Оперативный учет в сборочном производстве печатных плат

Гурылев Олег Александрович,
аспирант,
Черненькая Людмила Васильевна,
д-р техн. наук, профессор
Россия, Санкт-Петербург,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Высшая школа киберфизических систем и управления
Института компьютерных наук и технологий,
Системный анализ в проектировании и управлении
№3 2019

Аннотация: Важная роль в вопросах повышения качества производства готового изделия отводится контролю выходных параметров готового продукта. В качестве примера рассмотрено научно-производственное предприятие, осуществляющее сборку печатных плат. Перспективным является сокращение цепочки персонала, отвечающего за внесение данных о текущем состоянии выполнения производственного плана. С этой целью внедряется терминальный доступ в информационную базу предприятия непосредственно из цехов. Подобная модификация позволяет повысить эффективность работы и снизить расходы предприятия.

Для достаточно большого количества производственных предприятий одним из факторов, снижающих его эффективность и требующих доработки, является расхождение фактических данных о состоянии производства с данными в документации. Под фактическими данными подразумевается количество товаров на складах, количество выпущенной продукции каждым из производственных цехов, время простоя автоматических линий, количество и дата отгруженной продукции и так далее. Причиной этого является отсутствие динамического ввода данных в течение дня. Зачастую начальники отделов обновляют данные в информационной системе (ИС) лишь в конце рабочего дня или даже в конце рабочей недели, не имея возможности выделить для этих целей своё рабочее время [1].

На данный момент наиболее полно в производственной информационной системе описана работа административного отдела, бухгалтерии, склада. Тем временем лишь непосредственно в производственных цехах возможен сбор оперативных данных о текущем состоянии выпуска продукции. С этой целью вносятся доработки в текущую информационную систему с целью обеспечения возможности внесения данных непосредственно начальниками участков с терминалов. Кроме того, необходима интеграция производственных систем с единой ИС. На данный момент нет доступных готовых решений для объединения в едином информационном поле данных документооборота, отчетов из цехов и данных с оборудования.

Важным является сведение данных, получаемых в разных отделах промышленного предприятия, для формирования единой отчетности в динамическом режиме. В комплексе это позволит принимать решения по внесению изменений в текущий производственный план без излишних задержек [2].

Фактически наиболее актуальной информацией о степени готовности изделий обладают непосредственно руководители участков, поэтому был разработан модуль, ответственный за формирование в автоматическом режиме отчетности по выпуску, перемещению продукции между цехами и отгрузке продукции, доступный для использования каждому сотруднику (рис. 1).

Стартовое окно оперативный учет

Рис/ 1. Стартовое окно «Оперативный учет»

Программный модуль разработан на базе 1 С: Предприятие для конфигурации 1С: «Управление производственным предприятием».

Требования к системам и компонентам «Оперативного учета» формируются из логики последовательности сборочных процессов и требований к оформлению отчетности со стороны заказчиков. Например, для каждого из производственных цехов ведётся документ «Выпуск продукции», согласованный с документом «Заказ покупателя» по каждой из производимых номенклатур. Во избежание накладок, связанных с перевыпуском или недостачей продукции, на терминалах выводятся данные о количестве произведённых единиц изделия (рис. 2). Данные о перемещении каждой партии полуфабрикатов и комплектующих между складами, производственными цехами и отделом готовой продукции регистрируются в разделе «Перемещение продукции» [3].

Интерфейс выпуска продукции

Рис/ 2. Интерфейс выпуска продукции

Отдел готовой продукции вносит данные о размере и весе коробок с готовыми изделиями, а также формирует расходный ордер на товары на основании заказа покупателя. Подобный подход позволяет избежать накладок при формировании документов как для заказчика, так и для внутренней отчётности предприятия.

Для большего удобства конечных пользователей терминалов было принято решение по объединению модулей системы контроля и учёта доступа сотрудников (СКУД) и оперативного учета в единый программный блок. Для удобства расчета заработной платы сотрудников вводится система учета рабочего времени (рисунок 3). При работе система использует данные индивидуальных пропусков сотрудников стандарта Mi-fare. Также при помощи пропусков производится верификация сотрудников при внесении ими изменений в ИС при выпуске продукции, оформлении отгрузочной документации и т.д. [4].

Интерфейс пользователя СКУД

Рис. 3. Интерфейс пользователя СКУД

Данные о текущем количестве отработанного времени выводятся на терминалы, установленные в каждом из цехов, что позволяет повысить дисциплинированность сотрудников. Как показывает практика, понимание того, что не только руководство, но и ближайшие коллеги осведомлены, какое количество часов отработал каждый сотрудник, насколько опоздал или же задержался на рабочем месте - стимулирует сотрудников к более ответственному отношению к отработанному времени. Этот момент является принципиально важным для сотрудников, работающих в составе команды на дорогостоящем оборудовании. Несвоевременное отсутствие одного сотрудника на рабочем месте вызывает простой всей команды. Данные сведения позволяют упростить работу бухгалтерии по учету рабочего времени, а также помогают анализировать загруженность сотрудников и оценивать качество их работы. Количество изготовленной продукции за рабочий день позволяет выявлять простои в работе сотрудников (для работников отдела объёмного монтажа зависимость между количеством произведённой продукции и затраченным на её изготовление рабочим временем является наиболее наглядной) [5].

Стоит отметить, что данная конфигурация используется на терминалах на рабочих местах на производстве, а не в условиях офиса. С целью минимизации занимаемого терминалами пространства и упрощения ввода данных было принято решение оставить доступным для ввода только сенсорный метод ввода данных, что накладывает отпечаток на используемые в программе формы визуализации данных. В результате минимизирована вводимая вручную текстовая информация, большая часть сведений заполняется из информационной системы автоматически, пользователю необходимо лишь выбрать один из предложенных вариантов. Заполнение данных производится на основании ссылочной связанности различных документов, времени их составления и распределённой системы доступа к различным типам данных в зависимости от конкретного пользователя и уровня его допуска.

С точки зрения менеджмента, ввод оперативного учета позволяет значительно повысить степень контроля за текущим состоянием производства в реальном времени, ликвидировать недочеты по внутренней отчетности предприятия и сделать процесс учета более прозрачным для всех участников процесса. На данный момент терминалы размещены в двух цехах, отделе готовой продукции и на складе. Запланировано дооснащение терминалами всех производственных отделов предприятия, а также прямая интеграция с промышленным оборудованием с целью экономии организации на трудозатратах и программном обеспечении.

Список литературы

1. Волкова В.Н., Козлов В.Н., Магер В.Е., Черненькая Л.В. Классификация методов и моделей в системном анализе // Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. 2017. Т.1. С. 223-226.

2. Гурылев О.А., Черненькая Л.В. Методы оптимизации сборки готового изделия на научно-производственном предприятии // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в науке» (Челябинск, 29.12.2017 г.). - Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. - 35-36 с.

3. Гурылев О.А., Черненькая Л.В. Оперативный учет в сборочном производстве печатных плат // Сборник научных трудов XXII научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении» (Санкт-Петербург, 2224.05.2018 г.). - С. 180-184.

4. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. М.: Юнити, 2005. - 416 с.

5.  Тупик В.А. Технология и организация производства радиоэлектронной аппаратуры. - СПб: Издательство: СПбГЭТУ "ЛЭТИ" - 2004. - 256 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ