Оценка финансовых рисков на примере ПАО «Аэрофлот»

Н.М. Чуйкова,
канд. экон. наук, доцент
М.А. Попова,
магистрант
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия, г. Москва
Экономика и бизнес: теория и практика
№11-3 2019

Аннотация. В данной статье была проведена оценка систематических и несистематических финансовых рисков ПАО «Аэрофлот» за 2018 год, а именно валютного риска, риска изменения процентных ставок, риска изменения цен на топливо также рисков ухудшения финансового состояния, определены причины повышения уровня финансовых рисков. Итогом данного исследования стало определение способов минимизации данных рисков с целью сокращения будущих потерь.

Последствия финансовых рисков оказывают влияние на финансовые результаты и финансовую стабильность компании. Финансовые риски могут привести не только к определенным финансовым потерям, но и к банкротству организации, однако путем прогнозирования того или иного рискового события и путем принятия мер к снижению степени риска можно избежать негативных последствий. Именно управление финансовыми рисками помогает улучшить финансовое состояние организации и свести к минимуму воздействие данных рисков на деятельность организации.

Целью работы является оценка систематических и несистематических финансовых рисков ПАО «Аэрофлот», а также определение способов их минимизации.

Группа «Аэрофлот» - современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России, входит Топ-20 авиаперевозчиков мира по пассажиропотоку. По итогам 2018 года Группа занимает 40,7% российского рынка по пассажиропотоку. В течение года услугами авиакомпаний Группы воспользовались 55,7 млн пассажиров, в том числе 35,8 млн пассажиров перевезено рейсами авиакомпании «Аэрофлот» [5].

Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот». Важно отметить, что 51,17% акций ПАО «Аэрофлот» принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В свободном обращении у институциональных и розничных инвесторов находится 40,9% капитала [5].

ПАО «Аэрофлот» присущи как систематические и несистематические риски. К систематическим рискам относятся: валютный риск, риск изменения процентных ставок и риск изменения цен на топливо [5].

К основным несистематическим финансовым рискам можно отнести: риск снижения финансовой устойчивости, риск потери ликвидности, риск снижения рентабельности, риск снижения деловой активности и риск повышения долговой нагрузки.

ПАО «Аэрофлот» подвержено воздействию валютного риска в отношении выручки, а также операций по закупкам и привлечению заемных средств, которые выражены в валюте. В основном валютный риск возникает по операциям в евро и долларах США. Уровень данного риска оказал негативное влияние в 2018 году, как на финансовые результаты компании, так и на состояние долговой нагрузки, в связи с повышением курсов иностранных валют. Чтобы снизить данный риск, компании целесообразно проводить хеджирование изменений валютных курсов, для этого следует осуществлять регулярный анализ тенденций курсов валют.

Организация также подвержена риску, связанному с влиянием колебаний рыночных процентных ставок на ее финансовые результаты и денежные потоки. Изменение процентных ставок в основном оказывает влияние на изменение стоимости привлечения кредитов и займов (фиксированная процентная ставка) и на будущие денежные потоки (плавающая процентная ставка на кредиты и займы). Для снижения этого риска компании важно в момент привлечения новых кредитов и займов, а также финансовой аренды принимать решение исходя из предположения какая (фиксированная или плавающая) процентная ставка будет более выгодной для ПАО «Аэрофлот» на весь период времени до момента погашения.

Что касается риска изменения цен на авиатопливо, то изменения цен на ресурс в 2018 году оказало негативное влияние на финансовое состояние ПАО «Аэрофлот», а именно на финансовые результаты компании. Связано это с тем, что цена на нефть марки «Брент» на 31 декабря 2018 г. или 31 декабря 2017 г. была бы выше или ниже на 10% фактической цены при отсутствии изменений прочих переменных (включая прогнозы будущей цены на нефть). Для снижения данного риска компании целесообразно хеджировать данный риск, а именно закупать топливо по заранее обговоренной цене, наиболее выгодной для ПАО «Аэрофлот».

Далее целесообразно оценить группу основных несистематических рисков с помощью балансового метода, который реализуется на основе финансового анализа.

Уровень риска финансовой устойчивости определяет коэффициент финансовой устойчивости, который на 31.12.2018 составил 0,4, уменьшившись на 0,09 по сравнению с предыдущим периодом. Уменьшение связано в первую очередь с сокращением нераспределенной прибыли. Несмотря на это показатель находится в разумных границах, что свидетельствует о сохранение финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот», а значит о приемлемом уровне риска.

Риск ликвидности определяется с помощью показателя собственного оборотного капитала, который составил на 31.12.2018 - 1,9 млрд. рублей. Положительное значение свидетельствует о ликвидности баланса. Также риск ликвидности можно оценить, используя коэффициент текущей ликвидности, который в свою очередь на 31.12.2018 составил 1,12, сократившись на 0,51 по сравнению с предыдущим периодом в основном за счет сокращения денежных средств и их эквивалентов. Несмотря на это, коэффициент соответствует нормативу, что говорит о достаточности оборотных средств, чтобы покрыть краткосрочные обязательства. Стоит отметить, что компания систематически осуществляет оценку данного риска, а именно производит детальное планирование и прогнозирование денежных потоков для обеспечения ликвидности на достаточном уровне.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета коэффициента текущей ликвидности и других финансово-экономических коэффициентов.

Риск снижения финансовых результатов оценивается как с помощью анализа основных статей отчета и финансовых результатов, так и с помощью показателей рентабельности. Анализ основных статей Формы 2 необходим для того, чтобы определить за счет чего изменилась чистая прибыль, как основной финансовый результат любой компании. В таблице 1 представлен аналитический отчет о финансовых результатах ПАО «Аэрофлот» за 2017-2018 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Аналитический отчет о финансовых результатах ПАО «Аэрофлот» за 20172018 гг., тыс. рублей

Наименование показателя 2017 г. 2018 г. Изменение Изменение в %
Выручка 446 649 442 504 696 789 58 047 347 13,00
Себестоимость продаж 400 268 600 499 683 382 99 414 782 24,84
Валовая прибыль/убыток 46 380 842 5 013 407 -41 367 435 -89,19
Коммерческие расходы 35 171 689 29 815 806 -5 355 883 -15,23
Управленческие расходы 12 742 294 13 810 326 1 068 032 8,38
Прибыль/убыток от продаж 1 533 141 38 612 725 3 7 079 584 2 418,54
Доходы от участия в других организациях 3 586 256 2 213 828 -1 372 428 -38,27
Проценты к получению 4 236 094 2 885 714 -1 350 380 -31,88
Проценты к уплате 800 569 0 -800569 -100,00
Прочие доходы 52 915 005 63 556 751 10 641 746 20,11
Прочие расходы 23 179 506 25 960 860 2 781 354 12,00
Прибыль/убыток до налогообложения 35 224 139 4 082 708 -31 141 431 -88,41
Текущий налог на прибыль 8 723 470 2 755 346 -5 968 124 -68,41
Изменение отложенных налоговых обязательств 37 871 13 306 -24 565 -64,86
Изменение отложенных налоговых активов 1 219 688 680 560 -539 128 -44,20
Прочее 685 225 801 488 116 263 16,97
Чистая прибыль/убыток 28 443 453 2 796 104 -25 647 349 -90,17

Выручка ПАО «Аэрофлот» за 2018 год составила 504,7 млрд руб. Наибольшую долю в структуре выручки занимает выручка от реализации пассажирских авиаперевозок - 88,54%. Выручка по сравнению с 2017 годом увеличивается на 58,05 млрд.рублей или на 13%. Основными драйверами выручки стали: рост пассажирских перевозок на 8,9%, рост количества выполненных рейсов на 12,3%, расширение маршрутной сети.

Себестоимость за 2018 год составила 499,68 млрд.рублей. Себестоимость в 2018 году увеличивается на 99,41 млрд.рублей или на 24,84%, что в первую очередь связано с увеличением материальных затрат на 41,9% по причине увеличение цен на авиационное топливо, лизинговых платежей на 21%, данное увеличение связано с расширением парка воздушных судов и ростом курса иностранной валюты. Из-за того, что себестоимость увеличивается большими темпами, валовая прибыль имеет тенденцию к сокращению, а именно на 41,37 млрд.рублей или на 89,19%. Коммерческие и управленческие расходы в 2018 году не претерпевали значительных изменений.

Важно также отметить, что у ПАО «Аэрофлот» в 2018 году присутствует убыток от продаж - 38,6 млрд. рублей, что связано с сокращением валовой прибыли. Несмотря на это чистая прибыль составила 2,8 млрд. рублей, сократившись на 25,65 млрд. рублей по сравнению с предыдущим периодом. Чистая прибыль стала положительной в связи с тем, что ПАО «Аэрофлот» имеет значительный объем прочих доходов, которые формируются за счет возврата акциза на авиатопливо, дохода по не прилетевшим пассажирам, прибыли прошлых лет и т.д.

Результат деятельности организации также можно оценить с помощью относительных показателей рентабельности. Так рентабельность по чистой прибыли в 2018 году составила 0,55%, сократившись по сравнению с 2017 годом на 5,81 п.п. Рентабельность продаж составила -7,65%, по сравнению с 2017 годом данный показатель уменьшился на 7,3 п.п. Данные результаты говорят о том, что в 2018 году у ПАО «Аэрофлот» есть проблемы, связанные с ухудшением финансовых результатов.

Исходя из проведенной оценки финансовых результатах, можно говорить о том, что у компании в 2018 году присутствует высокий риск ухудшения финансовых результатов, что связано в первую очередь с валютным риском и риском изменения цен на авиатопливо.

Риск повышения долговой нагрузки, является одним из ключевых при оценке кредитоспособности любой компании. Стоит отметить, что долговые обязательства, а именно лизинговые платежи у ПАО «Аэрофлот» находятся за балансом. Для компании показатель долговой нагрузки в 2018 году составил 14,33, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 12,34. Рост связан с высокой чувствительностью лизинговых платежей к изменению курса, а в 2018 году рубль как раз ослабел к доллару на 6,3%, к евро на 9,8%. Увеличение долговой нагрузки также произошло по причине увеличения цен на авиатопливо на 35%. Таким образом можно констатировать факт того, что у компании в 2018 году присутствует высокий риск долговой нагрузки, что также связано с колебанием курсов валют и цен на авиатопливо.

При оценке риска снижения деловой активности было выявлено, что риск находится на допустимом уровне. А именно коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2018 году составил 5,79, увеличившись на 0,29 по сравнению с 2017 годом, период оборота при этом составил 63 дня. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2018 году составил 5,72, увеличившись на 0,40 по сравнению с 2017 годом, период оборота - 65 дней. Улучшение показателей связано в первую очередь с увеличением среднегодовой величины дебиторской и кредиторской задолженностей. Финансовый цикл в 2018 году составил 5 дней. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что ПАО «Аэрофлот» эффективно использует свои ресурсы.

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности и других финансово-экономических коэффициентов.

Таким образом, у ПАО «Аэрофлот» существуют проблемы, связанные в первую очередь с усугублением валютного риска и риска изменения цен на топливо по причине макроэкономических изменений (снижение курса рубля, рост цен на авиатопливо). Высокий уровень данных рисков приводит к повышению рисков снижения финансовых результатов и увеличения долговой нагрузки. Несмотря на негативные последствия стоит отметить, что ПАО «Аэрофлот» в 2018 году оптимизировала свои доходы и расходы, тем самым не допустив убытка. Чтобы минимизировать свои риски в будущем, а также не допустить усугубления подобной ситуации, компании целесообразно систематически хеджировать валютный риск и риск изменения цен на авиатопливо. Для управления остальными рисками необходимо постоянно проводить их оценку в перспективе и рассматривать несколько сценариев развития событий.

Библиографический список

1. Бланк И.А. Управление финансовыми рисками: учебник. - Ника-Центр, 2015. - 600 с.

2. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента 2 т.: учебник. - Ника-Центр, 2016. - 512 с.

3. Григорьева, Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 462 с.

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - учебное пособие. - М.: Бухгалтерский учет, 2017. - 241 с.

5. ПАО «Аэрофлот». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/ru-ru

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ