Подходы к финансовому оздоровлению предприятий на современном этапе

Журавель Е.А.
Мурманский государственный технический университет,
г. Мурманск
Актуальные вопросы экономических наук
№50-2 2016

Наступивший в 2014 году финансовый экономический кризис в России спровоцировал ухудшение экономической обстановки, которая вызвана введением в отношении России экономических санкций; снижению цен на энергоресурсы; оттоку иностранного капитала из страны; к истощению фондовых рынков; к проблемам на межбанковском рынке; к затруднению с ликвидностью и платежеспособностью; к увеличению инфляции и к ухудшению ситуации в ряде отраслей российской экономики.

В этих условиях, существенная часть российских органиаций и предприятий находится в кризисном состоянии. Потому первоочередной проблемой для многих хозяйствующих субъектов является проблема выработки подходов и инструментов финансового оздоровления предприятий, находящихся в кризисной или предкризисной ситуациях.

В статье приводится характеристика основных подходов к финансовому оздоровлению предприятий на современном этапе.

Кризис негативно повлиял на состояние всех сфер российской экономики (девальвация рубля; банковская система и сбережения граждан; промышленность и занятость населения; земля и недвижимость). Об этом говорит нестабильная экономическая обстановка в России, она оказывает отрицательный эффект на экономику многих стран ближнего и дальнего зарубежья, которые имеют тесные и непосредственные экономические связи с Российской Федерацией.

В связи с кардинальным затруднением доступа российского крупного, среднего и малого бизнеса к финансированию, резко сокращаются инвестиционные программы большинства компаний; происходит снижение инвестиционной привлекательности в ряде отраслей. Для бизнеса, который ориентирован на экспорт, эта проблема усугубляется осложнением внешнеэкономической конъюнктуры. Из-за того, что спрос на продукцию данных компаний сокращается, уменьшается и промежуточный спрос с их стороны на продукцию других отраслей экономики.

Нарушение баланса между бюджетами характеризуется, изменением условий, законодательных норм и отношений между федеральными, региональными, местными и муниципальными органами власти по вопросам формирования, распределения и контроля финансовых ресурсов, а также перераспределения полномочий и ответственности по их использованию. В отличие от многих других экономию - управленческих процессов, эти процессы сопровождаются соответствующими программными документами, схемами, планами и проектами.

Дефицит федерального бюджета страны стремительно растет, что обусловливается усилением дифференциации регионов по уровню благосостояния, в результате наблюдается слабое влияние федерального центра на субъекты Федерации. Активные меры, направленные одновременно на поддержку валютного курса, уменьшение долговых обязательств компаний, изменение ставки рефинансирования, внесение денежных ресурсов в банковский сектор, поддержку фондового рынка и т.д., неизбежно ведут к резкому сокращению международных резервов страны.

Общая статистика банкротства предприятий и компаний на территории России говорит о повышении числа предприятий, признающих себя банкротами. Анализируя число предприятий и организаций, признанных банкротами по решению суда, видно, что за 2015 год в целом число банкротств выросло по сравнению с предыдущим годом более, чем на 9 %. При этом следует отметить, что данный показатель меньше уровня банкротства, чем в 2010 году (рис. 1) [4, с. 12].

Динамика числа банкротств среди юридических лиц в реальном секторе экономики России в 2010-2015 годах

Рис. 1. Динамика числа банкротств среди юридических лиц в реальном секторе экономики России в 2010-2015 гг

Рост числа банкротств компаний свидетельствует об ухудшении экономической ситуации и замедлении темпов экономического роста. Анализ динамики банкротств среди юридических лиц в российском реальном секторе показал резкий рост.

На протяжении всего периода с 2010 по 2015 гг. в отраслевой структуре банкротств среди юридических лиц преобладают предприятия обрабатывающей промышленности, сельское и лесное хозяйство, электроэнергетика и др. (рис. 2).

Отраслевая структура юридических лиц банкротов в реальном секторе экономики России

Рис. 2. Отраслевая структура юридических лиц-банкротов в реальном секторе России

В период кризиса и после него (2009-2010 гг.) наблюдался рост числа банкротств предприятий более, чем в три раза. В 2011 году был резкий спад, а затем число банкротств среди юридических лиц в российском реальном секторе опять выросло.

В настоящее время отечественными предприятиями все более востребованной становится стратегическая работа, обеспечивающая стабильный экономический рост предприятия в долгосрочной перспективе.

Основной задачей такого процесса, как финансовое оздоровление является минимизация текущих затрат, что позволяет сократить потоки обязательств и дефицит денежных средств в организации (предприятии).

Немаловажное значение играет государственная поддержка реального сектора экономики России. Самые динамичные и результативные усилия государства необходимы, чтобы вытащить реальный сектор из застоявшегося состояния депрессии, приостановить разрушение инфраструктуры, предостеречь устаревание технологических мощностей и растрату накапливаемого бесценного «человеческого капитала».

Целесообразно дополнить или усилить те меры, которые уже применяются по ряду направлений для восстановления экономики. Нет надежды на достойную жизнь и нет перспектив развития России, если не стабилизировать экономический рост в реальном секторе. Государственная политика поддержки, которая направлена на смягчение негативного воздействия кризисных явлений, может следовать только одному из трех существующих базовых сценариев: дирижистский сценарий; либеральный сценарий и смешанный (табл. 1).

Таблица 1. Позитивные и негативные стороны сценариев государственной политики

Позитивные Негативные
Ожидаемые результаты от использования Дирижистского сценария
Сокращение по времени актуальной фазы кризиса, ограничение отрицательных социальных последствий. Сохранение докризисной неэффективной структуры экономики, отсутствие позитивных изменений в конкурентоспособности предприятий; длительный и медленный выход из кризиса, усиливающий отставание от развитых стран.
Ожидаемые результаты от использования Либерального сценария
Выживают наиболее квалифицированные, результативные и быстро адаптирующиеся компании; снижаются затраты на осуществление государственного воздействия на экономику страны. Массовые банкротства компаний и исчезновение некоторых отраслей российской экономики; стремительный и глубокий спад в промышленности с дальнейшим частичным восстановлением.
Ожидаемые результаты от использования Либерально-дирижистского сценария
Поддержка уровня производства в период кризиса для смягчения социальных последствий и уменьшение издержек обращения производства на последующее его восстановление, а также активизирование конечного спроса; Высокий уровень требования к компетентности государственных антикризисных управляющих; Риск коррупционности принимаемых решений в отсутствие должной прозрачности этого процесса.

Создание системы стимулов для формирования экономики с характерными признаками, либерально-дирижистсткого сценария позволит пройти кризис с наименьшими потерями и выйти из него с более плодотворной экономикой.

Таблица 2. Динамика макроэкономических показателей за период 2010-2014 гг.

Показатель Темп роста ВВП
2010 год 2012 год 2013 год 2014 год Средний темп
Китай 10,4 7,7 7,7 7,4 8,3
США 2,4 2,3 2,2 2,4 2,325
Индия 10,1 4,7 5,0 5,6 6,35
Япония 4,5 1,5 1,5 1,3 2,2
Германия 3,7 0,9 0,5 1,4 1,625
Россия 4,3 3,4 1,3 0,5 2,375
Бразилия 7,5 1 2,5 0,3 2,825
Франция 1,7 0,3 0,3 0,4 0,675
Великобритания 1,8 0,3 1,7 3,2 1,75
Италия 1,8 -2,4 -1,9 -0,2 -0,675
Южная Корея 6,3 2,3 3,0 3,5 3,775
Испания -0,3 -1,6 -1,2 1,3 -0,45

Следует отметить, что для России 2012-2014 гг. экономическое положение было более сложным, чем в других странах, в том числе, в связи с вводом санкций практически всеми страны Европейского союза. Однако экономика России быстро переориентировалась на внутренний рынок и не только сохранила свои позиции, а перешла с 10 на 6 место (среди 12 ведущих экономик) [2, с. 17].

Следует отметить, что за рассматриваемый период (2010-2014 гг.) Россия достигла значительных результатов в своем развитии. Этому способствовало наличие в стране высокого потенциала энергетических и материальных ресурсов, а также благодаря, высокому уровню управления страной в кризисных ситуациях.

Главным вопросом во времена скоростных коммуникаций, развивающихся технологий, изменяющихся законов и расширяющейся глобализации становится достижение эффективности управления в непредсказуемой ситуации.

Финансовое оздоровление на кризисных предприятиях может осуществляться разными темпами и включать комплекс различных мероприятий в зависимости от степени разрушения их финансовой системы, обусловленной проявившими себя признаками кризисного состояния предприятия (табл. 3).

Таблица 3. Признаки, причины и последствия кризисного состояния предприятий в зависимости от степени разрушения финансовой системы [6, с. 14]

Степень разрушения финансовой системы Локальное повреждение предприятия Частичное разрушение Органическое разрушение
Признаки кризисного состояния Невыполнение текущих задач Ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности. Утрата предприятием всех функций финансовой системы
Причины кризисного состояния Отсутствие эффективной стратегии финансового оздоровления
Негативное влияние внешних факторов Воздействие внутренних факторов и неспособность преодолевать негативные последствия внешних Совокупное влияние негативных внешних и внутренних факторов

Поскольку кризисное финансовое состояние предприятий и организаций обусловлено общеэкономической и политической ситуацией и неэффективным менеджментом, то разработка мероприятий, должна быть направлена на преодоление кризисных ситуаций, с помощью плана финансового оздоровления.

При этом стратегическое направление финансового оздоровления можно разделить на несколько этапов [3, с. 67]:

  • оперативный этап, включает меры, которые дают быстрые результаты и в основном они направлены на те участки, которые наиболее эффективно реагируют;
  • стратегический этап, предполагает наиболее глубокие преобразования, которые обеспечивают устойчивое развитие предприятия, наибольший запас прочности при колебаниях внешней конъюнктуры рынка.

Предпринимаемые меры в кризисных ситуациях, направлены на повышение стабилизации финансово-экономического положения в организациях и на предприятиях.

Среди основных направлений работы, направленной на оздоровление предприятий выделяют:

  • мобилизацию финансово-инвестиционных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
  • оптимизацию структуры капитала;
  • повышение платежеспособности и ликвидности;
  • рост положительных финансовых результатов при строгом контроле показателей платежеспособности и ликвидности.

Довольно распространенной причиной финансовых неудач на предприятиях (организациях) является неправильный выбор основных подходов к эффективной деятельности. Именно поэтому основным объектом реформирования в условиях кризисной ситуации должны выступать критерии эффективности и оптимальности, определяемые в отношении всего хозяйственно-операционного цикла деятельности предприятия.

Существует несколько определенных подходов финансового оздоровления предприятий, а именно: психологический, финансово-экономический, политический, структурно-технологический [5, с. 17].

Психологический подход позволяет рассматривать финансовое оздоровление с точки зрения стремления к быстрому росту капитала.

Политический подход рассматривает различные способы финансового оздоровления в зависимости от причин, вызывающих неплатежеспособность предприятий и организаций.

Финансово-экономический подход часто используется во внутренней работе организаций и предприятий, и подразумевает под собой набор действий антикризисного управления: восстановление платежеспособности, контроля входящих и исходящих денежных потоков и пр.

Структурно-технологический подход основан на инновационном обновлении предприятий и организаций, но данный подход требует большой объём вложений. При этом следует отметить, что капитальные вложения, при грамотной политике могут привести к значительному экономическому росту.

План финансового оздоровления представляет собой комплексный план процедур и мероприятий по внесудебному оздоровлению кризисного состояния предприятия в течение определенного периода времени [7, с. 4]. Типовой план финансового оздоровления предприятия, возможные варианты и направления финансового оздоровления предприятия стал основным инструментом антикризисного управления и состоит из 4 фаз (рис. 4).

Фазы планирования финансового оздоровления предприятия

Рис. 4. Фазы планирования финансового оздоровления предприятия [8, с. 28]

В целом план финансового оздоровления представляет собой некую модификацию программ и принципов действия организации, которые направлены на улучшение управления, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции, снижение издержек производства, рост качества труда, разработку механизма привлечения инвестиционных ресурсов для внедрения новых технологий [1, с. 10].

Вывод

Практика свидетельствует, что финансово стабильные отечественные предприятия ориентированы на адаптацию к сложным рыночным условиям хозяйствования, выявление и оптимальное использование своих конкурентных преимуществ на рынке, увеличение своей рыночной стоимости. Однако значительная часть отечественных предприятий в настоящее время находится в кризисном состоянии, что связано не столько с дефицитом финансовых средств, сколько с низким уровнем финансового менеджмента и отсутствием обоснованных финансовых стратегий, а именно:

  • мобилизация финансово-инвестиционных ресурсов;
  • оптимизация структуры капитала;
  • повышение платежеспособности и ликвидности.

При этом в процессе реализации разрабатываемых стратегий должны использоваться психологический, финансово-экономический, политический, структурно-технологический подходы.

Список литературы:

1. Бердникова Л.Ф. Финансовый кризис 2014-2015 гг. и его влияние на Россию / Л.Ф. Бердникова // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 9-12.

2. Мигунова С.В. Кризис - достижение предсказуемых результатов в непредсказуемые времена / С.В. Мигунова// Молодой ученый. - 2015. - № 10.2. - С. 17-18.

3. Панагушин В. Диагностика банкротства: возможна ли оценка неплатежеспособности по двум показателям / В. Панагушин // Экономика и жизнь. - 2014. - № 8. - С. 62-69.

4. Рейхерт Н.В. Практика применения оценки вероятности банкротства / Н.В. Рейхерт. - LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 85 с.

5. Салпагаров М.А. Методологические подходы к категории «финансовое оздоровление» предприятий / М.А. Салпагаров // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 8. - С. 15-18.

6. Смирнов Е.Е. Время повышать эффективность стратегического управления / Е.Е. Смирнов // Управление в коммерческих организациях. - 2015. - № 3. - С. 14-16.

7. Хлебников Д.В. Подход к реструктуризации предприятий / Д.В. Хлебников // Управление компанией. - 2014. - № 4. - С. 4-8.

8. Хомякова А.А. Оценка успешности реализации стратегии финансового оздоровления предприятия на основе сбалансированной системы показателей / А.А. Хомякова // Наука и образование. - 2015. - № 11. - С. 27-30.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ