Особенности формирования показателей отчета о целевом использовании средств НКО

Наталья Евгеньева Вахромова
эксперт службы правового консалтинга Гарант,
Москва, Российская Федерация
Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях
№14 (398) 2016

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, может ли некоммерческая организация, осуществляющая в том числе деятельность, приносящую доход (коммерческую деятельность), самостоятельно принять решение о включении (или о невключении) в состав годовой отчетности отчета о движении денежных средств, а также отчета об изменениях капитала.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Вместе с тем НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ определено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), если иное не установлено этим Федеральным законом (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Пунктом 6 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности (утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности») также определено, что в составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации представляются бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

В общем случае приложениями к бухгалтерской отчетности являются:

  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств (п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», далее - Приказ № 66н);
  • иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснения) в табличной и (или) текстовой форме (п. 4 Приказа № 66н).

То есть годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО не содержит в своем составе в том числе и отчет о финансовых результатах. Однако в случае получения дохода от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, величина которого будет признана существенной, при том, что раскрытие данных о прибыли от такой деятельности в отчете о целевом использовании средств будет явно недостаточным для формирования полного представления о финансовом положении организации, НКО предписано отражать показатели о таких доходах обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах (п. 2.1,20 информации Минфина России от 24.12.2015 №ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций» (далее - Информация № ПЗ-1/2015), информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027).

Отметим, что НКО (за исключением НКО, поименованных в ч. 5 ст. 6 Закона № 402-ФЗ) вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 26.12.2014 № 07-01-06/67603, п. 4-4.3 Информации № ПЗ-1/2015).

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств установлены приложением №5 к Приказу № 66н (п. 6, 6.1 Приказа № 66н, п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 №ПЗ-3/2015, далее - Информация). Форматы представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 31.12.2015 № АС-7- 6/710@ «Об утверждении формата представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме».

В то же время абз. 4 п. 6 Приказа № 66н предусмотрено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность не по упрощенной, а по общеустановленной форме (см. письмо ФНС России от 29.05.2015 № ГД-3-3/2180@, п. 4.4 Информации № ПЗ-1/2015). Общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 31.12.2015 № АС-7-6/711@.

В отличие от упрощенных форм отчетности, общеустановленные позволяют организации по своему усмотрению включать в состав отчетности дополнительные показатели. Такие показатели называются «вписываемыми» (п. 6 Приказа № 66н, п. 18 Информации).

Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее - Положение 34н), НКО разрешается не представлять отчет о движении денежных средств.

Аналогичное мнение нашло отражение в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04- 09/2355).

Здесь же разъяснено, что в случае, когда составление и (или) представление, и (или) публикация отчета о движении денежных средств некоммерческой организацией предусмотрены законодательством РФ, а также когда НКО добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета, информация о движении денежных средств раскрывается с учетом особенностей классификации денежных потоков некоммерческой организации применительно к правилам, установленным Положением по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденным приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н, а также применительно к структуре и составу показателей отчета о движении денежных средств, форма которого утверждена в составе приложения № 2 к Приказу № 66н (смотрите также п. 2.3 Информации № ПЗ- 1/2015, п. 2 информации Минфина России от 17.01.2012 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)»).

Заметим, что согласно п. 1 ПБУ 23/2011 нормы этого ПБУ устанавливают правила составления отчета о движении денежных средств для коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. При этом оно применяется и в том случае, если организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета (п. 2 ПБУ 23/2011). То есть НКО также может использовать нормы ПБУ 23/2011 при составлении отчета о движении денежных средств.

Отметим также, что в п. 2.2 Информации № ПЗ- 1/2015 также разъясняется, что некоммерческие организации не обязаны в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Данный вывод сделан на основании Закона № 402-ФЗ и Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации НКО может самостоятельно принять решение о включении (или о невключении) в состав годовой отчетности отчета о движении денежных средств, а также отчета об изменениях капитала. При этом может быть принято во внимание наличие соответствующих данных (показателей).

В п. 3 Информации № ПЗ-1/2015 сказано, что при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО должна исходить из требования существенности. При этом некоммерческая организация, исходя из условий деятельности, а также требований законодательства РФ, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения.

К сведению: в разделе II Информации № ПЗ-1/2015 подробно разъяснен порядок формирования показателей бухгалтерского баланса НКО, а в разделе V - особенности формирования показателей отчета о целевом использовании средств.

Список литературы

1. Информация Минфина России от 17.01.2012 «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)».

2. Информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012.

3. Информация Минфина России от 03.06.2015 № ПЗ-З/2015.

4. Информация Минфина России от 24.12.2015 №ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций».

5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

7. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011): приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н.

10. Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме: приказ ФНС России от 31.12.2015 № АС-7-6/711@.

11. Об утверждении формата представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме: приказ ФНС России от 31.12.2015 № АС-7-6/710@.

12. Письмо Минфина России от 26.12.2014 № 07-01-06/67603.

13. Письмо ФНС России от 29.05.2015 № ГД-3-3/2180@.

14. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

15. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности: утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2014 № 220 «Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности».

16. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год: приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027.

17. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год: приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 №07-04-09/2355.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ