Трансформация демократии. - М.: Территория будущего, 2011. -208 с.

8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.

9. Эмерсон Г. 12 принципов производительности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klex.ru/73 (дата обращения: 12.07.2016).

10. Друкер П.Ф. Эффективный руководитель. - М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2015. - 240 с.

11. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2007. - 286 с.

12. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.

13. Mary Parker Follett. Prophet of Management. Boston: Harvard Business School Press, 1995.

14. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. - М.: Алетейя, 1996. - 352 с.

15. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.07.2016).

16.  О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.07.2016).

17. О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607: указ Президента РФ от 14.10.2012. № 1384. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.07.2016).

18. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 947 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ