О функциях национальной финансовой системы

Людмила Лазаревна Игонина
доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой «Экономика и финансы»,
Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве РФ,
Краснодар, Российская Федерация
Финансовая аналитика: проблемы и решения
№10 (340) 2017

Аннотация

Тема. Предметом статьи являются концептуальные подходы к анализу состава и содержания функций национальной финансовой системы, представленные в современной экономической литературе. Обоснованное выявление функций национальной финансовой системы, их анализ, выявление взаимосвязей и потенциала реализации позволяют получить представление о функциональной действенности национальной финансовой системы и оценить ее вклад в обеспечение устойчивого роста экономики страны.

Цели. Исследование и обобщение научных взглядов, а также обоснование авторской позиции по поводу состава и содержания функций национальной финансовой системы.

Методология. В работе использованы методы логического, системного, функционального и компаративного анализа.

Результаты. Исследованы и обобщены теоретические подходы к определению содержания и состава функций национальной финансовой системы, сложившиеся в рамках различных экономических школ и направлений. Выделены такие функции национальной финансовой системы, как распределительная, регулирующая, аккумулирующая, контрольная и информационная. Показано, что потенциал национальной финансовой системы в выполнении ее функций должен оцениваться с позиций достижения результата, выражающего предназначение указанной системы - финансовое обеспечение расширенного общественного воспроизводства.

Выводы. Подходы к определению функций финансовой системы во многом обусловлены характером теоретических представлений о ее сущности. Выявление состава и содержания этих функций проведено на основе обобщения имеющихся в экономической литературе комплементарных научных позиций и интегрального подхода, отражающего многоаспектный характер финансовой системы.

Применение. Полученные результаты могут быть использованы в качестве научной платформы исследований финансовой системы, ее функциональных характеристик и степени их реализации.

Финансовым системам свойственно динамичное развитие, в процессе которого модифицируются их структурные формы, возникают новые виды взаимосвязей, появляются финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие реализацию целей и задач функционирования финансовых систем в общественном воспроизводстве.

Необходимость целостного осмысления эволюции финансовых систем закономерно обусловливает исследование их сущностных и функциональных характеристик в контексте обобщения и дополнения существующих теоретико-методологических построений.

В предшествующей публикации нами были рассмотрены теоретические представления о сущности финансовой системы1, а данная статья посвящена проблемам исследования ее функций.

1 Игонина Л.Л. Теоретические представления о сущности финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 1.

Функции (от лат. functio - исполнение, осуществление) выступают как внешнее проявление основополагающих, сущностных свойств объекта (явления) в той или иной системе отношений. Они способствуют реализации целевого назначения данного объекта или явления и детерминируют необходимые условия, обеспечивающие его существование в данной среде.

Функции национальной финансовой системы, соответственно, следует рассматривать как форму выражения ее существенных свойств и способ реализации общественного назначения в социально-экономической системе страны.

Вопрос о содержании и составе функций финансовой системы относится к разряду дискуссионных положений современной теории финансов. Это прежде всего объясняется своеобразием подходов к трактовке сущности финансов и финансовой системы различных научных школ и направлений, связанным, в свою очередь, с конкретно-историческими и страновыми особенностями функционирования финансовых систем.

В экономической литературе Запада, где превалирует институциональный подход к пониманию сущности финансовой системы (в рамках которого последняя трактуется как совокупность институтов, осуществляющих аккумулирование и предоставление денежных средств на основе определения ценности активов и распределения рисков), к функциям финансовой системы относят передачу информации, контроль за денежными потоками, мобилизацию сбережений, снижение рисков, уменьшение издержек денежного обращения, расчетно-платежное обслуживание и др.

Например, Р. Левин различает такие функции финансовой системы:

  • трансфер информации о возможных тенденциях инвестирования и распределения капитала;
  • контроль и мониторинг;
  • управление риском;
  • консолидация сбережений;
  • сокращение издержек в сфере обращения [1].

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц приводит следующий состав функций финансовой системы:

  • трансфер капитала от субъектов сбережения к заемщикам и инвесторам;
  • концентрация капитала для реализации проектов;
  • селекция проектов;
  • мониторинг использования финансовых средств проекта;
  • обеспечение выполнения контрактов (возврата);
  • передача, разделение, агрегирование и диверсификация рисков [2].

По мнению экономистов, все указанные функции важны как для накопления капитала, так и для повышения совокупной факторной производительности2. Исследователи Р. Мертон и З. Боди в качестве функций финансовой системы рассматривают:

2 Stiglitz J. More Instruments and Broader Goals: Moving toward the Post-Washington Consensus. WIDER Annual Lectures 2. Helsinki, NU/WIDER, 1998, 46 р.

  • перемещение ресурсов во времени и пространстве (эта функция рассматривается как приоритетная, без выполнения которой финансовая система не может выполнять иные функции);
  • консолидацию ресурсов и разделение паев участия в капитале;
  • управление риском; платежно-расчетную и информационную функции;
  • решение психологических проблем стимулирования [3].

Отметим: поскольку под финансовой системой указанные авторы понимают совокупность различных финансовых институтов, функции системы исследуются, соответственно, как функции этих институтов.

В отечественной экономической литературе последних лет также получает развитие институциональный подход к определению сущности и функций финансовой системы. Вместе с тем большинство исследователей признают ограниченность определения сущности и функций финансовой системы через ее институциональные элементы [4]3.

3 Шмиголь Н. С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. 2010. № 43. С. 59.

При этом научные позиции российских ученых по поводу содержания и состава функций финансовой системы весьма различаются, как и подходы к определению сущности финансовой системы [5].

Зачастую функции финансовой системы, исходя из устоявшихся трактовок категорий «финансы» и «финансовая система», выводят из функций финансов. Так, согласно распространенному научному представлению, к основным функциям финансовой системы относят распределительную и контрольную функции [6].

Наряду с этим в трудах отдельных исследователей и научных коллективов встречается более широкое толкование состава функций финансовой системы. В него включают и другие функции:

  • регулирующую;
  • стабилизационную4;
  • инвестиционно-распределительную;
  • обеспечивающую;
  • фондообразующую;
  • стимулирующую5;
  • аккумулирования денежных средств6;
  • управления рисками;
  • сбережения и кредитования;
  • планирования и предоставления финансовой информации7;
  • сокращения информационных и операционных издержек;
  • диверсификации рисков8.

При всех различиях представленных научных взглядов их анализ и обобщение позволяют прийти к выводу о становлении консолидированной позиции ученых в отношении следующих положений:

  • в качестве приоритетной функции финансовой системы рассматривается перераспределение финансовых ресурсов. Такая позиция соответствует принятому как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе подходу, согласно которому финансовая система, не выполняющая свою главную функцию, не может выполнять и прочих функций [7];
  • представление о прочих функциях финансовой системы отражает современное научное видение, соответствующее объективным процессам динамичного развития мировой и национальных финансовых систем.

4 Финансы: учеб. пособие / под ред. А.М. Ковалевой. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 1998. С. 3.

5 Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 8.

6 Горелик В.Н. Финансовая система как подпространство денежной сферы // Финансы и кредит. 2009. № 28. С. 30.

7 Шевченко Л.М. Функции финансовой системы // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. Вып. 2. С. 194-198.

8 Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учеб. пособие. СПб: СПбГЭУ, 2014. С. 11-12.

Обоснованным в этом контексте представляется мнение ученых, считающих, что развитие отечественной финансовой науки должно протекать в русле общемировой финансовой парадигмы и строиться с учетом единства подходов к терминологическому аппарату [8].

Продуктивная направленность выстраивания интегрального научного подхода достигается при комбинации комплементарных, не противоречащих друг другу научных позиций разных научных школ и отдельных исследователей. Она обусловлена самим характером эволюции финансовых систем, которые в ходе общественного развития, с одной стороны, приобретают сложно структурированный вид и новые функциональные характеристики, а с другой стороны, становятся все более взаимозависимыми и взаимодействующими.

При этом методологическими принципами исследования функций национальной финансовой системы являются следующие положения:

  • функции (как и сущность) финансовой системы носят объективный характер;
  • в процессе развития сущность финансовой системы проявляется в различных функциях;
  • состав этих функций целесообразно определять на основе отражения сложной, многоаспектной сущностной природы финансовой системы;
  • функции выражают специфическое взаимодействие системы как целостной совокупности с внешней средой.

В соответствии с данными принципами и на основе обобщения имеющихся в экономической литературе комплементарных научных позиций представляется возможным выделить следующие функции национальной финансовой системы:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • аккумулирующую;
  • контрольную;
  • информационную.

Распределительная функция, заключающаяся в распределении и перераспределении между экономическими субъектами финансовых ресурсов, реализуется через их перемещение во времени и пространстве. Будучи ключевой, данная функция финансовой системы играет особую роль в процессе общественного воспроизводства.

По мере усложнения экономики, модернизации механизмов распределения и перераспределения капитала, совершенствования финансовых рынков, разветвления сети посредников и появления новых инструментов спектр форм реализации финансовой системы существенно расширяется.

Во временном аспекте перемещение финансовых ресурсов обусловлено существованием разрыва между моментами их получения и использования экономическими субъектами. При этом с помощью финансовых инструментов осуществляются приоритизация направлений аккумулирования и использования денежных средств, инвестирование капитала, синхронизация финансовых потоков, распределение налоговой нагрузки и диверсификация рисков хозяйственных процессов.

Финансовая система призвана обеспечить перемещение соответствующих ресурсов как во временном, так и в пространственном аспекте - между экономическими агентами, локализованными в различных регионах, макрорегионах, странах.

Кардинальные сдвиги в мировом и национальных хозяйствах, обусловившие развитие процессов глобализации экономических связей, ведут к усилению взаимодействия финансовых систем и расширению сфер распространения финансового капитала.

Ускоренное развитие информационных технологий, электронных средств связи вследствие развертывания всемирных компьютерных сетей, формирование интегрированного электронного глобального рынка способствуют взаимопереплетению финансовых систем и росту мобильности финансового капитала в пространственном и временном континууме, сопровождающимся уменьшением издержек и повышением эффективности финансовых трансакций.

Глобальный электронный рынок располагает разветвленной высокотехнологичной сетью каналов коммуникации и потоков информации, пронизывающей мировое экономическое пространство, круглосуточно функционирует во всех часовых поясах, что обеспечивает доступ к финансовым ресурсам из каждой точки Земли в режиме реального времени, а также возможность прямых, без участия посредников, сделок, предоставления любого пакета финансовых услуг различным категориям инвесторов.

С распределительной функцией финансовой системы тесно связана ее регулирующая функция. Она характеризует векторы перераспределения финансовых ресурсов, формирования воспроизводственных, отраслевых, внутриотраслевых, внутрихозяйственных и территориальных пропорций.

Регулирующее воздействие ориентировано на достижение стабильных темпов социохозяйственного развития посредством применения финансовых методов и инструментов, обеспечивающих управление рисками хозяйственных процессов, выбор и реализацию эффективных инвестиционных проектов, рост ликвидности финансовых активов, оптимизацию механизмов проведения платежей и расчетов.

На макроэкономическом уровне финансовое регулирование социально-экономических процессов реализуется через многие виды финансовой политики (бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, инвестиционную, ценовую, таможенную, страховую) путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах экономики и ее ограничения в других. Такое воздействие ориентировано на устранение имеющихся или предотвращение возможных дисбалансов, развитие прогрессивных технологий, достижение социальной стабильности.

В сфере управления рисками хозяйственных процессов регулирующая функция финансовой системы состоит в обеспечении возможности перемещения, регулирования и снижения предпринимательских рисков. Использование финансовых контрактов позволяет объединять и диверсифицировать риски, что способствует уменьшению совокупной экономической нестабильности при условии взвешенной политики финансовых институтов, которые обеспечивают стимулы к взятию риска [9-11].

Институты, принимающие на себя риски клиентов, используют различные способы и инструменты управления рисками, соответствующие их функциональному назначению в финансовой системе и обеспечивающие перенесение или предотвращение рисков, компенсацию потерь, полное или частичное избежание риска.

Так, традиционно основным институциональным элементом финансовой системы, посредством которого происходит реализация данной функции, выступают страховые организации, принимающие на себя риски и оплату страховых требований по договоренности сторон.

Государственные внебюджетные фонды, которые ориентированы на обеспечение социальной защиты населения, применяют способы перераспределения национального дохода, направленные на поддержку социально незащищенных общественных групп.

Паевые инвестиционные фонды и их управляющие компании содействуют сохранению и приумножению вложений инвесторов при диверсификации рисков вкладчиков и т.д.

В сфере управления ликвидностью финансовых активов регулирующая функция финансовой системы позволяет выбрать тот или иной актив в соответствии с предпочтениями экономических агентов, задающих степень его ликвидности.

Финансовые активы с привлекательными инвестиционными чертами и характеристиками ликвидности формируют направления денежных вложений. Регулирующая функция финансовой системы способствует выбору предпочтительных форм хранения, движения и использования активов, упрощению и сокращению времени проведения деловых операций, а также селекции и реализации эффективных инвестиционных проектов.

Речь идет о том, что модель финансирования инвестиционного проекта, учитывающая уровень доступности тех или иных денежных источников, их объемы, соотношение и стоимость, в существенной мере воздействует на результаты оценки эффективности проектов и их селекцию.

Благодаря регулирующей функции финансовой системы экономические агенты, планирующие исполнение инвестиционного проекта, получают возможность оптимизировать схему его финансирования, выбрав наилучшую комбинацию форм и источников при минимизации их средневзвешенной стоимости.

В области расчетов и платежей регулирующая функция финансовой системы обеспечивает рост масштабов и ускорение движения ресурсов между экономическими субъектами. Использование современных платежных средств стимулирует обмен экономическими активами, упрощает и ускоряет расчеты и платежи.

С развитием инновационных технологий проходит имплементация новых платежных систем и все более совершенных платежных средств, традиционные двусторонние отношения расчетного обслуживания трансформируются в сетевые структуры взаимосвязей, построенные на многосторонней основе, что улучшает перемещение финансов в пространстве и времени.

Аккумулирующая функция финансовой системы реализует сосредоточение избыточных сбережений, формирование денежных фондов, инвестирование и резервирование денег. В ходе распределения средств обеспечивается финансирование текущих потребностей экономических субъектов и накопление ресурсов в целевых финансовых фондах для реализации инвестиционных потребностей.

Благодаря указанной функции в экономике за счет накоплений формируются ресурсы инвестирования, реализуется противодействие инфляционным и кризисным процессам, поддерживается устойчивость и ликвидность национальной валюты.

Контрольная функция финансовой системы состоит в контроле и мониторинге денежных доходов и фондов на всех стадиях их формирования и использования, объективно отражает ход финансовых распределительных процессов в соответствии с поставленными целями.

Данная функция проявляется в наздоре за формированием и распределением финансовых ресурсов, их эффективным использованием и расходованием по назначению, в выявлении несоответствий результатов заданным целям и разработке соответствующих корректирующих мер.

Механизмом реализации этой функции является система финансовых критериев и показателей, санкций, поощрений и льгот, а также выбор финансовых приоритетов социально-экономического развития общества.

Информационная функция финансовой системы содействует принятию экономическими агентами оптимальных решений на основе сбора, обработки и интерпретации информации.

В современных экономических системах информация становится ключевым фактором, определяющим направления движения финансовых ресурсов. Так, данные о динамике процентных ставок на финансовых рынках как об одном из наиболее общих индикаторов экономического развития позволяют составить представление об основном тренде; результаты финансовой оценки экономических активов служат важным инструментом хеджирования рисков сделок, обслуживающих движение капитала.

Именно диагностика финансовой информации лежит в основе принятия хозяйственных решений экономическими агентами. При этом полнота, своевременность и достоверность сведений, а также качество их интерпретации существенно определяют эффективность принимаемых решений.

Вместе с тем, поскольку информация является несовершенной и асимметричной, в том числе вследствие действий экономических агентов, возрастает роль инфраструктурных институтов финансовой системы. Их деятельность направлена на упрощение процессов передачи и обработки информации для всех экономических агентов и тем самым - на снижение информационной асимметрии, уменьшение информационных затрат и увеличение эффективности использования экономических ресурсов.

Перечисленные функции в их органической взаимосвязи и взаимопереплетении позволяют реализовать сущность финансовой системы как сложного и многомерного явления. При этом они рассматриваются применительно к национальной финансовой системе в целом, включая ее отдельные сферы и звенья, поскольку функции всех органических элементов системы прежде всего определяются не только их внутренним развитием, но и местом в системе, а также интегративными связями.

Наряду с этим в экономической литературе при анализе функций финансовой системы исследуют функции ее отдельных подсистем. Так, А.З. Дадашев, разработав состав целей и функций каждой из выделенных им подсистем финансовой системы (финансы организаций, общегосударственные финансы, финансы домашних хозяйств), пришел к выводу о том, что подсистеме финансов организаций присуща функция обеспечения текущей, инвестиционной и финансовой деятельности коммерческих организаций и текущей (уставной) деятельности некоммерческих организаций; подсистеме общегосударственных финансов - функция финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; подсистеме финансов домашних хозяйств - функция финансового обеспечения потребностей домохозяйств (личных, общих) и репродукции семьи.

Общая идея исследователя состоит в том, что подсистемы финансовой системы имеют свои функции, соответствующие специфике их целевого назначения9.

9 Дадашев А.З. Теоретико-методологические основы исследования финансов // Финансы и кредит. 2015. С. 29-46.

Однако их формулировка, на наш взгляд, соответствует скорее содержанию функциональных задач.

Конкретизация функций отдельных структурных звеньев финансовой системы встречается и в других источниках. Например, применительно к публичным финансам как структурному звену финансовой системы Р. Масгрейв выделяет три ключевые функции:

  • аллокацию ресурсов, связанную с обеспечением общества со стороны государства определенными благами, которые не могут быть предоставлены негосударственным сектором;
  • перераспределение доходов, вытекающее из необходимости реализации принципа социальной справедливости;
  • стабилизацию экономики, обусловленную целеориентированностью экономической политики (обеспечение занятости, стабильности цен, устойчивого экономического роста) [12].

Кроме того, по мнению исследователя, финансовая система реализует и иные традиционные функции:

  • аккумулирующую, связанную с концентрацией денежных средств посредством особого экономического механизма для формирования материальной базы государства;
  • регулирующую, которая предполагает стимулирование работы хозяйствующих субъектов в направлении развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем;
  • распределительную, которая реализуется посредством формирования и использования финансовых ресурсов в специальных фондах для выполнения целевых программ и структурной перестройки экономики;
  • контрольную, ориентированную на совершенствование процессов взыскания налогов и целевое использование полученных налоговых поступлений.

По поводу функций финансов предприятий и домашних хозяйств в экономической литературе также существуют неоднозначные мнения. Некоторые экономисты считают, что финансам предприятий помимо распределительной и контрольной функций присуща ресурсообразующая (обеспечивающая), суть которой состоит в систематическом формировании из различных альтернативных источников финансовых ресурсов в необходимых объемах для обеспечения текущей деятельности предприятия и стратегических целей его развития.

К функциям финансов предприятий относят также воспроизводственную, стимулирующую и иные. М.В. Романовский, например, определяет их так:

  • формирование капитала, денежных доходов и фондов;
  • использование сформированного;
  • регулирование денежных потоков предприятия10.

10 Финансы предприятий / под ред. М.В. Романовского. СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. С. 34.

В числе функций финансов домашних хозяйств, кроме распределительной и контрольной, называют еще регулирующую, инвестиционную, ресурсообразующую, воспроизводственную и иные функции.

На наш взгляд, все структурные звенья национальной финансовой системы выполняют функции системы в целом, хотя их реализация имеет определенные особенности, обусловленные специфическим назначением конкретных звеньев.

Такой подход вытекает из соотношения общих и особенных признаков применительно к финансовой системе и ее структурным элементам.

Особый интерес представляет реализация функций национальной финансовой системы. Подходы к этому вопросу связаны с теоретическим представлением о сущности и составе функций этой системы. Так, по мнению ряда экономистов, эффективно функционирующим финансовым системам различных стран присущи в том или ином соотношении пять следующих характеристик:

  • устойчивое состояние государственных финансов и рациональная политика управления государственным долгом;
  • стабильность денежного обращения;
  • деятельность коммерческих банков, одни из которых обеспечивают обслуживание сделок внутри страны, а другие - внешнеторговых операций;
  • наличие центрального банка, управляющего внутренними финансовыми ресурсами и отстаивающего интересы государства во внешних экономических связях;
  • эффективное функционирование фондового рынка [13]11.

11 Столбов М.И. Финансовая система как катализатор экономического роста: страницы истории ведущих стран Запада и Японии // Экономика XXI века. 2005. № 8. С. 53-63.

Такая позиция вытекает из теоретического представления о финансовой системе как совокупности финансовых институтов.

С позиций системного подхода финансовая система является важнейшей подсистемой экономической системы общества, призванной обеспечить эффективные процессы аккумуляции и распределения денежных ресурсов различными экономическими субъектами [14].

В этом плане потенциал выполнения функций национальной финансовой системы более корректно оценивать не с точки зрения реализации каждой из функций, а с позиций достижения результата, отражающего функциональное назначение данной системы.

Таким результатом, на наш взгляд, выступает финансовое обеспечение расширенного общественного воспроизводства в масштабах страны. Его количественные характеристики могут быть выражены финансовыми показателями, прежде всего относительными, полученными посредством сравнения с базовым, нормативным или иным пороговым значением.

Интегральным параметром макроэкономической эффективности функционирования финансовой системы страны может служить степень трансформации внутренних сбережений в долгосрочные инвестиции. Важным результирующим индикатором функциональной действенности национальной финансовой системы является также соотношение валового сбережения и валового накопления основного капитала в ВВП.

Применительно к России предельным (пороговым) значением нормы валового накопления основного капитала можно принять ее уровень, присущий отечественной экономике 1980-х гг., а также новым индустриальным странам Азии, реализовавшим ускоренную модернизацию национальных хозяйств, - не ниже 28-31%, а также отношение нормы валового накопления основного капитала и валового сбережения - 100%.

Анализ показывает: если в 1970-1980-е гг. в России накопление основного капитала следовало за валовым сбережением, то при рыночном реформировании отечественной экономики между этими показателями в ВВП сформировался высокий разрыв.

В последующий период (2000-2016 гг.), как видно из данных рис. 1, норма валового накопления основного капитала имела положительный тренд.

Рисунок 1. Валовое сбережение, валовое накопление основного капитала и инвестиции в основной капитал в России в 2000-2016 гг., % ВВП

Валовое сбережение, валовое накопление основного капитала и инвестиции в основной капитал в России в 2000-2016 гг

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#

Однако ее уровень считается недостаточным для обеспечения экономического роста [15, 16], особенно если учитывать слабый уровень производственного развития и высокого физического износа накопленного основного капитала многих отраслей отечественной экономики.

В 2000-2005 гг. норма валового сбережения практически в два раза превышала норму валового накопления основного капитала. Это означало, что сбережения, которые не были израсходованы на валовое накопление, направлялись в форме экспорта капитала за пределы страны.

Таким образом, сберегательные процессы в стране обеспечивали не только внутреннее накопление капитала, но кредитование, предоставляемое в крупных масштабах остальному миру.

В тот период, согласно существующим оценкам, основная масса экспортируемого отечественного капитала, вывозимая большей частью в нелегальных формах, оседала в офшорах и офшоропроводящих странах, свидетельствуя о кругообороте российского капитала между Россией и офшорными территориями.

В 2006-2009 гг. возникла кратковременная тенденция сокращения названного разрыва вследствие снижения нормы валового сбережения в условиях снижения мировых цен на важнейшие товары, экспортируемые Россией.

В 2011-2012 гг. разрыв между нормой валового сбережения и валового накопления основного капитала в национальной экономике возобновился. Начиная с 2013 г. тренды обоих направлений стали синхронными, что объясняется сокращением масштабов вывоза капитала в условиях геополитической напряженности и антироссийских санкций.

Обладая нормой валового накопления капитала, близкой к аналогичным показателям развитых стран, Россия характеризуется иной структурой накопления, что связано с характером институционального развития, а также со спецификой сформировавшейся структуры экономики и соотношений в рентабельности производства, придающих соответственную ориентацию инвестициям.

Разрыв между нормой валового сбережения и инвестициями в основной капитал, соотнесенными с ВВП, в 2000 г. составлял 2,3. К 2009 г. он сократился до минимального значения за весь период исследования (1,02), но в последующие годы возобновился и к 2016 г. достиг значения 1,6.

Достижение устойчивого экономического роста возможно лишь при существенном увеличении валовых сбережений и закреплении на достаточном уровне нормы накопления. Сам факт постоянного разрыва между сбережением и накоплением основного капитала говорит о том, что рост российской экономики тормозится не только низкой долей сбережения, но и слабым использованием сбережений в интересах производственного инвестирования.

Важную роль при этом играет повышение степени эффективности финансовых институтов как медиаторов инвестиционного капитала12.

12 Игонина Л.Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал // Финансы и кредит. 2015. № 2. С. 2-13; Игонина Л.Л. Финансовый потенциал инвестиционного процесса в российской экономике // Дайжест-Финансы. 2016. № 2. С. 2-12.

Пока она низка: доля кредитов банков, занимающих доминирующие позиции на отечественном финансовом рынке, в совокупном объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал, в 2016 г. составила всего 10,5%, а вклад других финансовых институтов гораздо менее существенен.

Развитие инвестиционного банковского кредитования сдерживается факторами, связанными со структурными проблемами как банковской системы, так и нефинансовых предприятий. Это выражается в значительном превышении процентных ставок по банковским кредитам над рентабельностью большинства предприятий реального сектора экономики (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение рентабельности активов нефинансовых предприятий и средневзвешенных процентных ставок по банковским кредитам (2012—2016 гг.)

Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ 2024 для расчета рентабельности активов и большого количества финансово-экономических коэффициентов.

Соотношение рентабельности активов нефинансовых предприятий и средневзвешенных процентных ставок по банковским кредитам

Примечание. Для расчетов были сопоставлены показатели рентабельности активов организаций в среднем по экономике и средневзвешенные процентные ставки по кредитам в рублях для нефинансовых предприятий на срок свыше одного года.

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики и Банка России. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/#; URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=int_rat

Мысль о дисфункциональности отечественной финансовой системы, о том, что она не реализует эффективную трансформацию денежных ресурсов и не создает необходимых предпосылок для социохозяйственного развития, а следовательно, требует модернизации, признается большинством исследователей. При этом речь идет о разработке механизмов, стимулирующих, с одной стороны, направление ресурсов финансовой системы на развитие реального сектора, а с другой стороны, - на активизацию производственных инвестиций нефинансовыми предприятиями.

В основе современных стратегий развития национальной финансовой системы должен лежать учет потенциала реализации ее функций. Это имеет особое значение потому, что эволюция любой системы связана с воспроизводством движения от изменяющихся функций к изменяющимся структурам, в то же время функциональная организация способствует реализации назначения системы и детерминирует необходимые условия, обеспечивающие ее существование в данной среде [17].

Анализ национальной финансовой системы в функциональном аспекте позволяет получить представление об ее эффективности, а также обосновать фундаментальный вывод о том, что развитие финансовой системы следует оценивать в контексте ее функциональной роли в социохозяйственном развитии страны.

Главной задачей развития отечественной финансовой системы является ее ориентация на достижение устойчивого экономического роста. Это требует комплексного пересмотра подходов к регулированию взаимодействия экономики и финансов, выбора стратегических приоритетов финансовой политики, взаимоувязанных с другими составляющими макроэкономической политики и гарантирующих взаимодействие финансового и реального секторов, стабильную экономическую и социальную динамику.

Список литературы

1. Levin R. Finance and Growth: Theory and Evidence. Handbook of Economic Growth, Eds. P. Aghion and S.N. Durlauf, Elsevier North Holland, 2005, рp. 866-934.

2. Stiglitz J. Financial Systems for Eastern Europe's Emerging Democracies. International Center for Economic Growth Publication, 1993, 41 р.

3. Merton R.C., Bodie Z.A. Conceptual Framework for Analyzing the Financial System. in the Global Financial System: A Functional Perspective, by D.B. Crane, K.A. Froot et al. Boston, Harvard Business School Press, 1995, рр. 3-31.

4. Молчанова И.П., Молчанов И.Н. Финансовая система в национальной экономике: становление и развитие // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 1.С. 217-225.

5. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие: монография. М.: Русайнс, 2016. 140 с.

6. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. № 6.С. 60-66.

7. Рубцов Б.Б., Селезнев П.С. Современные тенденции развития и антикризисного регулирования финансово-экономической системы: монография. M.: ИНФРA-M, 2015. 180 с.

8. Сабитова Н.М. О понятийном аппарате в финансах // Вестник Финансового университета. 2014. № 1.С. 74-80.

9. Easterly W., Islam R., Stiglitz J. Shaken and Stirred: Explaining Growth Volatility. Crises and Recovery. Annual Bank Conference on Development Economics, World Bank, Washington, D.C., 2001, рр. 191-211.

10. Denizer C., Iyigun M., Owen A. Finance and Macroeconomic Volatility. Policy Research Working Paper Series, 2000, no. 2487.

11. Beck T., Lundberg M., Majnoni G. Financial Intermediary Development and Growth Volatility: Do Intermediaries Dampen or Magnify Shocks? Journal of International Money and Finance, 2006, no. 25(7), рр. 1146-1167.

12. Масгрейв Р. Государственные финансы: теория и практика. М.: Бюджет, 2009. 708 с.

13. Rousseau P.L., Sylla R Financial Systems Economic Growth and Globalization. Globalization in Historical Perspective. University of Chicago Press, 2003, pp. 373-413.

14. Абрамова М.А. Национальная денежная система: теория, методология исследования, концепция развития в условиях модернизации современной экономики: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 380 с.

15. Миркин.Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. 480 с.

16. Игонина Л.Л. Финансовые детерминанты социохозяйственного развития России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10-3. С. 74-78.

17. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ