Методика управления привлечением финансовых ресурсов

Павленко Н.Э.
старший преподаватель,
кафедра финансов и кредита;
Цымбал Е.А.
студент, направление: экономика,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Проблемы науки
№5 (18) 2017

Аннотация: статья посвящена теме управления привлечением финансовых ресурсов коммерческого банка. Авторами рассматривается сущность управления привлечением финансовых ресурсов, а также методы. В заключении предложены направления совершенствования системы управления привлечением финансовых ресурсов.

Актуальность исследования обусловлена следующим. В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансовыми ресурсами. Банковская деятельность, с ее четко выраженной финансовой направленностью, не составляет в этом отношении исключения. Проблема формирования финансовых ресурсов для коммерческих банков имеет несравнимо большее значение, чем для любых иных хозяйствующих субъектов.

Задачи модернизации российской банковской системы, достижения ее соответствия потребностям развития отечественной экономики обусловливают решения проблемы привлечения финансовых ресурсов из различных источников, формирования приемлемой структуры капитала и эффективной ресурсной базы коммерческих банков, что требует интенсификации исследований в данной области.

Управление привлечением финансовых ресурсов является составной частью общего процесса управления, организованного в банке в целях эффективного использования его подразделений по решению стоящих перед банком задач [5, с. 104].

По мнению И.Р. Нурисламовой, привлечение финансовых ресурсов жизненно важно для деятельности коммерческих банков, при этом, оно характеризуется несколькими главными аспектами, а именно:

  • способность банка привлекать депозиты и межбанковские кредиты, размещать собственные ценные бумаги служит главным критерием его признания со стороны различных субъектов финансового рынка;
  • состояние ресурсной базы банка - основной критерий для оценки его стабильности и надежности, индикатор качества обслуживания клиентов, уровня банковского менеджмента и маркетинга;
  • управление формированием ресурсной базы кредитных организаций призвано обеспечить оптимальный объем привлеченных ресурсов на длительные сроки с наименьшими затратами [4, с. 66].

Процесс управления привлечением финансовых ресурсов должен обеспечивать реализацию принципов, целей и планов кредитной организации.

Ганделян К.Э. считает, что для организации управления привлечением финансовых ресурсов необходимо:

  • установить четкие полномочия и круг обязанностей между соответствующими отделениями, подразделениями и уровнями управлениярисками;
  • выделить персонал и ресурсы с соответствующими полномочиями, навыками и квалификацией;
  • определить процесс принятия решений;
  • установить требования к управленческой информации;
  • построить соответствующую организационную структуру [3, с. 426].

Другой автор, А.Н. Василин, считает важным в управлении привлечением финансовых ресурсов выбор наилучшего метода [2, с. 101]. Методы управления представлены на рисунке 1.

Методы управления привлечения финансовых ресурсов коммерческого банка

Рис. 1. Методы управления привлечением финансовых ресурсов коммерческого банка

Опишем подробнее рассматриваемые методы.

Административные методы управления привлечением финансовых ресурсов коммерческого банка включают формирование внутренних регламентирующих документов, отражающих его политику, правила и нормы.

Экономические методы подразделяются на аналитические, специфические и маркетинговые.

Аналитические методы (метод группировок, структурного анализа, коэффициентного и факторного анализа) используются для оценки ситуации, выявления текущих проблем и тенденций, определения необходимости внесения корректировок в политику банка в сфере управления формированием привлеченных ресурсов.

Маркетинговые методы управления непосредственно связаны с клиентами (в том числе потенциальными) - их изучением, диагностикой, стимулированием и включают создание картотеки клиентов, мониторинг рынка банковских услуг, рекламирование банковских продуктов и услуг, формирование имиджа банка, обеспечение доступности и высокого качества услуг, формирование комплексных услуг и др.

Экономические методы подразумевают использование инструментов управления привлеченными ресурсами: разного рода ограничений (на остаток средств на счете (размер неснижаемого остатка), на срок размещения депозита, на сумму взноса, на размер первоначального и последующих взносов, на суммарные обороты по счету и т.п.); блокировок (остатков или на списание средств); комиссии; платы за обслуживание; процентных ставок; дисконтов.

Независимо от методов, главной целью управления привлечением финансовых ресурсов коммерческого банка является достижение такой ситуации, когда чистая прибыль, извлекаемая из их использования, будет максимальной [1, с. 626].

Основным условием, при котором возможно управление составом привлекаемых банком ресурсов, является наличие полноценного и цивилизованного рынка, на котором товаром являются временно свободныесредства тех или иных субъектов. В настоящее время этот фактор являетсяактуальным для всех кредитных учреждений, без исключения.

Направлениями совершенствования системы управления привлечением финансовых ресурсов, на наш взгляд, являются:

  1. совершенствование управленческой информации;
  2. создание комитета по управлению финансовыми ресурсами;
  3. соблюдение принципов управления.

Несомненно, намеченные пути совершенствования системы управления привлечением финансовых ресурсов позволят повысить эффективность использования финансовых ресурсов коммерческого банка и улучшить их структуру.

Список литературы

1. Балыкбаева Р.С. Основы управления финансовыми ресурсами коммерческих банков / Р.С. Балыкбаева, А.З. Гафарова // Экономика и социум, 2014. № 4-1 (13). С. 626-629.

2. Василин А.Н., Вотинцева Л.И. Современные подходы и системы управления ресурсами банка / А.Н. Василин, Л.И. Вотинцева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд, 2016. № 39-1. С. 100-105.

3. Ганделян К.Э. Финансовые ресурсы коммерческих банков / К.Э. Ганделян, Е.С. Ковалева, О.П. Бондарчук // Экономика и социум, 2016. № 4-1 (23). С. 425-427.

4. Нурисламова И.Р. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов коммерческого банка / И.Р. Нурисламова // Актуальные проблемы экономического развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 апреля 2014 г.). Уфа: ООО «Аэтерна», 2014. 193 с.

5. Стащук Е.В. Управление финансовой деятельностью банковского учреждения / Е.В. Стащук, Н.В. Литвинчук // Региональная экономика и управление, 2014. № 2-2 (02). С. 104-106.

Метки
Программа Финансовый анализ - ФинЭкАнализ для анализа финансового состояния предприятия, позволяющая рассчитывать большое количество финансово-экономических коэффициентов.
Журнал Арбитражный управляющий
Скачать ФинЭкАнализ
Программа для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Скачать ФинЭкАнализ
Провести Финансовый анализ Онлайн
Онлайн сервис для проведения финансового анализа по данным бухгалтеской отчетности
Попробовать ФинЭкАнализ