6647f638357256_21899836___skip_ 6647f638357429_99219705___skip_ Основные критерии определения налогового резидентства организаций: международные подходы 6647f6383575d0_47417050___skip_ 6647f638357772_56304775___skip_ Т.Э. Рождественская, 6647f638357953_95295622___skip_ доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права 6647f638357953_95295622___skip_ Московского государственного юридического университета 6647f638357953_95295622___skip_ имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 6647f638357953_95295622___skip_ 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9 6647f638357953_95295622___skip_ Е.А. Гузнова 6647f638357953_95295622___skip_ студентка международно-правового факультета 6647f638357953_95295622___skip_ МГИМО МИД России 6647f638357953_95295622___skip_ 119454, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 76 6647f638357953_95295622___skip_ Актуальные проблемы российского права 6647f638357953_95295622___skip_ №5 (78) 2017 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358039_95746766___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ 6647f6383583a0_09928937___skip_ Аннотация 6647f6383585a7_28516122___skip_ . Настоящая статья посвящена изучению особенностей определения налогового резидентства, сложившихся в международной практике. В статье на основании анализа судебных дел рассматриваются основные критерии определения налогового резидентства, в частности критерии: места центрального управления и контроля (common law test for corporate residence); места инкорпорации (place of incorporation); места эффективного управления и контроля (place of effective management). 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Налоги являются неотъемлемой частью функционирования государства. Роль налогов колоссальна. В теории права налоги рассматриваются в качестве важнейшего признака, отличающего государство от предшествующей ему родовой организации общества, наряду с наличием у государства особой организации публичной власти и иными признаками. Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета (до 95 % доходов федерального бюджета в Российской Федерации формируются за счет налоговых отчислений). 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Особое значение имеет определение круга налогоплательщиков и плательщиков сборов, т.е. организаций и физических лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и/или сборы. Особое значение при определении круга налогоплательщиков имеет принцип резидентства, в соответствии с которым по общему правилу все налогоплательщики конкретного государства подразделяются на две категории: резидентов и нерезидентов. Основное различие между этими двумя группами состоит в том, что резиденты платят налоги в данном государстве со всех доходов, получаемых ими как на территории данного государства, так и за его пределами (так называемый мировой доход, worldwide income), а нерезиденты — только налоги с доходов, полученных от источника в данном государстве. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Начиная с 90-х гг. XX в. в России было проведено немало реформ, касающихся налоговой системы. Однако в связи со сравнительно недавним переходом к рыночной экономике многие институты налогового права были закреплены в нашем законодательстве значительно позднее, чем, например, во многих государствах — членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К таким институтам относится и институт резидентства юридических лиц, который был закреплен в российском законодательстве только в 2015 г. 6647f638358a71_13592265___skip_ 1 6647f638358bc2_98917452___skip_ 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 1 6647f638358bc2_98917452___skip_ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // СПС «КонсультантПлюс». 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Именно поэтому изучение опыта иных государств имеет огромное значение. И как раз одним из основных вопросов, встающих перед законодателем, является определение понятия резидентства и критериев, на основании которых резидентство определяется. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В налоговом законодательстве и правоприменительной практике зарубежных стран институт налогового резидентства нашел закрепление как в отношении налогоплательщиков — физических лиц, так и в отношении налогоплательщиков — юридических лиц. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ При этом в большинстве стран мира применяют налоговую систему, в которой присутствует комбинация принципов резидентства и источника («residence and source» taxation systems). В этих системах налогообложению подлежат мировые доходы и имущество резидентов государства, независимо от того, где они находятся 6647f638358a71_13592265___skip_ 2 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 2 6647f638358bc2_98917452___skip_ Гидирим В. А. Принцип резидентства корпораций в международном налоговом праве // NB: Международное право. 2013. № 1. С. 123—170. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Большое значение для определения подходов к понятию «налоговый резидент» имеет Модельная конвенция ОЭСР, в соответствии с которой вводится понятие «резидент договаривающегося государства» только в целях самой Конвенции. Согласно Модельной конвенции резидент договаривающегося государства — это лицо, которое по законам этого государства подлежит в нем обложению налогом по причине его домициля, резидентства, места управления или любого иного аналогичного критерия. В случаях, когда лицо, не являющееся физическим, считается резидентом обоих договаривающихся государств, согласно Модельной конвенции оно должно считаться резидентом того договаривающегося государства, в котором находится его место эффективного управления и контроля 6647f638358a71_13592265___skip_ 3 6647f638358bc2_98917452___skip_ . Таким образом, рези-дентство в целях Модельной конвенции ОЭСР означает личную привязанность к государству, которая приводит к возникновению полной налоговой ответственности 6647f638358a71_13592265___skip_ 4 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 3 6647f638358bc2_98917452___skip_ OECD Model Convention (2014). Агч. 4. Section I. Paragraph 1, 3. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 4 6647f638358bc2_98917452___skip_ John F., Avery J. et al. The Origins of Concepts and Expressions Used in the OECD Model and their Adoption by States // Bulletin — Tax Treaty Monitor. June 2006. P. 230. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР еще раз подчеркивается, что данное определение относится к способам определения резидентства, предусмотренным национальным правом договаривающихся государств 6647f638358a71_13592265___skip_ 5 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 5 6647f638358bc2_98917452___skip_ OECD Model Convention (2010). Commentary to art. 4. Section II. Paragraph 1. P. 8. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ При этом как в Модельной конвенции, так и в двусторонних международных соглашениях об избежании двойного налогообложения содержится лишь открытый перечень возможных критериев, по которым договаривающиеся государства могут определить налоговое резидентство конкретного лица. Отсюда можно сделать вывод о том, что, используя отсылку к национальному законодательству при определении резидентства компаний, Модельная конвенция ОЭСР предлагает использовать механизм коллизионного регулирования в международных налоговых соглашениях. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Анализ международной практики позволяет сделать вывод о том, что существуют три основных подхода к определению резидентства, в которых используются соответственно три критерия: 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638359b41_74371513___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ место центрального управления и контроля (common law test for corporate residence); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ место инкорпорации (place of incorporation); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ место эффективного управления и контроля (place of effective management). 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359fb2_18380859___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ 1. Место центрального управления и контроля (common law test for corporate residence). Критерий центрального управления и контроля, который также называют «критерием определения компаний по общему праву», широко применялся в Великобритании. В настоящее время данный критерий используется в Великобритании только по отношению к офшорным компаниям и компаниям — нерезидентам этой страны 6647f638358a71_13592265___skip_ 6 6647f638358bc2_98917452___skip_ , он также широко распространен в странах, имеющих с ней исторические связи (например, в Канаде) 6647f638358a71_13592265___skip_ 7 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 6 6647f638358bc2_98917452___skip_ Residence of Companies under Tax Treaties and EC Law, EC and International / Maisto G. (ed.) // Tax Law Series. Vol. 5. Amsterdam: IBFD, 2009. Pp. 826—827. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 7 6647f638358bc2_98917452___skip_ Гидирим В. А. Указ. соч. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Данный критерий относится к высшему уровню управления компанией. В широком понимании при использовании данного критерия необходимо ответить на два вопроса: 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835a516_23566633___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ где именно директора компании осуществляют свои полномочия; 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ действительно ли осуществление полномочий директоров приводит к возникновению центрального управления и контроля. 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f63835a701_71885623___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ При этом если полномочия директоров и принятие существенных решений осуществляется менеджером или контролирующим акционером, то в таком случае именно их деятельность и их резидентство являются значимыми при определении резидентства компании. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Применительно к данному принципу существует несколько способов или тестов определения места центрального управления и контроля, основными из которых являются: 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835a516_23566633___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ тест «места проведения заседаний директоров»; 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ тест «фактического места принятия решений»; 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ тест «узурпации власти» (тест направления руководящих указаний и инструкций директорам). 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f63835a701_71885623___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Тест «места проведения заседаний директоров». Основные положения данного способа были сформулированы в британском деле «DeBeers Consolidated Mines Ltd. v. Howe (Surveyor of Taxes)» 6647f638358a71_13592265___skip_ 8 6647f638358bc2_98917452___skip_ одним из судей, лордом Лоренбурном: «При применении концепции резидентства к компаниям, на мой взгляд, нам следует применять аналогию с индивидуумом. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 8 6647f638358bc2_98917452___skip_ De Beers Consolidated Mines Ltd. v. Howe [1906] AC 455. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Компания не может есть или спать, но она может иметь дом и осуществлять хозяйственную деятельность. Следовательно, нам необходимо определить, где компания на самом деле имеет дом и ведет свою деятельность. ...Компания является резидентом того государства, где осуществляется ее реальная деятельность, .а реальная деятельность осуществляется там, где в действительности осуществляется центральное управление и контроль. ...Этот вопрос является исключительно вопросом факта, и его решение зависит не от того, что написано в том или ином постановлении или уставе, но от детального изучения бизнеса и торговой деятельности компании» 6647f638358a71_13592265___skip_ 9 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 9 6647f638358bc2_98917452___skip_ De Beers Consolidated Mines Ltd. v. Howe [1906] AC 455. P. 212—213. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В данном деле «De Beers» являлась компанией, зарегистрированной и инкорпорированной в ЮАР. Ее головной офис также находился в ЮАР. Акционеры данной компании осуществляли как плановые, так и внеплановые собрания в ЮАР. Но собрания совета директоров «De Beers» осуществлялись как в ЮАР, так и в Лондоне (Великобритания), при том что большинство членов совета имело постоянное место жительства в Великобритании. И с точки зрения устава компании, и исходя из фактических обстоятельств дела именно решения собраний совета, проводившихся в Лондоне, имели преимущественное значение. Исходя из этого, суд Палаты лордов согласился с мнением налоговых органов Великобритании в том, что «De Beers» является резидентом Великобритании в целях налогообложения именно потому, что деятельность компании контролировалась и управлялась директорами в Лондоне, в связи с этим мировой доход компании подлежит обложению налогом в Великобритании. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Тест «фактического места принятия решений». В деле «Unit Construction v. Bullock (Inspector of Taxes)» 6647f638358a71_13592265___skip_ 10 6647f638358bc2_98917452___skip_ британская материнская компания имела три дочерние компании в Кении. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 10 6647f638358bc2_98917452___skip_ Unit Construction Co. Ltd. Appellant v. Bullock (Inspector of Taxes) Respondent [1960] Appeal Cases 351. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Все дочерние компании были зарегистрированы и осуществляли торговую деятельность в Кении. Согласно уставам дочерних компаний полномочия по контролю и управлению принадлежали советам директоров в Кении, и все заседания советов по факту проходили именно в этой стране. Однако полномочия директоров дочерних компаний были номинальными, все значимые решения, касающиеся деятельности дочерних компаний, по существу, принимались советом директоров материнской компании в Великобритании. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В данном деле, суд Палаты лордов отменил аргумент нижестоящих судов о том, что «только предусмотренный уставом, и, следовательно, полномочный орган управления и контроля имеет значение при определении резидентства компании». Судья Палаты лордов Вискоунт Симондс заявил: «Хозяйственная деятельность компании не является менее управляемой в Лондоне лишь потому, что она должна управляться в Кении. Резидентство компании определяют значимые факты, а не положения ее устава, несмотря на то, что последние являются императивными. ... Таким образом, я прихожу к выводу о том, что именно фактическое место управления, а не то место, в котором должно осуществляться управление, определяет резидентство компании» 6647f638358a71_13592265___skip_ 11 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 11 6647f638358bc2_98917452___skip_ Unit Construction Co. Ltd. Appellant v. Bullock (Inspector of Taxes) Respondent [1960] Appeal Cases 363. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В данном деле центральное управление и контроль за деятельностью дочерних компаний фактически осуществлялись в Великобритании, в то время как советы директоров дочерних компаний просто «проштамповывали» (rubber-stamped) решения, принятые советом директоров материнской компании в Великобритании. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Тест «узурпации власти» (тест направления руководящих указаний и инструкций директорам). Вопрос о разграничении между простым влиянием на принятие решений советом директоров компании и фактическим узурпированием полномочий совета директоров рассматривался в недавнем деле «Wood v. Holden (Inspector of Taxes)» 6647f638358a71_13592265___skip_ 12 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 12 6647f638358bc2_98917452___skip_ Wood & Anor v Inspector of Taxes Rev 1 [2006] EWCA Civ 26. URL: http://www.bailii.org/ew/cases/EWCA/Civ/2006/26.html. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В данном деле речь шла о налоговой схеме, созданной с целью избежания налогообложения, одним из элементов которой была датская компания «Eulalia», которая управлялась единственным директором, голландской компанией ABN AMRO. «Eulalia» совершила крупную сделку по купле-продаже акций (контрагентом являлась компания — резидент Британских Виргинских островов), но какой-либо иной деятельности она не осуществляла. Доходы от отчуждения акций принадлежали супругам Вуд, резидентам и налогоплательщикам Великобритании. Налоговые органы Великобритании пришли к выводу о том, что продажа акций через «Eulalia» была осуществлена с целью избежания британского налогообложения, при том что фактически «Eulalia» должна рассматриваться как резидент Великобритании, поскольку ее единственный директор получал указания о том, что ему делать, от супругов Вуд из Великобритании, и, соответственно, именно в Великобритании осуществлялись центральное управление и контроль. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ При рассмотрении данного дела Апелляционный суд сформулировал следующее утверждение: «При определении, где находится центральное управление и контроль компании, инкорпорированной за пределами Великобритании, важно различать случаи, когда: 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835a516_23566633___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ управление и контроль над компанией осуществляется ее собственными уставными органами (советом директоров или общим собранием); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ функции таких уставных органов «узурпированы» — в том смысле, что управление и контроль над организацией осуществляется независимо от уставных органов или без обращения к ним» 6647f638358a71_13592265___skip_ 13 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f63835a701_71885623___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 13 6647f638358bc2_98917452___skip_ Wood & Anor v Inspector of Taxes Rev 1 [2006] EWCA Civ 26. P. 27. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Таким образом, Апелляционный суд пришел к выводу о том, что дочерняя компания становится резидентом юрисдикции ее материнской компании только в том случае, если полномочия совета директоров дочерней компании были узурпированы директорами материнской компании, и директора дочерней компании просто «проштамповывают» решения совета директоров материнской компании. При этом если директора дочерней компании действительно обдумывают решения, которые они должны принять, то, даже если эти решения совпадают с решениями материнской компании, дочерняя компания будет резидентом той страны, где проходят встречи ее совета директоров. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ 2. Место инкорпорации (place of incorporation). Данный способ определения налогового резидентства является первоочередным во многих странах. В разных странах определение понятия «инкорпорация» может иметь различные значения, однако во всех случаях оно сводится к какой-либо форме государственной регистрации и выдачи соответствующего документа 6647f638358a71_13592265___skip_ 14 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 14 6647f638358bc2_98917452___skip_ Гидирим В. А. Указ. соч. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Первым делом, в котором резидентство компании определялось на основе данного критерия, стало дело «Attorney-General v. Alexander» 6647f638358a71_13592265___skip_ 15 6647f638358bc2_98917452___skip_ , рассмотренное в судах Великобритании. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 15 6647f638358bc2_98917452___skip_ Attorney-General v. Alexander (1874) LR 10 Exch 20. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В данном деле «Imperial Ottoman Bank», инкорпорированный в Турции, выполнял функции турецкого центрального банка, но при этом занимался коммерческой деятельностью и финансировался частными лицами из Парижа и Лондона. Согласно документам, регулирующим его деятельность, местом нахождения банка являлся Стамбул. Также банк обладал правом открывать представительства и филиалы, один из которых был открыт в Лондоне. Все сотрудники администрации банка в Стамбуле назначались специальным комитетом из 10 английских и 10 французских представителей, которые проводили регулярные встречи в Париже и Лондоне. Данный комитет осуществлял общее руководство банком, наблюдение и контроль за его деятельностью. Английские директора также осуществляли руководство лондонским подразделением банка, на базе которого по факту проводились как очередные, так и внеочередные собрания акционеров, на которых утверждался годовой отчет о деятельности руководящего комитета, финансовая отчетность, а также выбирались члены руководящего комитета. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ На основании вышесказанного, налоговые органы Великобритании решили, что банк является резидентом Великобритании, поэтому его мировой доход должен облагаться налогом именно в этой стране. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Рассмотрев данное дело, Суд по делам Казначейства пришел к выводу о том, что банк не является резидентом Великобритании. Председательствующий судья Келли заявил: «Как мне представляется, убедительно закреплено в тексте документов, которые мы можем назвать уставом,... Местом нахождения банка является Константинополь (Стамбул); с разрешения правительства он может открывать столько филиалов и представительств, сколько посчитает необходимым . Таким образом, если эта компания должна быть названа резидентом где-либо, то я полагаю, что она должна быть резидентом в Константинополе, только там, где расположено место ее нахождения согласно четким формулировкам устава. Филиалы и представительства, которые компания открывает в Лондоне, Париже или где-либо еще, не являются банками как таковыми, а только лишь подразделениями этого банка, место нахождения которого расположено в Константинополе» 6647f638358a71_13592265___skip_ 16 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 16 6647f638358bc2_98917452___skip_ Attorney-General v. Alexander (1874) Law Reports 10 Exchequer Cases 20, 30. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Таким образом, суд определил резидентство компании на основании положений ее устава, не принимая во внимание место ее фактического управления. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ В настоящее время критерий места инкорпорации закреплен в Законе о финансах 1988 г. 6647f638358a71_13592265___skip_ 17 6647f638358bc2_98917452___skip_ следующим образом: «Компания, инкорпорированная в Великобритании, считается резидентом Великобритании в целях применения налоговых законов». 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 17 6647f638358bc2_98917452___skip_ Finance Act 1988. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1988/39/enacted. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Таким образом, судебная практика и законодательство Великобритании пошли по пути распространения резидентской налоговой юрисдикции на максимальное количество компаний, имеющих с Великобританией ту (место центрального управления и контроля) или иную (место инкорпорации) связь. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Долгое время в законодательстве России не было установлено понятия «налоговое резидентство юридических лиц». Вместо этого для определения лиц — налогоплательщиков налога на прибыль в России использовалась конструкция «российские организации — иностранные организации» (п. 1 ст. 246 НК РФ). Фактически, данная конструкция соответствует рассмотренному здесь критерию места инкорпорации для определения резидентства юридических лиц. Однако в настоящее время в Налоговый кодекс РФ также включен критерий места управления для иностранных организаций (п. 1 ст. 246.2). 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ 3. Место эффективного управления и контроля (place of effective management). Данный критерий существовал в Модельной конвенции ОЭСР 6647f638358a71_13592265___skip_ 18 6647f638358bc2_98917452___skip_ к качестве самодостаточного правила вплоть до 2000 г. Он был введен в целях урегулирования коллизий, связанных с резидентством компаний, если такая компания является резидентством нескольких государств 6647f638358a71_13592265___skip_ 19 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 18 6647f638358bc2_98917452___skip_ OECD Model Double Taxation Convention on Income and Capital 2000. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 19 6647f638358bc2_98917452___skip_ Triangular Cases, in Model Tax Convention: Four Related Studies (OECD 1992). 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Однако в Комментарии к Модельной конвенции ОЭСР 6647f638358a71_13592265___skip_ 20 6647f638358bc2_98917452___skip_ в 2000 г. было внесено изменение, касающееся места эффективного управления. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 20 6647f638358bc2_98917452___skip_ OECD Model Convention (2000). Commentary to art. 4. Section III. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Согласно Комментариям, местом эффективного управления и контроля является местом, где осуществляется ключевое управление и принимаются решения, связанные с торговой деятельностью компании, которые, по существу, являются значимыми для ведения хозяйственной деятельности всей организации. Место эффективного управления обычно находится там, где принимают свои решения члены высшего руководящего звена и высшие органы компании (совет директоров), где должны определяться действия, необходимые для всего предприятия в целом. Данный критерий был введен Модельной конвенцией ОЭСР в качестве наиболее предпочтительного критерия для определения резидентства лиц иных, чем индивиды. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Для более четкого понимания представленного выше определения места эффективного управления необходимо точнее определить основные понятия, используемые в данном определении: 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835a516_23566633___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ «ключевой» («key») — важный, значимый, основной, определяющий, стратегический; 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ «эффективный» («effective») — приводящий к желаемому или подразумеваемому результату, даже если намерение не было выражено прямо. В контексте определения места эффективного управления и контроля термин «эффективный» должен пониматься в значении французского понятия «effective», которое означает «действительный, подлинный, фактический» (англ. «real»); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ «ключевое управление и решения, связанные с торговой деятельностью компании» («key management and commercial decisions») — это решения, связанные с глобальной стратегией и политикой деятельности компании, принимаемые ее членами высшего руководящего звена и высшими органами (senior management / key management personnels); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ в целях данного определения термин «члены высшего руководящего звена и высшие органы компании» («senior management / key management personnels») включает в себя руководителей компании и сотрудников, занимающих в ней ключевые руководящие посты, которые в целом ответственны за осуществление ключевого управления и принятие решений, связанных с торговой деятельностью компании. 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f63835a701_71885623___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Членами высшего руководящего звена и высшими органами компании могут являться совет директоров, генеральный директор, единоличный исполнительный орган, исполнительный директор, финансовый директор, главный бухгалтер, операционный директор, главы различных подразделений и департаментов (например, начальники отдела продаж и отдела маркетинга) и т.д. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Следует отметить, что данный перечень членов высшего руководящего звена и высших органов компании является приблизительным, точный перечень данных лиц, а также их конкретные наименования и степень влияния на осуществление ключевого управления и принятие решений, связанные с торговой деятельностью компании, будут зависеть от государства, в котором осуществляется их деятельность, а также от конкретной компании. При этом для определения места эффективного управления и контроля следует учитывать все имеющие отношение к данному делу факты, в том числе, помимо всего прочего, место проведения заседания совета директоров, место, в котором обычно осуществляется руководящее управление, место осуществления деятельности главными должностными лицами, место ведения бухгалтерского учета и хранения архивов и т.д. Следует учитывать, что у компании может быть несколько мест управления, но только одно место эффективного управления и контроляsup 6647f638358a71_13592265___skip_ 21 6647f638358bc2_98917452___skip_ . 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358dc4_18852266___skip_ 6647f638358a71_13592265___skip_ 21 6647f638358bc2_98917452___skip_ OECD Model Convention (2010). Commentary to art. 4. Section III, p. 24. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f6383581f5_37142580___skip_ Таким образом, поскольку Модельная конвенция ОЭСР не содержат четкой дефиниции «налогового резидентства» и использует отсылку к национальному законодательству при определении резидентства компаний, можно сделать вывод, что Модельная конвенция ОЭСР предлагает использовать механизм коллизионного регулирования в международных налоговых соглашениях. Анализ международной практики позволяет сделать вывод о том, что существуют три основных подхода к определению резидентства, в которых используются соответственно три критерия: 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638359b41_74371513___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ место центрального управления и контроля (common law test for corporate residence); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ место инкорпорации (place of incorporation); 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359c21_06466353___skip_ место эффективного управления и контроля (place of effective management). 6647f638359d80_97944817___skip_ 6647f638359fb2_18380859___skip_ 6647f63835d0c8_19471597___skip_ БИБЛИОГРАФИЯ 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835d349_73073095___skip_ 1. Гидирим В.А. Принцип резидентства корпораций в международном налоговом праве // NB: Международное право. — 2013. — № 1. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835d349_73073095___skip_ 2. John F. Avery J. et al. The Origins of Concepts and Expressions Used in the OECD Model and their Adoption by States // Bulletin — Tax Treaty Monitor. June 2006. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835d349_73073095___skip_ 3. Lang M. Introduction to the Law of Double Taxation Conventions. — Wien: Linde Verlag Wein Ges.m.b.H., 2010. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835d349_73073095___skip_ 4. Maisto G. (ed.), Residence of Companies under Tax Treaties and EC Law // EC and International Tax Law Series. — Vol. 5. — Amsterdam: IBFD, 2009. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f63835d349_73073095___skip_ 5. IBFD International Tax Glossary. — 6th ed. — 2009. 6647f638357e23_79799581___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f63835db23_97753253___skip_ 6647f63835dcc5_72790990___skip_ Метки 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f63835df32_81024120___skip_ 6647f63835e0d8_92341843___skip_ налоги 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835e361_00446249___skip_ налогообложение 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835e540_31687044___skip_ налоговый суверенитет 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835e6c4_49617217___skip_ налоговое резидент-ство организаций 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835e824_43645508___skip_ налоговый резидент 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835e992_84123509___skip_ налоговый нерезидент 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835eb03_36096108___skip_ критерии налогового резидентства 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835ec61_92541622___skip_ модельная конвенция организации экономического сотрудничества и развития (оэср) 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f63835edd1_18073400___skip_ комментарии к модельной конвенции оэср 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f63835ef50_22434374___skip_ Программа Финансовый анализ - 6647f638356448_67489820___skip_ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов. 6647f63835f121_90004556___skip_ 6647f63835f235_30229476___skip_ 6647f63835f423_53073035___skip_ Скачать программу 6647f638356718_44018600___skip_ 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f63835f670_40118329___skip_ 6647f63835f813_10529391___skip_ Попроборать 6647f638356718_44018600___skip_ Онлайн 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f638356c25_44135099___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f63835faa9_77499446___skip_ 6647f63835fc78_34052900___skip_ См. также 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f63835fe86_69579609___skip_ 6647f638360068_41806888___skip_ 6647f638360192_17926541___skip_ Финансовый анализ Онлайн 6647f63835e240_35966275___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_ 6647f638358750_77024404___skip_
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ